Программа развития МКДОУ ЦРР ДС№12 г.Избербаша РД


Программа развития
Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Центра развития ребенка-
детского сада №12 «Пчелка» »
на 2016 - 2020гг.

Принята на общем собрании
трудового коллектива
МКДОУ ЦРР Д/С №12

Протокол от «28» августа 2016 г. №1
Заведующая ______ ( Х.А.Сулейманова )
РД, г.Избербаш
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №12"Пчелка"»
СОГЛАСОВАНО
Начальник
Управления образования
города Избербаш
_____ Р.Х.Гаджиалиева
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ ЦРР
детский сад №12
_____ /Х.А.Сулейманова /
«26» 08.2016г.
Программа развития
Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Центра развития ребенка
детского сада №12 «Пчелка» »
на 2016 - 2020гг.
«Создание единой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада»
Рассмотрено
на общем собрании
трудового коллектива
МКДОУ ЦРР Д/С №12
Протокол от «28» августа 2016 г. №1



Избербаш – 2016г.
Структура Программы развития
Оглавление
I. Обоснование Программы, цель, задачи, ожидаемые результаты _____2стр.
II. Информационная справка.____________________________________11стр.
III. Блок аналитического и прогностического обоснования Программы.__________________________________________________________14стр.
IV. Концепция желаемого будущего состояния ДОУ как системы ______25стр.
V. Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние ____30стр.
Этапы реализации Программы развития.
Укрепление материально-технической базы.
Социальное партнерство.
I. Обоснование Программы, цель, задачи, ожидаемые результаты
Актуальность разработки программы развития МКДОУЦРР «Детский сад № 12 «Пчелка» г.Избербаша обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны, связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования.
Введение федерального государственного стандарта ставит новые требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Данная перестройка требует изменения «старого» мировоззрения педагогических и управленческих кадров на «новое».
Для того чтобы быть успешным, недостаточно просто уметь адаптироваться к современным условиям – важно предвидеть тенденции времени и обладать определенными «динамическими возможностями», создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Сегоднядолжна быть пересмотрена система управления педагогическим коллективом, направленная на развитие динамических способностей педагогов, формирования у них ключевых компетенций. А именно: умение целостно видеть развитие ребенка; осуществлять педагогическую деятельность с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка и прогноза его развития; владеть ораторскими способностями и коммуникативными навыками; быть менеджером своего дела и уметь выстраивать взаимоотношения со всеми субъектами образовательной деятельности.
Новый подход требует и новой системы управления образовательным учреждением, основанной на систематическом мониторинге запросов общества, родителей и детей, изучении тенденций развития системы образования и человека в современном обществе. Эффективность деятельности образовательного учреждения будет зависеть от умения прогнозировать существующее тенденции и умения своевременно и адекватно на них отвечать.
Одной из наиважнейших управленческих функций в образовании является прогнозирование деятельности образовательного учреждения. И это в первую очередь относится к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения.
Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МКДОУ. Мониторинг запросов родителей в сфере образования показал, что родители предпочтение отдают программам подготовки детей к школьному обучению, а не формированию у них компетентностей и личностных качеств. Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в реализации программы. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.
В современных условиях реформирования образования, МКДОУ ЦРР «Детский сад №12 «Пчелка» представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах образовательный процесс опирается непосредственно на детский опыт обучения, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс.
Необходимость введения данной программы также обусловлена пересмотром содержания образования в детском саду №12, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Необходимость введения дополнительных образовательных услуг также предусмотрена в Программе с целью вовлечения детей в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
В целом Программа носит инновационный характер и направлена на развитие образовательного учреждения, достижения результатов деятельности образования с учетом потребностей ребенка.
Программа развития МКДОУ ЦРР «Детский сад №12 «Пчелка» на 2015-2020 гг. является управленческим документом и после утверждения является обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
В основе разработанной Программы развития положены следующие нормативно-правовые документы:
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. N 1662-р)
- «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» (утвержденной Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г.Пр-271)
- Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17.10.2013г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
- Программа развития системы дошкольного образования Республики Дагестан на 2013-2018гг.
Цель программы:
Создание единой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада
Создание в дошкольном учреждении благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Повышение качества образования в МКДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
Обеспечение качества воспитания и образования в МКДОУ в условиях выполнения требований ФГОС дошкольного образования.
Совершенствование психолого - педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий программного обеспечения.
Задачи:
Использование возможностей интеграции в образовательном процессе.
Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей предметно - пространственной среды МКДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
Введение дополнительного образования, услуг доступных для широких групп воспитанников.
Развитие системы государственно-общественного управления МКДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
Сроки реализации
Программа реализуется в период 2016 -2020 гг.
Этапы реализации программы
1 этап–организационный - создание условий (2016 учебный год):
Задачи:
​ Создать временную творческую группу по проектированию Программы на 2016-2020гг.
​  Создать нормативно-правовую базу МКДОУ, обеспечивающую реализацию Программы.
​ Разработать перспективные инновационные направления обеспечения Программы на основании анализа состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и квалификации педагогов, состояния материально -технической и финансовой базы МКДОУ на соответствие ФГОС ДО.
2 этап- практико - реализационный (2017 – 2019 учебные года)
Задачи:
​ Отслеживание промежуточных результатов диагностики развития детей с целью определения тактических задач работы педагогов.
​ Организация деятельности управленческой и методической служб по внедрению инновационных технологий по реализации Программы.
3 этап- заключительно - аналитический (2019-2020 гг.)
Задачи:
​ Мониторинг деятельности учреждения, выявление проблем.
​ План действий на преодоление проблем и трудностей.
Финансовое обеспечение программы
Бюджетные и внебюджетные средства, благотворительность, участие в Грантах и конкурсах.
Ожидаемые результаты
Повышение компетентности педагогов в области применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ОУ.
Улучшение состояния здоровья детей, способствующее повышению качества их образования.
Повышение технологической культуры педагогов.
Доступность системы дополнительного образования.
Качество сформированных ключевых компетенций, способствующих успешному обучению ребёнка в школе.
Обеспечение требований ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечение социально- нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
II. Информационная справка об образовательном учреждении
Паспорт учреждения
Полное название – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребенка - детский сад №12 «Пчелка»
Общая площадь -2089,2 кв. м.
Проектная мощность – 280 детей
Списочный состав – 414 детей
Средняя посещаемость 300 детей
Детский сад включает 12 групп:
Комплектование групп
№ Группы в соответствии с возрастом детей Наполняемость по нормам Фактическая наполняемость
1 Первая младшая группа 3 20 28
2 Вторая младшая группа 3 25 40
3 Средняя группа 2 25 39
4 Старшая группа 2 25 38
5 Подготовительная к школе группа 2 25 36
ВСЕГО 12групп Юридический адрес учреждения: 368502 РД г. Избербаш ул. Буйнакского,112 Адрес электронной почты:  suleymanova.halimat@mail. 12ds.pchelka@mail.ru
Сайт: detsad12.dagschool.com
Контактный телефон: 8(9640039099)2-69-38.367027
Учредитель - муниципальное образование городской округ «Город Избербаш»
Режим работы: МКДОУ ЦРР Д/С №12работает в режиме 5- дневной рабочей недели с 7.30 до 18.00 суббота, воскресенье – выходные дни.
Дошкольная образовательная организация введена в эксплуатацию в мае 2016 года и функционирует в соответствии с Лицензией на образовательную деятельность: №0002345 серия № 0501 от 16.02.2015г.
III. Блок аналитического и прогностического обоснования Программы
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Пчелка» г.Избербаша- двухэтажное здание. В детском саду центральное отопление и канализация, холодное и горячее водоснабжение. Помещения включают групповые комнаты с отдельными спальными комнатами, рекреациями и буфетными блоками, музыкальный, физкультурный залы, кабинеты: для заведующей, методический, педагога-психолога, медицинский блок с изолятором, прачечная , кухонное помещение, костюмерная.
Коллектив детского осуществляет свою деятельность в соответствии с целями, определенными федеральными законами, региональным законодательством и уставом учреждения.
Целями деятельности являются: создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, интеллектуального, физического и психического развития воспитанников и осуществление образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, законом РФ «Об образовании», уставом на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления. Органами управления учреждения являются: руководитель учреждения – заведующая, общее собрание работников, педагогический совет.
Анализ  внешних  факторов
Детский сад расположенв жилом комплексе. Ближайшее окружение – "ИЗБЕРБАШСКИЙ РАДИОЗАВОД ИМ.ПЛЕШАКОВА П.С.", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО , Избербашский филиал Челябинского радиотехнического техникума
средние школы №10 и 11, магазины, и др. учреждения, с которыми налаживаются деловые отношения.
ОУ размещено в типовом здании с пятидневным режимом работы и 10,5часов пребыванием детей.
Положительным фактором являются позитивные отношения с основными потребителями услуг – родителями воспитанников. Подавляющее большинство родителей имеют высшее и среднее специальное образование, что обусловливает их требовательное и заинтересованное отношение к воспитательно-образовательной деятельности с детьми, обеспечивает постоянный контроль за процессом образования. В целом можно говорить о готовности большей части родителей участвовать в жизни детского сада.
Анализ внутренних факторов
   К внутренним факторам, положительно влияющим на развитие учреждения, можно отнести наличие достаточного количества квалифицированных молодых педагогов, способных и готовых работать в режиме развития. Все педагоги и члены управленческой команды имеют высшее и среднее педагогическое образование, квалификационную категорию, большая часть прошла курсовую подготовку в ИПК по вопросам введения федерального государственного стандарта.Несмотря на то, что учреждение пока находится в режиме функционирования, коллектив детского сада характеризуется работоспособностью, профессионализмом и инновационной направленностью педагогической деятельности.

Согласно Устава управление деятельностью нашего ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Организационно-управленческая деятельность спланирована с целью развития педагогического процесса, созданию комфортных условий, оптимальному подбору и расстановке кадров, организации педагогического, здоровье сберегающего режимов в системе образовательных и организационных мероприятий. Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – медицинского – обслуживающего. 
Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух уровней.

№ Критерии оценки качества Количество
1 МКДОУ укомплектован кадрами 2 Высшее образование
Специальное (дошкольное)
другое педагогическое
Среднее специальное
специальное (дошкольное)
специальное педагогическое
другое - 15
1
14
10
-
10
3 Квалификация
высшая категория
первая категория
вторая категория
без категории 4
2
-
2
4
Стаж работы
до 5 лет
от 5 дл 10 лет
свыше 10 лет
от 15 до 20
20 и более 6
7
4
1
7
5 Звание
«Отличник образования»
«Заслуженный учитель образования»
«Почетный работник образования»
Кандидат наук
1
-
3
В целях эффективной реализации Программы Организация создает условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в том числе их дополнительного профессионального образования.
Качественные характеристики педагогических кадров
Организация образовательного процесса
Программное обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность в МКДОУ строится в соответствии с основной общеобразовательной программой, которая поддерживается подборкой необходимых методических материалов, средств обучения и воспитания.
В данной подборке представлена единая система познавательного материала с постепенным усложнением для всех возрастных групп МКДОУ.
Методические пособия содержит возрастные характеристики детей, методику и описания инструментария диагностики личного развития детей, конспекты занятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и творческое развитие дошкольников.
Педагоги используют примерную (комплексную) образовательную программу «От рождения до школы» под ред. Веракса, региональную программу дошкольного образования Республики Дагестан и набор парциальных программ.
Социальный  статус семей воспитанников:
№ Семьи Количество %
1 Полные семьи 72
2 Неполные семьи 5
3 Многодетные семьи 17
4 Малообеспеченные семьи 6
№ Образование Количество %
1 Родители, имеющие высшее образование 57
2 Родители, имеющие среднее-специальное образование 31
3 Родители, имеющие среднее образование 12
Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательным учреждением, обществом и социумом. Сегодня образовательное учреждение должно иметь свои особенные подходы к ребенку и родителям с учетом особенностей состава, типологии семей и общей социокультурной ситуации в стране.
Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является здоровьесберегающая деятельность. С этой целью медицинским персоналом совместно с педагогами проведен мониторинг состояния здоровья поступивших в детский сад детей. Картина выглядит следующим образом:
Состояние здоровья воспитанников детского сада
Состояние здоровья Май 2016 г. Сентябрь 2016г.
Всего воспитанников – 404 детей % детей с хроническими
заболеваниями 0,4% 0,5%
Пропуски в днях по болезни на одного ребенка 2,75% 2,83%
Дети - инвалиды 2дет. 3дет.
Медицинский персонал в течение летнего периода вел наблюдения, беседы, анкетирование, анализировал полученный материал, отражающий состояние здоровья воспитанников. В летний оздоровительный период педагоги проводили различные оздоравливающие мероприятия. Медицинские работники систематически проводят профилактические прививки. Регулярно осуществляют контроль соблюдения гигиенического режима, контроль за питанием детей.
При организации образовательного процесса педагоги были нацелены на учет региональных условий, на принципинтеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В детском саду разработана Образовательная программа, в которой в соответствии с ФГОС ДО отражена деятельность по следующим образовательным областям:
​ социально - коммуникативное развитие
​ познавательное развитие
​ речевое развитие
​ художественно - эстетическое развитие
​ физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для этого педагоги используют разные формы и методы работы, наполняют содержание работы региональным материалом.
Проблемы:
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
-игровая и трудовая деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание.
В Познавательном развитии педагоги  формируют первичные представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Проблемы в организации:
- экспериментальной и опытнической деятельности,
- игровой деятельности детей,
- проектной деятельности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, в том числе с учетом национально-регионального компонента; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Система деятельности МКДОУ по речевому развитию детей носит интегрированный характер и включает в себя следующие направления работы: организация развивающей предметно-пространственной среды и условий для речевого развития детей; организация совместной и самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями. Задачи речевого развития детей решаются на занятиях разной направленности, во время организации и проведения режимных моментов.
Для успешной реализации работы по данному направлению в МКДОУ создана материальная база. В каждой группе имеется необходимый материал для развития всех компонентов устной речи в соответствии с возрастом. В методическом кабинете собран методический материал по данному направлению для всех возрастных групп в соответствии с комплексно - тематическим планом сада, методические рекомендации для педагогов по использованию инновационных технологий.
Проблема – слабое владение русским языком детьми, для которых он является не родным.
Художественно-эстетическое развитие направлено на становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В детском саду создаются возможности для творческой самовыражения детей: поддерживается инициатива, стремление импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Воспитатели вовлекают детей в разные виды художе​ственно-эстетической деятельнос​ти, в сюжетно-ролевые и режис​серские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).
В изобразитель​ной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художествен​ном конструировании — экспе​риментировать с цветом, приду​мывать и создавать композицию; осваивать различные художе​ственные техники (такие как ори​гами, папье-маше, разрывная апп​ликация); использовать разнооб​разные материалы (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный матери​ал) и средства (кисточки, каранда​ши.
Проблема:слабое владение педагогами методикой ознакомления детей с произведениями различных видов и жанров, народно-декоративного, прикладного творчества. Для реализации этих задач имеются все необходимые дидактические материалы иусловия для творческой самореализации детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение егоэлементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию непосредственно образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с родителями.
Проблема: качество физкультурно-оздоровительной работы.
Материально-техническое обеспечение
В детском саду материально-техническое обеспечение соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13,(Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26). Групповые комнаты, кабинеты и другие помещения укомплектованы необходимой мебелью и необходимым оборудованием (музыкальный зал, физкультурный зал, кухня, медицинский блок).
Направление деятельности Имеется в наличии
Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа Медицинский и процедурный кабинеты, изолятор
Общественное питание Пищеблок, склад
Физическая культура и спорт физкультурный зал, групповые участки,
мини-музей народно- прикладного искусства Дагестана
Дошкольное образование 12 групповых комнат со спальными помещениями, музыкальный зал
Специальные коррекционные занятия Кабинет педагога-психолога
Методическая работа Методический кабинет
Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание Прачечная, костюмерная
IV. Концепция желаемого будущего состояния ДОУ как системы
В ближайшие 5 лет необходимо создание в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства как основы успешной социализации и самореализации.Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств  для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Для успешной адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей.
Развитие ребенка на каждой возрастной ступени должно строиться в четырех направлениях:
- интеллект,
- социализация (компетентности, способствующие успешной социализации человека в обществе, а также способность к постоянному саморазвитию;
- самоорганизация собственной деятельности, умение управлять траекторией собственного развития, достигать поставленных целей;
- здоровье сбережение (навыки здорового образа жизни: профилактика заболеваний, сохранение физического и психического здоровья).
 Все эти четыре составляющие формируют базовые и специальные способности и компетентности.
Начальные специальные (допредметные) компетентностиобеспечивают специальную готовность ребёнка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяются учебными предметами. В структуре данных компетентностей мы выделяем:
начальную речевую компетентность  как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения, словарного богатства родного языка; подготовкой к чтению и освоению письменной речи;
начальную литературную компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием, анализом и интерпретацией соответствующих возрастным возможностям литературных текстов;
начальную математическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с выделением изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин; воссозданием геометрических фигур и силуэтов; проявлением творчества в интеллектуальных и развивающих играх;
начальную экологическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений и отношений;
начальная художественная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видов и жанров и творчеством в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной).
Таким образом, концептуальными направлениями развития деятельности МКДОУ № 12 служат:
моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников;
использование здоровье сберегающих технологий;
совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
укрепление материально–технической базы МКДОУ. 
V. Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние – из режима функционирования к режиму развития
Стратегия развития дошкольного образования, деятельность ДОУ основывается на следующих принципах:
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда
Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей  специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности в решении следующих задач:
Психологическое и физическое здоровье ребёнка
Формирование начал личности
Кроме того, должны учитываться:
Принцип развивающего обучения (предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей).
Принцип вариативности (модели познавательной деятельности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка).
Принцип общего психологического пространства(через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество). Принцип активности (предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого).
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя  особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика развития города и его образовательного пространства.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий.
Образовательная система:
обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности
воспитательно- образовательного процесса;
создание условий для индивидуализации образовательного процесса- разработка индивидуальных маршрутов развития, ведение портфолио дошкольников;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
развитие ресурсных центров здоровье сберегающей, психолого-педагогической и художественно-эстетической направленности на базе образовательных учреждений микрорайона;
сотрудничество с социокультурными учреждения микрорайона.
Основные мероприятия по реализации программы развития
№ Направление Содержательные характеристики Мероприятия Годы
1 Система управления
(отв. Заведующая) Нормативно-правовое обеспечение
Корректировка в соответствии с ФГОС;
Кадровое обеспечение –повышение профессионального уровня педагогов;
привлечение молодых специалистов,
Усиление роли родителей, общественности и признание за ними права участия при решении вопросов управления
1.Разработка Образовательной программы ДОУ
2.Разработка локальных актов:
-положение о системе внутреннего контроля качества образования;
-положение о стимулирующих надбавках
1.Составление индивидуального графика повышения квалификации педагогов;
2.Создание условий для мотивации участия педагогов в дистанционных и других внешних курсах, в том числе в переподготовке
3.Стимулирование деятельности педагогов, планирование деловой карьеры сотрудников, обобщение передового опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях.
4.Внедрение наставничества для профессионального становления молодых специалистов.
1.Заключение с родителями договоров на оказание дополнительных образовательных услуг
2.Организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов, родителей воспитанников, представителей общественности
3.Отработка механизма деятельности органов самоуправления (Управляющий Совет, Родительский комитет)
4.Организация Попечительского Совета
5.Организация Консультационного центра по оказанию консультативной помощи родителям в психолого-педагогических вопросах
2016г.
2016г.
2016-2020гг
2016г.
2 Ресурсное обеспечение 
(отв. Заведующая) Материально-техническое и программное обеспечение:
Информатизация образовательного процесса
1.Обновление и развитие материально-технических условий:
-оснащение образовательного процесса оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО2.Оборудование спортивной площадки на участке д/с3. Пристройка на участке 2х этажного здания на 3 группы (2 из них логопедические)
4.Установка стационарного телефона
5.Создание краеведческого мини-музея
6.Приобретение интерактивной доски, проектора, экрана
7.Оборудование в старших группах мини-лабораторий
8.Приобретение костюмов для утренников и вечеров развлечений
1.Создание творческой группы по внедрения ИКТ в образовательный процесс
2.Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов специалистов
3.Создание электронных «портфолио» педагогов. 2016-2018гг
2017-
2020
2017г
2017г
2018г
2017г
2017г
2017-2018гг
2017г
2019-2020гг
2018г
3 Образовательная
Система
(отв.ст.восп.) Разработка системы планирования на основе требований ФГОС;
Работа с кадрами
Взаимодействие с родителями через развитие проектной деятельности.
1.Разработка перспективно-тематического и ежедневного планирования в соответствии с ФГОС ДО и реализуемыми программами
2.Отбор содержания регионального дошкольного образования
3.Прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами по вопросам ФГОС
4.Организация творческих групп
Разработка долгосрочных тематических проектов:
-«Спорт и здоровье»
-« Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
- Формирование гражданской позиции «Растим патриотов России»
- «Развиваем вкус и художественное творчество»
2016г
2016-2018гг
2016г
2017г
2017-2020гг
Повышение качества дошкольного образования 1.Внедрение эффективных технологий:
-«Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
-«Здоровый ребенок» Змановского2.Программ:
- Региональная программа дошкольного образования РД,
- парциальная программа «Я и ТЫ» (гендерное воспитание в условиях дагестанского детского сада) Л.Ф.Гусаровой,
- декоративно-прикладное искусство Дагестана 2017г
2018г
2016г
2017г
4
Сетевое взаимодействие
(отв.зав., ст.в-ль)
Расширение спектра взаимодействия с социокультурными учреждениями микрорайона для формирования социально-адаптированной, успешной личности
1.Создание спектра дополнительных образовательных услуг:
- кружок английского языка;
- танцевальный кружок;
- гимнастический кружок
2.Заключение договоров о сотрудничестве с библиотекой, Школой искусств, СШ № 10 и 11
3.Создание портфолио выпускника
4.Сотрудничество с кафедрой дошкольного и начального образования ДИРО по внедрению эффективных форм и методов работы, новых педагогических технологий (заключить Договор о сотрудничестве)
2017-2020г.
2017г
2018г
2016-2020гг
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
№ п/пМероприятия Сроки Ответственные
1 Организация работы постоянно действующего семинара для родителей по вопросам ЗОЖ, физической культуры, естественных средств оздоровления. Постоянно Администрация.
2 Широкая пропаганда опыта работы по организации физкультурного досуга детей и родителей. Постоянно. Пед. коллектив.
3 Знакомство родителей с правовыми документами (семейный кодекс, конвенция по защите прав ребенка, постановлений) через круглые столы, родительские собрания. Ежегодно. Педагоги
4 Проведение индивидуальных тематических консультаций по проблемам воспитания. Постоянно. Педагоги
5 Проведение родительских собраний Ежекварт.
Педагоги
7 Оформление стенда «Уголок для родителей» Постоянно
Педагоги
8 Проведение мастер-классов воспитателями для родителей Педагоги
Нормативно-правовые документы, использованные при разработке Программы развития
Международно-правовые акты:
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.);
· Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
· Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959).
Законы РФ:
· Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
· Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.);
· Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Документы Федеральных служб:
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26).
Нормативно-правовые документы Минобразования России:
· Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"