Статья «Подвижные игры в начальной школе как средство развития двигательной активности обучающихся»






Методическая разработка











Подвижные игры в начальной школе
как средство развития
двигательной активности обучающихся






Учитель физической культуры
БОУ «СОШ №36»
Мажирина И.А.








г. Омск
Ребенок впервые пришел в школу. Маленький, живой крепыш, любознательный, подвижный. Каким он станет через 10-11 лет? Насколько разовьется физически?
В какой мере приобретет способность трудиться на благо общества? Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать тяготы армейской службы?
Успех обучения малыша во многом зависит от того, насколько учитель его заинтересует, насколько увлечет идеалом физического совершенства, как построит систему своей работы, какие средства и методы использует при этом.
Начальная школа является первым звеном формирования личности будущего гражданина, а потому очень важно в этот период заложить правильную основу развития и совершенствования всех его особенностей и черт характера.
Основными задачами физического воспитания в начальной школе является: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма учащихся, обучение их жизненно важным двигательным и гигиеническим навыкам, воспитание основных физических и морально волевых качеств. Решение этих задач осуществляется правильной организацией физического воспитания, предусмотренного образовательной программой. Большое место в школьной программе по физическому воспитанию учащихся в начальной школе отводится подвижным играм.
Подвижные игры благодаря большому разнообразию их содержания плодотворно влияют на организм и личность ребенка, способствуя решению важнейших педагогических и специальных задач.
Воспитание навыков правильной осанки.

Правильно подобранные подвижные игры вызывают положительную реакцию детского организма. Интересно проведенная игра вызывает у детей хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение.
Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению осанки детей. При проведении некоторых игр очень удобно включать элементы корригирующей гимнастики (подтягивание с различными положениями рук, положения «кошки», «скольжения» и др.), которые специально воздействуют на улучшение осанки. Элементы корригирующей гимнастики можно включать в такие игры, как «Совушка», «Фигуры», «Карлики и великаны», «Салки», «День и ночь».

Развитие и совершенствование основных движений. _Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны детскому восприятию и выполнению. В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и незаметно для них самих они овладевают навы- ком основного движения. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть движениями сво его тела в соответствии с задачей и правилами игры. Улучшается не только качество выполнения движений, но и количественные показа тели (скорость и выносливость в беге, дальность и высота в прыжках, дальность и точность в метаниях).
Укрепление и совершенствование навыков движения. Подвижные игры являются средством укрепления, совершенствова- ния и проверки, в процессе обучения физическим упражнениям, полу- ченных знаний, умений, качеств и навыков. Например в играх : «Волк во рву» и «Челнок» совершенствуется навык прыжка в длину, в игре «Кто дальше бросит?» -навык метания и т.д.
Подвижные игры, применяемые в обучении легкоатлетическим упражнениям, лыжной подготовке и спортивным играм, непосредственно подготавливают детей к соответствующим видам спорта. Ценность подвижных игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых быстро изменяющихся условиях, что предъявляет к детям другие требования. Они должны уметь быстро ориентироваться, уметь выбрать и применить более целесообразные и выгодные действия, причем в соответствии с правилами игры. У детей развивается активность, сознательность, самостоятельность, инициативность.
Психологическое и эстетическое значение подвижных игр. Содержание игр обогащает представления, направляет и активизирует наблюдательность, мышление и внимание детей, развивает память, сообразительность и творческое воображение. Выполнение различ ных действий в соответствии с определенным заданием и по сигналу способствует выработке быстроты реакции, развивает ориентировку.
Соблюдение правил игры, линий границ, сигналов руководителя, воспитывает самообладание, сдержанность. Игры, с музыкальным сопровождением и пением, развивают музыкальный слух, воспитывают чувство музыкальной фразы, ритма и темпа, выразительность движений. Способствуют овладению элементами хореографии.
Воспитание положительных черт характера.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных задач, выполнением определен-
ных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, смелость, мужество, веру в свои силы, сознательность, организованность и дисциплинированность. В играх дети ведут себя естественно и непринужденно, легко проявляют свои положительные и отрицательные черты характера и поведения. В связи с этим учитель имеет возможности познакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка и влиять на него в нужном направлении.
Знакомство детей с общественными нормами поведения.
В подвижных играх дети действуют в коллективе и находятся в определенных взаимоотношениях. Каждый игрок должен уметь согласовывать свои интересы и действия с интересами и действиями других играющих, подчиняться правилам игры, указаниям руководителей, судей, капитанов и водящих. Выполняя определенную роль в игре, ребенок должен уметь подчиняться, а также руководить другими. В результате правильно налаженных взаимоотношений и взаимодействий у ребят развиваются и укреплюется чувства коллективизма, товарищества, дружбы, такие качества как вежливость, искренность и др. У детей формируется правильное понятие о нормах общественного поведения и необходимости их выполнять, а также развиваются и совершенствуются навыки культуры поведения. Решению данных задач способствуют правильный набор игр, методика и правила их проведения.
Повышение качества урока.
_Подвижные игры повышают физиологическую и эмоциональную нагрузку урока, а также формируют интерес детей к занятиям физическими упражнениями.
Так как большинство игр требует одновременной и активной деятельности всех играющих, то это способствует повышению плотности урока.
Кроме того, активное включение в урок подвижных игр способствует плодотворному сотрудничеству между учителем и учащимся.
Организм 7-8 летнего ребенка имеет целый ряд анатомо-физиологических и психических особенностей, которые должен учитывать учитель при выборе подвижных игр и их проведении.
Особенности опорно-двигательного аппарата: не закончен процесс окостенения, благодаря большой прослойке хрящевой ткани позвоночник очень гибок и податлив, слабо развита мускулатура. Применяя в играх несоответствующие по весу и размеру инвентарь, и элементы
сопротивления силового характера, можно принести вред физическому развитию ребенка и отрицательно повлиять на его осанку.
Особенности деятельности внутренних органов: сердце развито и работает сравнительно хорошо, но иннервация сердца несовершенна, в связи с чем отмечается аритмия сердечной деятельности и легкая быстро наступающая и быстро исчезающая возбужденность. Дыхание затруднено и поверхностно. Учитывая эти особенности, не следует проводить игры с длительными, однообразными движениями, оберегая детей от перевозбуждения и утомления. Игры с прыжками и бегом следует делать более короткими по времени или вводить в них паузы для отдыха.
Особенности деятельности нервной системы: центральная нервная система (ЦНС) находится в стадии развития. Процесс возбуждения превалирует над процессом торможения и в связи с этим дети по своему поведению очень импульсивны и неуравновешенны. Мышление у детей образно и конкретно, сильно развиты фантазия и творческое воображение, слабо развита координация движений. Дети не умеют целесообразно использовать свои силы и движения.
Из этих особенностей вытекают следующие методические требования: игру следует объяснять кратко и образно, сопровождая показом отдельных действий. Правила игры должны быть просты и не многочисленны. С детьми этого возраста надо применять игры, которые развивают и совершенствуют основные движения, обогащают двигательный опыт: игры с бегом и увертыванием, с прыжками, метанием в цель и на дальность, с преодолением небольших препятствий, с элементами подражания. Детям данного возраста соответствуют некомандные игры с одним или несколькими водящими.
Для детей 1-3 классов можно применять и эстафеты, но не слишком часто, так как им трудно стоять на месте и ожидать своей очереди. Наиболее эффективны эстафеты, в которых одновременно выполняется игровое задание или передвигается вся группа. Например: 2-4 группы стоят в колоннах напротив гимнастических скамеек. По сигналу учителя одновременно обегают один за другим скамейку и возвращаются на свое место.
Если применяются эстафеты с поочередным включением играющих (Кто первый?), то учащихся надо разделить на несколько групп с небольшим количеством играющих, затем по сигналу выпускать каждый забег (из каждой команды по одному в забеге), победивший в каждом забеге завоевывает одно очко.
Осенью и весной, когда занятия проходят на свежем воздухе, с учащимися можно проводить все игры с бегом, прыжками, метания-
ми. Использовать их для подготовки к овладению легкоатлетическими упражнениями.
При выборе игр для урока надо помнить, что организм детей 1-3 классов не готов к длительным нагрузкам. Школьники данного возраста быстро утомляются, но также быстро и восстанавливаются. Потому игры должны быть не слишком длительными (не более 10 минут) и обязательно прерываться паузами для отдыха. Надо научить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и самостоятельно (на перемене, во дворе и т.д.). Для этого надо включать в урок краткие информации о подвижных играх, рассказывать ребятам о правах и обязанностях капитанов команд и судей. Объяснять способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.
Выбирая игры, необходимо соблюдать постепенный переход от простых по содержанию игр к более сложным. На уроках в начальной школе подвижные игры должны занимать ведущее место и способствовать решению основных задач физического воспитания школьников.
Группой ученых НИИ физиологии АПН РФ (Торочкова Т.Ю.) для детей и подростков предлагаются игры, которые распределены по зонам интенсивности нагрузки. Эта нагрузка определялась показателями частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжительностью игры.

Зона интенсивности
Название игр
Продол-
житель-ность
(минут)

Низкая
ЧСС.-130уд/мин


«Река и ров», «Совушка», «Мяч соседу», «Класс смирно!», «Быстро по местам», «Светофор», «Капитан», «Музыкальные змейки», «Метко в цель», «Дальше всех».



3-5

Средняя ЧСС. 130-150уд/мин
«К своим флажкам», «Горелки», «Соревнование скороходов», «Парашютисты» , «Капканы», Лыжные рельсы», «Лыжный поезд». «Лиса и куры», «Зайцы, сторож и Жучка », «Кто дальше бросит», «Погрузка арбузов», «Ветер, дождь, гром и молния», «Удочка».
6-8 5-6

Выше среднего ЧСС 150-
170уд/мин.
«Конники спортсмены», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыгуны», «Прыгалки по полоскам», «Прыгалки по кочкам», «Октябрята». «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Вышибалы», «Смелее с горки». «Не задень», «Подними», «Ловля обезьян».
6-8 5-6 7-8

Высокая
ЧСС.-170 уд/мин и выше.
«Салки», «Команда быстроногих», «Два мороза», «Посадка и сбор овощей», «Космонавты», «Переноска мячей», «Кто самый быстрый», «Эстафета зверей», «Биатлон».
4-5 6-8 8-10


Организм детей 9-10 летнего возраста обладает более совершенным развитием по сравнению с 7-8 летним возрастом.
Особенности опорно-двигательного аппарата: несмотря на более активный процесс окостенения, кости и позвоночник все еще остаются гибкими и податливыми. Мышцы находятся в стадии роста и потому не обладают большой силой. Поэтому учителю необходимо на уроках в начальных классах при проведении подвижных игр избегать большой силовой нагрузки. Не следует применять несоответствующий по весу инвентарь, а также игры на сопротивление с резкими движениями.
Детей этого возраста увлекают игры с быстрыми движениями, где они могут показать ловкость и преодолевать препятствиявыполнять разного рода задания. Все большее место начинают занимать игры соревновательного характера. Детей интересует техника выполнения движений. Они сравнительно легко справляются с довольно сложными заданиями в играх «Лапта», «Лабиринт», «Охотники и утки». Обучающиеся этого возраста могут играть более длительное время, не теряя интереса к игре. Координация движений находится на более высоком уровне развития. Игры по своему содержанию, организационной структуре, движениям и правилам, в этом возрасте должны быть более сложные. Сюжет постепенно уступает место двигательной стороне игры. Во многих играх о сюжете напоминает только название игры, но в самих действиях нет имитационного момента («Невод», «Охотники и утки»). Большой интерес ребята этого возраста проявляют к командным играм. Правила в играх сложнее и их больше («Караси и щуки».) Наиболее характерные движения для игр данного возраста: бег на скорость, бег с преодолением препятствий, метание и ловля мяча, метание мяча на дальность и в цель; комбинированные действия: одновременный бег и метание. Дети данного возраста увлекаются играми на лыжах. Подвижные игры на лыжах укрепляют здоровье и закаляют организм детей. Они помогают детям усвоить навыки ходьбы, развивают выносливость, скорость, ловкость, смелость и находчивость. В этих играх дети с интересом повторяют и совершенствуют способы передвижения, подъемы, спуски, повороты, торможения, а также приобретают навыки ориентировки на местности.
Итак, почти все подвижные игры в большей или меньшей степени развивают скорость, выносливость, ловкость, силу. Кроме того, игры повышают эмоциональность урока и, тем самым, делают его интереснее и увлекательнее, что очень важно в работе с детьми младшего школьного возраста
Многие из предложенных подвижных игр вызывают у ребят улыбку, а где улыбка - там интерес




























Литература для учащихся
А.Н. Маюров, Я.А. Маюров В здоровом теле – здоровый дух. Учебное
пособие для ученика и учителя. – М., Педагогическое общество России, 2004.
С.Л. Садыкова Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на
уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.
Литература для учителя
С.А.Баранцев, Г.В. Береуцин и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Е.М. Геллер Знакомьтесь: Спортландия. – М.: «Знание», 1989.
С.Е. Голомидова Нестандартные уроки физкультуры. 5 класс. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2006.
Н.И. Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО 2004.
М.Н. Жуков Подвижные игры: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.
В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
В.И. Лях Комплексная программа физического воспитания,
М.: «Просвещение» 2006.
С.Л Садыкова. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.
В.Л.Страковская 300 подвижных игр для оздоровления детей от одного года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
В.Г.Чайцев, И.В. Пронина Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.



















ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1 КЛАССА

№ п.п.
Название игры
Основной вид движений
Развивающиеся и совершенствующиеся в игре навыки и качества
Рекомендуемое место ш ры в уроке в зависимост от физиологической и эмоциональной нагрузк

1
«Мы веселые ребята»
Бег с увертыванием
Скорость ,ловкость, решительность, ориентировка, сообразительность, организованные действия в коллективе, навык бега, процесс торможения.
В основной части урока

2
«У медведя во бору»
Ритмическая ходьба с имитационными движениями и бег с увертыванием
Наблюдательность, творческое воображение, внимание, дисциплинированность, ориентировка, чувство ритма, быстрота реакции, навык бега.
В основной и заключительной

3
«У ребят порядок строгий»
Ритмическая ходьба с кратковременными перебежками
Внимание, слух, память, чувство ритма, ориентировка в пространстве, порядок, дисциплинированность, навык строевой подготовки
В основной и заключительной

\
«Совушка»
Бег, подскоки, имитационные движения
Наблюдательность, внимание, чувство ритма, творческое воображение, слух, самообладание, сообразительность, решительность, инициатива.
Во всех частях урока

5
«Попрыгунчики воробушки»
Прыжки, подскоки с увертыванием
Прыгучесть, ловкость, внимание, выносливость, сообразительность, наблюдательность, быстрота реакции, расторопность.
В основной части

5
«Волк во рву»
Бег и прыжки в длину
Внимание, быстрота, координация движений, навык прыжка
В основной части

7
«К своим флажкам»
Бег подскоки и танцевальный шаг
Реакции на сигналы, внимание, одновременное выполнение движений, творческая активность-
Во всех частях





тивность, слух, ориентирование в пространстве, выдержка, память.


8
«Два мороза»
Быстрые кратковременные перебежки с увертыванием и кратковременными паузами
Быстрота, ловкость, самостоятельность, инициатива, внимание, расторопность, взаимопомощь, чувство товарищества.
В основной части

9
«Салки обыкновенные»
Бег с увертыванием
Наблюдательность, ловкость, внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, навык бега
В основной части

10
«Салки с приседаниями»
Бег с увертыванием, приседанием
Наблюдательность, ловкость, внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, навык бега
В основной части

11
« Салки - давай руку»
Бег с увертыванием, взявшись за руки
Наблюдательность, ловкость, внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, навык бега
В основной части

12
«Салки с прыжками на одной ноге»
Прыжки на одной ноге с увертыванием
Наблюдательность, ловкость, внимание, быстрота реакции, ориентировка, прыгучесть
В основной части

13
«Передача мячей»
Передача мяча по рядам в соревновательной форме
Внимание, ловкость, точность, ритмичность, глазомер, коллективизм, быстрота реакции
В основной и заключительной части

14
«Мяч соседу»
Передача мяча по кругу влево или вправо
Внимание, ловкость, точность, глазомер, быстрота реакции, скорость, коллективизм
В основной и заключительной части

15
«Ловкие ребята»
Бег с увертыванием
Внимание, ловкость, навык бега
В основной части

16
Эстафета «Кто первый?»
Бег на скорость в соревновательной форме
Внимание, ловкость, самообладание, скорость, коллективизм, чувство товарищества и ответственности, навык бега
В основной части


Педагогический анализ программных игр 2 класса

Название игры
Основной вид движений
Развивающиеся и совершенствующиеся в игре навыки и качества
Рекомендуемое место игры в уроке в зависимости от физиологической и эмоциональной нагрузки

1
«Зайцы в огороде»
Прыжки подскоки в разных направлениях (бег на скорость)
Прыгучесть, ловкость, выносливость, сообразительность, навык прыжка, сообразительность
В основной части урока

2
«Пустое место»
Бег на скорость
Внимание, быстрота реакции
В основной части урока

3
«Шишки, желуди, орехи»
Кратковременные перебежки со сменой мест
Наблюдательность, внимание, сообразительность, ловкость, память, быстрота
В заключительной

4
«Белые медведи»
Бег с переменой направления и увертыванием
Навык бега, быстрота, ловкость, ориентировка, наблюдательность, решительность, согласованность движений
В основной части урока

5
«Угадай кто?»
Без передвижения
Наблюдательность, внимание, самообладание, чувство слуха, ориентировка
В заключительной

6
Музыкальные змейки
Танцевальный шаг, ритмическая ходьба и кратковременный бег
Внимание, быстрота двигательной реакции, слух, ритмичность
В основной и в заключительной

7
Перемена мест
Кратковременные перебежки
Внимание, наблюдательность, быстрота, сообразительность, ловкость
В основной и в заключительной

8
«Вызов номеров»
Бег на скорость в соревновательной форме
Навык бега, быстрота, внимание, ловкость, память, быстрота реакции
В основной части урока

9
«Салки-ноги от земли»
Бег с увертыванием
Навык бега, ловкость, быстрота, наблюдательность, внимание
В основной части уро ка

10
«Салки с выручкой»
Бег с увертыванием
Навык бега, внимание, ловкость, быстрота, сообразительность, наблюдательность, ориентировка, взаимопомощь, выручка
В основной части урока


11
«Салки с ленточкой»
Бег с увертывнием
Навык бега, ориентировка, взаимопомощь, внимание, сообразительность, наблюдательность
В основной части урока

12
«Мяч среднему»
Метание и ловля мяча в соревновательной форме
Глазомер, внимание, точность, ловкость, коллективизм, наблюдательность
В основной и заключительной

13
«Стой!»
Бег с увертыванием от мяча
Навык бег и метания, быстрота, ловкость, внимание, наблюдательность, глазомер
В основной части урока

14
«Кто дальше бросит?»
Метание на дальность
Навык метания, ловкость, внимание, глазомер
В основной части урока

15
«Что изменилось?»
Небольшие движения на месте
Внимание, наблюдательность, сообразительность, воображение, память
В заключительной

16
Линейная эстафета
Бег на скорость в соревновательной форме
Навык бега, внимание, скорость, самообладание, чувство ответственность
В основной части урока

17
Эстафета « посадка картофеля»
Бег на скорость с дополнительным заданием в соревновательной форме
Навык бега, быстрота, ловкость, самообладание


















Педагогический анализ программных игр 3 класс

























Название игры
Основной вид движений
Развивающиеся и совершенствующиеся в игре навыки и качества
Рекомендуемое место игры в уроке в зависимости от физиологической и эмоциональной нагрузки

1
«Попади в мяч»
Метание в цель
Навык метания, глазомер, ловкость, координация движения, внимание, согласованность действий
В основной и в заключительной части урока

2
«Гонка мячей в колоннах»(передача мяча сбоку, над головой, под ногами)
Быстрая передача мячей разными способами, кратковременный бег в чередовании с отдыхом
Внимание, наблюдательность, точность, ловкость, быстрота и ритмичность движений, общая координация, навык передачи мяча, чувство товарищества
В основной части урока

3
«Караси и щука»
Бег с переменой направления
Самостоятельность, решительность, инициатива, сообразительность, ориентировка, согласованность движений
В основной части урока

4
«День и ночь»
Резкий бег на короткую дистанцию
Навык бега, быстрота, ловкость, внимание, быстрота реакции, ловкость, ориентировка
В основной части урока

5
«Кто обгонит?»
Прыжки на одной ноге
Быстрота движения, быстрота реакции, ловкость, прыгучесть, коллективизм
В основной части урока

6
«Невидимки»
Ходьба, перебежки, пере ползание, бесшумное и скрытое передвижение
Самостоятельность, уверенность в своих силах, наблюдательность, самообладание, выдержка, настороженность
В основной части урока

7
«Подвижная цель»
Метание в подвижную цель
Навык метания, внимание, глазомер, ловкость, сообразительность, координация движения, согласованность движения
Во всех частях урока





\
8
Эстафетная линия с прыжками
Бег с прыжками через препятствия на скорость
Навык бега, внимание, ориентировка, скорость, ловкость, самообладание, процесс торможения, чувство коллективизма и ответственности, навык црыжка
В основной части урока

9
Эстафета с лазаньем и переле-занием
Бег с лазанием и перелеза-нием через препятствия
Быстрота, ловкость, смелость, общая координация движения, навыки лазания, чувство коллективизма

В основной части урока

10
«Охотники и утки»
Бег с увертыванием от мяча, метание в подвижную цель
Навык метания, наблюдательность, сообразительность, внимание, ловкость, ориентировка, самостоятельность и инициатива, чувство товарищества, смелость, решительность, быстрота движения, глазомер
В основной части урока

И
Гонка мячей по шерен-гам(подготовка к баскетболу)
Быстрые передачи мячей разными способами, кратковременный бег с отдыхом
^Внимание, наблюдательность, точность, ловкость, быстрота и ритмичность движений, общая координация, навыки передачи мяча, чувство товарищества
В основной части урока

12
«Увертывайся от мяча»
Метание мяча в движущиеся цели; перебрасывание и ловля мяча, перебежки с увертыванием
Решительность, находчивость, смелость, быстрота реакции, ловкость, быстрота действий, навыки владения мячом, согласованность, чувство товарищества
В основной части урока

13
«Обгони мяч»
Быстрая передача мяча; бег по кругу
Внимание, наблюдательность, точность, ловкость, общая координация движения, навыки передачи мяча
В основной части урока

14
«Гонка мячей по кругу»
Быстрые передачи мячей разными способами, кратковременный бег в чередовании с отдыхом
Внимание и наблюдательность, ловкость, точность, быстрота и ритмичность движений, навыки передачи мяча, общая координация, чувство товарищества
В основной части урока






















Педагогический анализ программных игр 4 класса


Название игры
Основной вид движений
Развивающиеся и совершенствующиеся в игре навыки и качества
Рекомендуемое место игры в уроке в зависимости от физиологической и эмоциональной нагрузки

1
Эстафета с лазаньем и преодоление несложных препятствий
Бег с преодолением препятствий
Быстрота, ловкость, смелость, общая координация, навыки лазанья, чувство коллективизма
В основной части урока

2
Линейные эстафеты с бегом и переноской предметов
Бег с переноской предметов
Быстрота, ловкость, общая координация движений, чувство коллективизма, навык бега
В основной части урока

3
Эстафета «Веревочка под ногами»
Бег и прыжки
Навык бега, внимание, быстрота реакции, координация и быстрота движений, ловкость, согласованность, чувство товарищества, ответственность
В основной части урока

4
Перебежка с выручкой
Перебежки, перебежки с выручкой
Быстрота, ловкость, смелость, наблюдательность, внимание, чувство товарищества, ориентировка
В основной части урока

5
«Лапта»
Бег с увертыванием от мяча, отбивание мяча лаптой
Ориентировка, наблюдательность, внимание, быстрота, глазомер, ловкость, самостоятельность, сообразительность, чувство товарищества
В основной части урока







6
«Бой петухов»
Прыжки и подскоки на одной ноге
Внимание, ловкость, сообразительность, чувство равновесия, прыгучесть
В основной части урока

7
Перетягивание через черту
Сопротивление, борьба
Сила, ловкость, настойчивость, коллективизм
В основной части урока

8
«Мяч в кругу»
Броски и ловля мяча на скорость
Внимание, ловкость, согласованность, точность, меткость, сообразительность, навык бросания и ловли мяча
В основной части урока

9
«Не давай мяча водящему»
Броски и ловля мяча при соприкосновении с «противником»
Внимание, ловкость, согласованность, точность, глазомер, наблюдательность, сообразительность, ориентировка, меткость, навык бросания и ловли мяча
В основной части урока

ю
«Защита укреплений»
Метание в цель, броски и ловля
Навык метания, ловкость, глазомер, внимание, наблюдательность, согласованность действий в коллективе, быстрота, ориентировка
В основной части урока

11
Эстафета с ведением мяча по прямой
Ведение мяча ударами ладонью о землю
Быстрота движений, ловкость, внимание, навык ведения мяча, товарищество, коллективизм
В основной часта урока




15