Статья СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Педагогическое мастерство — понятие многогранное. Основные его характеристики — все, что составляет его «слагаемые», — имеют общие психолого-педагогические, дидактические и методические основы, характерные для педагога как такового, независимо от вида, характера и конкретного содержания педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педагогических знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что знает и умеет сам преподаватель. Педагогическое мастерство проявляется в уверенном владении эффективными способами обучения студентов, в способности воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, специальности, в умении учить учащихся преодолевать трудности на пути к достижению цели.
Педагогическое мастерство — это не природный дар человека, хотя природные задатки, т. е. то, что называется склонностями, способностями, призванием к педагогической деятельности, во многом способствуют овладению им. Педагогическое мастерство формируется и развивается посредством активного творческого педагогического труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний в области педагогики, педагогической психологии, дидактики, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности.
Рост мастерства педагога происходит постоянно при наличии у него соответствующего стремления.
Педагогическое мастерство нельзя расценивать и оценивать по отдельным занятиям, урокам как «мастерство на час» — оно проявляется в системе работы преподавателя как важнейшая характеристика педагога-профессионала. Каждый преподаватель имеет, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль.
Стиль работы преподавателя во многом определяет стиль учебной работы обучающихся, цели и мотивы учебы, характер их мыслительной и производственной, трудовой деятельности.
Основные черты стиля работы педагога - мастера педагогического труда - цельность, насыщенность содержательным материалом, большая плотность урока, интерес учащихся к учебной деятельности, высокая активность на протяжении всего занятия, эмоциональный тонус, деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью. Положительный педагогический стиль - важнейший показатель педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство преподавателя характеризует также педагогический такт - чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих студентов. Педагогический такт проявляется в умении преподавателя находить наиболее эффективные способы воздействия на студентов, соблюдать педагогическую этику в применении воспитательных воздействий, учитывая конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности учащегося, конкретную педагогическую ситуацию. Педагогический такт проявляется также в умении держаться с обучающимися достойно и доброжелательно, разговаривать с ними, не задевая их самолюбия, в понимании состояния учащегося, в умении поддержать его, создавать и сплачивать студенческий коллектив. Опытный, тактичный педагог никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями студенту в присутствии его однокурсников и товарищей; порицание перед коллективом считает крайней мерой. В общении с учащимися его характеризуют справедливость, выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом. Осуждая поступок, опытный преподаватель всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является также педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Перечислим некоторые наиболее характерные проявления педагогической техники:
умение доходчиво, интересно, грамотно, эмоционально излагать учебный материал; чистота речи, умелое владение голосом (тембр, интонация, высота, оптимальная громкость, умеренные мимика и жестикуляция);умелое ведение беседы с учащимися, в том числе эвристической; владение эффективными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, а также другими активными формами и методами обучения;
умение общаться со всей группой при общении с отдельным учащимся;
педагогическая внимательность, способность оперативно следить за реакцией студентов на свои действия; при необходимости — быстро реагировать на них;
умелое владение средствами наглядности, техническими средствами обучения, другим учебным оборудованием, методикой демонстрации изучаемых медицинских манипуляций, приемов и способов;
богатое педагогическое воображение, способность импровизировать, быть всегда новым для обучающихся;
спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность, скромность и простота общения с учащимися; умение убеждать, а не принуждать;
способность, умение управлять собой — своим настроением и состоянием, манерой разговора, эмоциями, поведением перед студентами, уместный юмор и применение шутки, способность удивлять учащихся новым, интересным, необычным и т. п.
А. С. Макаренко, который в своей педагогической деятельности придавал большое значение педагогической технике, рекомендовал обращать внимание на такие «пустяки», зачастую являющиеся решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть, — считая, что этому можно и нужно учиться постоянно. Педагог, как актер на сцене, находится все время в поле зрения обучающихся, которые все быстро замечают, на все реагируют. Поэтому привлекательный внешний вид, опрятность, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды и т. п. — все это тоже составные части педагогической техники, педагогического мастерства.
Литература
Батышев А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. — М.: «Ассоциация профессионального образования», 2003.
Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство : учеб. пособие / А. С. Белкин. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство,2004.
Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. учеб. пособие — М., ФОРУМ - ИНФРА-М 2007.