КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе) по факультативу «Краеведение» 3класс
Тематическое планирование
1 класс
№
Наименование разделов, тем
Всего час
Дата
Характеристика деятельности
УУД
Планируемые результаты
33
1
Введение. Что изучает краеведение?
1
Размышляют. Отвечают на вопросы.
Познавательные: знакомство с предметом изучения
Личностные: осознание важности данного предмета для каждого человека Регулятивные: умение сверять свои знания с полученной информацией
Коммуникативные: умение учиться монологическому высказыванию
Знать понятие «Краеведение» и предмет изучения
2-3
Мой дом. Мир моей семьи.
2
Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Изображение своего дома. Устный рассказ.
П: знакомство с понятием «дом» в широком смысле слова
Л: умение формулировать собственные ценностные ориентиры, связанные с понятием «моя семья»
Р: умение составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека
4
Жизнь каждого члена семьи.
1
Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий и пословиц («Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад».) в рассказе.
П: знакомство с семейной терминологией родства, семейными праздниками
Л: адекватно воспринимать качественную оценку своей работы
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение формулировать собственное мнение, умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать состав семьи, термины родства.
5-6
Отношения в семье.
2
Выполняют задание в парах:
раскладывают картинки по группам, составляют рассказ, выбирают заданные предметные картинки, изображение на рисунке членов семьи.
П: знакомство с этикой семейных взаимоотношений
Л: правильно воспринимать нравственные обязанности младших перед старшими
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать этику и психологию семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах («Корми деда на печи, сам там будешь»).
7-8
Моя родословная.
2
Отвечают на вопросы. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
П: умение ставить и решать познавательные задачи по выяснению своей родословной
Л: умение соотносить изображаемое с известной информацией
Р: умение планировать выполнение творческого задания
К: умение задавать вопросы по конкретной теме; умение целостно составить рассказ по картинке
Знать понятия: поколение, потомки, предки, знать события, которые отразились в истории семьи.
9
Я и мое имя.
1
Рассказывают о происхождении своего имени. Игры с использованием имен.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по выяснению происхождения своего имени
Л: умение соотносить полученную информацию об имени с собственной личностью
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение задавать вопросы по конкретной теме; умение целостно составить рассказ на основе уже известного
Знать, что означает собственное имя, фамилия и отчество, соотносить имя и ангела-хранителя, знать свои именины.
10
Родная школа. Трудовая жизнь в школе.
1
Экскурсия в школьный музей. Подготовка к выполнению творческого задания. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по выяснению истории развития школы
Л: правильно представлять нравственный долг по отношению к школе
Р: умение контролировать свое поведение во время урока и перемены
К: умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций
Знать историю школы, режим школы, общие правила поведения.
11-12
Народные праздники и обряды
2
Ответы на поставленные вопросы. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: формирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа
Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать как в старину отмечали праздники, обрядовую культуру.
13-14
Новый год.
2
Представляют творческие работы индивидуально, группой. Подготовка к Новому году
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л:формирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать историю и особенности праздника в разных странах
15
Рождественские
колядки.
1
Представляют творческие работы индивидуально, группой. Заучивание колядок, инсценирование.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л:сформирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа, формирование правильного эмоционального переживания в связи с участием в празднике
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать Праздник Рождества Христова.
16
Мой город.
1
Подготовка к выполнению творческого задания. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Владеть понятием «Малая Родина». Знать первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.
17
Заочное путешествие по древнему Воронежу.
1
Обыгрывают ситуацию. Выполняют упражнения. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л:умение организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки.
Р:составление плана последовательности действий.
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать названия основных улиц исторического центра г. Воронежа
18
Моя улица.
1
Подготовка к выполнению творческого задания. Экскурсия по улице Московский проспект. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу
Р: составление плана последовательности действий.
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать названия улиц города по месту жительства детей, название улиц, прилегающих к школе, историю названия улиц, их роль в жизни современного человека.
19
Крестьянская изба.
1
Подготовка к выполнению творческого задания. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина). Основные вопросы занятия: Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: умение организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки.
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать историю создания русской избы
20
Экскурсия в краеведческий музей.
1
Экскурсия в краеведческий музей. Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать назначение предметов крестьянского быта.
21-22
История одежды. История вещей.
2
Экскурсия в музей русского народного костюма библиотеки им. Пономарева. Обыгрывают ситуацию. Выполняют упражнения. Создание рисунка.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.
23
Такие разные профессии.
1
Отгадывают загадки, формулируют собственное мнение.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком целостности системы: я-семья- город- страна
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать различные виды профессий.
24
Профессии в моей семье.
1
Работа в группах.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком целостности системы: я-семья- город- страна
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать, чем занимались и занимаются родители, дедушки, бабушки. Знать родственников, прославивших фамилию своими профессиональными заслугами.
25
Экскурсия на предприятие
1
Знакомство с работой почты, типографии и т.д.).Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как части малой родины, воспитание чувства гордости за родной Воронеж
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать некоторые предприятия г. Воронежа
26
Наш современный город.
1
Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как части малой родины, воспитание чувства гордости за родной Воронеж
Р:умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать
современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
27
Отечество. Наша Родина – Россия.
1
Учащиеся читают стихи о Родине.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: воспитание чувства гордости за страну
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать обычаи и традиции русского народа. Владеть словарем по теме: Россияне-граждане России. Русский Язык.
28
О гербе, флаге и гимне.
1
Представляют творческие работы индивидуально, группой.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком значимости знания государственной символики, воспитание чувства гордости за страну
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать государственную символику России. Иметь представление о гербе Воронежа.
.
29
Москва – столица нашей Родины.
1
Учащиеся задают вопросы. Формулируют выводы, результаты наблюдений
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как части государства
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Владеть следующими понятиями: Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.
30-31
Сто народов – одна страна.
2
Подготовка к выполнению творческого задания.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как надежды Отечества
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Владеть информацией по теме: Россия - многонациональное государство. Народы России.
32
Я - надежда Отечества.
1
Представляют творческие работы индивидуально, группой.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как надежды Отечества
Р:умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Иметь представление о настоящем человеке, его
предназначении. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки.
33
Обобщающий урок Земля – общий дом для всех людей.
1
Представляют творческие работы индивидуально, группой.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как надежды всей планеты Земля
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать способы общения и взаимодействия людей. Владеть информацией по теме: Страны, государства, языки.
2 класс
№
Наименование разделов, тем
Всего час
Дата
Характеристика деятельности
УУД
Планируемые результаты
1.-2
Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура?
2
Класс. Круглый стол. Коллективная работа. Размышляют, высказывают предположения.
Познавательные: знакомство с термином «культура»
Личностные: умение формировать интерес изучаемому предмету Регулятивные: умение соотносить свои знания с полученной информацией
Коммуникативные: умение учиться монологическому высказыванию, корректировать свою работу
Знать понятие «Культурное наследие», «культура» и предмет изучения.
3-4
Что такое музей?
2
Коллективная работа.
Экскурсия в краеведческий музей. Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений
П: знакомство учащихся с понятием «музей», расширение представления о видах музеев
Л:умение формулировать собственные ценностные ориентиры, связанные с понятием «музей»
Р:умение отбирать информацию, полученную из различных источников
К: умение обсуждать вопрос: «Необходимость музеев», умение вести диалог и быть активным в диалоге
Иметь устойчивый интерес к новым способам познания
5
Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
Экскурсия. Наблюдение. Коллективная работа.
Экскурсия в краеведческий музей. Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: формирование мотивации дальнейшего изучения культуры своего края
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми. Принять участие в просмотре и обсуждении фильма о музеях города Воронежа
Знать богатое культурное наследие родного края
6
Источники изучения жизни народа
1
1
Класс, работа в группах. Представляют творческие работы группой.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения источников
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать и уметь пользоваться различными источниками, помогающими в изучении жизни народа
7-8
Путешествие в страну книг
2
Экскурсия в библиотеку гимназии. Знакомство со стендами в библиотеке, библиотечным фондом. Расширить представления о произведениях и писателях - соотечественниках для детского чтения
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как части читательского коллектива, воспитание чувства любви к литературе и разным ее видам
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Знать и уметь пользоваться библиотечным фондом при поиске и отборе информации.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
9
Что такое время?
1
1
Класс. Групповая.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: формирование мотивации дальнейшего изучения понятия «время», «исторический период, эпоха»
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Иметь представление о понятии «время», «историческая эпоха»
10-11
Что такое вещь? Вещь как портрет эпохи; портрет человека
2
2
Класс. Индивидуальная, групповая. Экскурсия в музей гимназии. Подготовка предметов-семейных реликвий.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения традиций своего народа, семейных реликвий
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать назначение вещей различных эпох,
расширить представления учащихся о предметах быта, о семейных реликвиях
12
Как были придуманы и развивались предметы
1
1
Класс.Работа в парах. Подготовка к выполнению творческого задания. Соотношение людей и предметов различных эпох. Назначение этих предметов.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: умение организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки.
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать историю появления и назначения предметов первой необходимости
13-14.
В доме старого воронежца
2
2
Экскурсия в краеведческий музей или им. И.С. Никитин Получить новые сведения об укладе жизни в старом Воронеже Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как части малой родины, воспитание чувства гордости за родной Воронеж
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге
Знать назначение предметов быта, уклада жизни в древнем Воронеже
15-16
Город. Как он появился и развивался
2
Класс. Индивидуальная, групповая работа Учащиеся задают вопросы. Формулируют выводы, результаты своих исследований
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения истории родного города и края
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать исторические факты возникновения Воронежа, исторические вехи в его становлении и развитии
17
Областные музеи и памятники истории и культуры Воронежского края
1
Класс. Индивидуальная и групповая работа.
Познакомить с новыми сведениями об истории родного края
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения истории, традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Познакомиться с памятниками истории и культуры на территории Воронежского края
18-19-20.
Памятники истории и культуры на территории Воронежского края
3
Экскурсия по памятным местам Воронежа
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения истории, традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Познакомиться с памятными местами Воронежа, знать их.
21.
Каменные ветераны. Церковные памятники архитектуры
1
Индивидуальная и групповая работа.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения истории, традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Знать главные памятники церковной архитектуры
22-23-24.
Экскурсия по городу «Каменные ветераны»
3
Экскурсия по городу
Получить новые сведения о памятниках истории родного края
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: сформирование мотивации дальнейшего изучения истории, традиций своего народа
Р: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми
Извлечь информацию из увиденного, научиться выражать свои эмоции, участвовать в беседе по теме
25.-26
Музей в моей школе
2
Экскурсия в музей гимназии. Расширить представления о своей гимназии
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: умение организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки.
Р: составление плана последовательности действий.
К: умение строить диалог с ровесниками и
взрослыми.
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Проводить аналогии между изучаемым материалом и своими познаниями.
27-28
Путешествие по главным улицам города Воронежа.
2
Экскурсия по городу. Подготовка к выполнению творческого задания
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу
Р: составление плана последовательности действий.
К: умение строить диалог с ровесниками и взрослыми.
Знать названия улиц города по месту жительства детей, название главных улиц и улиц, прилегающих к школе, историю названия улиц, их роль в жизни современного человека.
29-30-31
Памятники моего города
3
Просмотр видеофильма «Мой город»
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: воспитание чувства гордости за свой город
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Извлечь информацию из увиденного, научиться выражать свои эмоции, участвовать в беседе по теме
32-35
Обобщающий урок « Знай и люби свой край»
4
Групповая работа.
П: умение ставить и решать познавательные задачи по данной теме
Л: осознание ребенком себя как надежды своей родины, своей страны
Р: умение сверять свои знания с полученной информацией
К: умение вести диалог и быть активным в диалоге.
Уметь высказывать свое мнение, делать выводы, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени
35
3 класс
№
Наименование разделов, тем
Всего час
Дата
Характеристика деятельности
УУД
Планируемые результаты
1-2
Вводный урок. Знакомство с
правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов
2
Познакомить учащихся с термином «культура», формировать интерес к учебному предмету
Обучающийся Р.,К. имеет возможность научиться: принимать учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем,
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу
Обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проявлять первоначальное умение выполнять уч.действия в устной форме
3-4
Люди творчества. Кто они?
2
Познакомить учащихся с термином «творчество». Расширить представления о творчестве писателей, музыкантов и художников - соотечественников
П.Обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Иметь устойчивый интерес к новым способам познания
5-6
И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества
2
Познакомить учащихся со сведениями о тех людях, которые прославили город Воронеж
П. Имеет возможность работать с информацией, познакомиться с историческими фактами о жизни и творчестве поэта - соотечественника
Проявлять познавательную инициативу, учитывать разные мнения
7
Экскурсия к памятнику И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина
1
Получить новые сведения о памятниках истории родного края
Р.,К. Имеет возможность принять участие в обсуждении вопроса: «Для чего нужны музеи», и «Какие музеи бывают». Принять участие в просмотре фильма о музеях города. Слушать и слышать других.
Познакомится с памятником истории и культуры на территории Воронежского края
8
Литературная гостиная
1
Расширить представления о произведениях и писателях - соотечественниках для детского чтения
К. Имеет возможность прочитать стихотворение, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
9
Библиотека имени И.С. Никитина
1
Ознакомиться с нормами поведения в библиотеке. Выяснить где находится библиотека
К.Имеет возможность оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Научится ориентироваться в здании, познакомится и обсудит правила поведения в библиотеке. Узнает режим работы. Сравнит масштабы областной библиотеки с масштабом библиотеки в гимназии
10-11-12
Воронежская школа. Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы
3
Познакомить с новыми сведениями об истории родного края
П.Имеет возможность расширить кругозор об истории родного края. Желающие представляют результаты собственных изысканий
Учиться в диалоге с учителем вырабатывать критерии устной оценки и определять степень успешности своей работы
13-14
Фольклор – духовное богатство народа
2
Упражняться в восприятии и анализе текстов малых фольклорных форм, в формулировании выводов
К.Имеет возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Проводить аналогии между изучаемым материалом и своими познаниями.
15-16
Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери
2
Познакомить учащихся с термином «обряд» и христианскими праздниками
К.Имеет возможность участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной речи
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Проводить аналогии между изучаемым материалом и своими познаниями.
17
Как сказки попали в книгу 1
1
Вспомнить жанровые особенности сказки. Виды сказок
К.Имеет возможность конструировать собственный текст. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Пользоваться разными видами чтения
18-19
Русские народные сказители Воронежского края.А.Н. Королькова, А.К.Барышникова
2
Расширить представления о произведениях и писателях –
Соотечественни-
ках
Р.,К. Осмысление настроения прочитанного произведения, п
ск в тексте отражения авторской позиции. Имеет возможность попробовать себя в роли сказителя
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих
работ одноклассников.
20
Творческий путь А.В. Кольцова. А.В. Кольцов и русская литература
1
Расширить представления о произведениях и писателях – соотечественниках. Произведения Кольцова для детского чтения
К. Имеет возможность владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Научится находить приёмы и способы создания поэтических образов, картин природы.
21-22
Экскурсия в литературныймузей и к памятникам А.В.Кольцова. Памятник А.В. Кольцову
2
Получить новые сведения о памятниках истории родного края
П. Имеет возможность работать с информацией, познакомиться с историческими фактами о жизни и творчестве поэта - соотечественника
Познакомится с памятником истории и культуры на территории Воронежского края
23
А.В. Кольцов как один из крупнейших создателей русской песни
1
Расширить представления о произведениях поэта Кольцова.
К.,Р. Имеет возможность анализировать произведение, поэтические образы.
Находить мотивы народного творчества. Имеет возможность сочинить стихотворение
Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, понимать друг друга и сотрудничать
24-25
Воронеж песенный. Ансамбль «Воронежские девчата»
2
Расширить представление о людях, любящих и воспевающих свой край
П. Имеет возможность услышать русские народные песни в исполнении ансамбля «Воронежские девчата» (запись)
Уметь работать с информацией, осмысливать и использовать ее
26-27
М.Е.Пятницкий-собиратель русской песни
2
Расширить представление о людях, любящих и воспевающих свой край
К. Имеет возможность воспринимать и осмысливать музыкальные произведения
Уметь работать с информацией, осмысливать и использовать ее, быть готовым корректировать свою точку зрения
28
Воронежский государственный русский народный хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни
1
Расширить представление о людях, любящих и воспевающих свой край
П. Имеет возможность познакомиться с людьми, прославившими наш край: М.Мордасова-народная артистка СССР, Е.Молодцова – народная артистка РФ
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Проводить аналогии между изучаемым материалом и своими познаниями. Учиться любить свой край, свою Родину
29-30
Театр драмы имени А.В. Кольцова (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов)
2
Показ фильма «Воронеж театральный»
П. Имеет возможность посмотреть фильм о театрах Воронежа, принять участие в беседе. Имеет возможность проявить себя в творчестве
Извлечь информацию из увиденного, научиться выражать свои эмоции, участвовать в беседе по теме
31-32
Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Театр кукол.
2
Викторина «Театры моего города»
К., Р. Имеет возможность расширить представления о культуре Воронежа, принять участие в викторине доказывать свою точку зрения, развивать наблюдательность,
Примет участие в викторине, посвященной нашему городу, примет участие в обсуждении проблемных вопросов, сможет оценить свои результаты приобретенных умений и знаний
33-35
Театрализованное представление
3
Посещение одного из театров
П. Имеет возможность посмотреть детский спектакль
Уметь высказывать свое мнение, делать выводы, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени
35
4 класс
№
Наименов. разделов, блоков, тем
Всего час.
Дата
Характеристика деятельности
УУД
Планируемые результаты
1-2
Как люди узнают о прошлом?
2
Продолжение знакомства учащихся с термином «прошлое», Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Формирование интереса к учебному предмету
Регулятивные: умение принимать учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем,
работа по плану, умение сверять свои действия с целью, корректировать свою работу
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах.
Познавательные: умение классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, уважение чужого мнения; корректно высказывать своё мнение, обоснование своей позицию; совершенствование своей речи; осуществление взаимного контроля совместных действий.
Обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проявлять первоначальное умение выполнять уч.действия в устной форме
3-4
Лента времени
2
Обсуждение с термина «время». Знакомство учащихся с историей нашего края, соотнесение: год - век, век - тысячелетие
Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; понимание причин успеха в учебной деятельности.
Познавательные: обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Иметь устойчивый интерес к новым способам познания. История на карте. Находить отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.
5-6
История на карте
2
Беседа об истории нашего края Умение использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Изучение исторической картографии.
Формирование умения работать с исторической картой.
Воспитание чувств причастности к родным истокам.
Коммуникативные: обучающийся имеет возможность работать с информацией, обсуждать услышанное
Познавательные: знакомство с историческими фактами о прошлом нашего города
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Проявлять познавательную инициативу, учитывать разные мнения
7
Воронежский край – колыбель русского флота
1
Обсуждение темы «История нашего города». Беседа о начале кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.
Познавательные: возможность работать с информацией, познакомиться с историческими фактами о прошлом нашего города
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; анализировать ошибки и определять пути их преодоления
Проявлять познавательную инициативу, учитывать разные мнения
8
Экскурсия по городу ««Город древний, город чудный».
1
Урок-конференция
Коммуникативные:
участие в совместной работе коллектива; умение допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
Познавательные: возможность работать с информацией, знакомство с историческими фактами о жизни и правлении Петра I, о первом кораблестроении
Обучающийся научится понимать значение ключевых слов: кораблестроение, адмиралтейство, колыбель флота
9
Петровская эпоха
1
Викторина для учащихся
Познавательные: возможность работать с информацией, познакомиться с историческими фактами о жизни и правлении Петра I
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах
Проявлять познавательную инициативу, учитывать разные мнения
10
Поэты, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота
1
Беседа о людях, которые прославили город Воронеж
Познавательные: возможность работать с информацией, познакомиться с историей кораблестроения
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; анализировать ошибки и определять пути их преодоления.
Проявлять познавательную инициативу, учитывать разные мнения
11
Дворянско-купеческий город
1
Беседа с учащимися об истории нашего города. Умение образно воссоздать историческое прошлое Воронежа IX века.
Коммуникативные: обучающийся имеет возможность принять участие в обсуждении вопроса: «Для чего нужны музеи», и «Какие музеи бывают». Слушать и слышать других.
Познавательные: примет участие в просмотре фильма о музеях города.
Познакомится с памятниками истории и культуры на территории Воронежского края
12
Русская ярмарка
1
Конкурс рисунков, приобщение детей к творческому сотрудничеству.
Формирование основы уважительного отношения к обычаям,
традициям и культуре своего народа.
Регулятивные:
Обучающийся имеет возможность научиться осознавать ценность труда человека и осознавать, как изменял человек предметы, как происходили первые торговые отношения
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах
Познавательные: классификация объектов по заданным критериям и формулирование названия полученных групп; выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Получит представление о том, как изменял человек предметы, как проходили первые ярмарки
13
Век девятнадцатый
1
Работа в группах: знакомство учащихся с изменениями облика города в 19 веке
Познавательные:
Обучающийся имеет возможность познакомиться с символами города, учиться находить наш город на карте
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах
Познакомится с символами города, жизнью людей, научится находить наш город на карте
14
Балы и развлечения в жизни дворян
1
Доклады учащихся о новых сведениях об истории родного города
Коммуникативные: имеет возможность высказывать свои впечатления о Воронеже на основе услышанного
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах
Научится наблюдать, сравнивать, сопоставлять прошлое с настоящим. По окончании занятия научится сообщать о своих впечатлениях
15
Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.)
1
Беседа с учащимися, работа в группах: сбор сведений о Воронеже революционном
Коммуникативные: имеет возможность высказывать свои впечатления о Воронеже на основе услышанного
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах
Познавательные: классификация объектов по заданным критериям и формулирование названия полученных групп; выделять в тексте задания основную и второстепенную ин-формацию; устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Научится наблюдать, сравнивать, сопоставлять прошлое с настоящим. По окончании занятия научится сообщать о своих впечатлениях
16
Обобщающий урок «Знатоки родного края»
1
Викторина, посвященная Воронежу
Коммуникативные:
Возможность принимать участие в совместной работе коллектива; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; совершенствовать свою речь.
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах имеет Регулятивные: обучающийся имеет возможность принять участие в викторине, доказывать свою точку зрения, развивать наблюдательность
Примет участие в викторине, посвященной нашему городу, примет участие в обсуждении проблемных вопросов, сможет оценить свои результаты приобретенных умений и знаний
17
Суровые годы Великой Отечественной войны
1
Экскурсия к Памятнику Славы
Коммуникативные: осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Имеет возможность попробовать себя в роли поэта
Познавательные: обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников.
18
Герои – защитники города (села)
1
Презентации учащихся о памятниках истории родного края
Коммуникативные,: обучающийся имеет возможность принять участие в обсуждении вопроса: «Для чего нужны музеи», и «Какие музеи бывают».
Познавательные:
возможность принять участие в просмотре фильма о музеях города. Слушать и слышать других.
Познакомится с памятниками истории и культуры на территории Воронежского края
19
Освобождение Воронежа
1
Беседа с учащимися о тех людях, в честь которых названы улицы города Воронеж
Регулятивные: обучающийся имеет возможность познакомиться с историческими фактами о жизни людей, в честь которых названы улицы города
Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; совершенствовать свою речь; осуществлять взаимный контроль совместных действий.
Познакомится с историческими фактами о жизни людей, в честь которых названы улицы города
20
По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне
1
Беседа по теме: «Великая Отечественная война». Расширить представления о творчестве писателей, музыкантов и художников – соотечественников, писавшим о войне
Познавательные: обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; совершенствовать свою речь; осуществлять взаимный контроль совместных действий.
Иметь устойчивый интерес к новым способам познания
21
Герои Советского Союза в моем крае
1
Урок - конференция: « Герои нашего края»
Регулятивные:
имеет возможность познакомиться с наиболее известными памятниками города
Познавательные: обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; совершенствовать свою речь; осуществлять взаимный контроль совместных действий.
Познакомится с наиболее известными памятниками города, узнает в честь каких людей и событий были воздвигнуты памятники в Воронеже
22
Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны
1
Беседа с учащимися о жизни людей и детей в годы ВОВ
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи; планирование этапов решения задачи, определение последовательности учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
различать способы и результат действия.
Познавательные: обучающийся имеет возможность познакомиться с жизнью людей и детей в годы ВОВ
Познакомится с событиями, происходящими в годы ВОВ, жизнью людей и детей
23
Под славными знаменами. Тыл – фронту
1
Показ фильма «Воронеж военный» Расширить представление о людях, любящих и защищающих свою Родину
Познавательные: обучающийся имеет возможность познакомиться с людьми, поддерживающих своих соотечественников в годы ВОВ
Коммуникативные, обучающийся имеет возможность принять участие в беседе после просмотра фильма о Воронеже в годы ВОВ
Формировать устойчивый интерес к новым способам познания. Проводить аналогии между изучаемым материалом и своими познаниями. Учиться любить свой край, свою Родину
24
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны»
1
Экскурсия в музей
Объяснение понятий «Любовь к Родине, к историческому прошлому, уважение к ветеранам войны»
Познавательные: обучающийся имеет возможность посетить краеведческий музей и узнать о Воронеже в годы ВОВ
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
различать способы и результат действия.
Извлечь информацию из увиденного, научиться выражать свои эмоции, участвовать в беседе по теме
25
Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну
1
Беседа о жителях Воронежской области. Ввести понятие «реликвия»
Познавательные:
обучающийся имеет возможность получить представление о родословной, познакомиться с понятием «реликвия», принять участие в исследовании семейной реликвии, в изучении биографий прабабушек и прадедушек
Личностные: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Получит представление о родословной, познакомится с понятием «реликвия». С помощью взрослых подготовит рассказ о семейной реликвии, обменяется полученной информацией с одноклассниками
26
Памятники воинской славы в моем городе (селе)
1
Беседа, в ходе которой, учащиеся знакомятся с новыми сведениями об истории родного края
Регулятивные:
обучающийся имеет возможность познакомиться с памятники воинской славы на территории Воронежского края.
Личностные.: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах.
Познакомится с новыми сведениями об истории родного края
27
Из пепла пожарищ. Восстановление города (села) после войны
1
Работа в парах: сведения об исторических моментах родного края
Личностные.: умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; представление об основных моральных нормах.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проявлять первоначальное умение выполнять уч.действия в устной форме
28
Государственная символика России
1
Обсуждение понятий: « Родина», « государственные символы», « герб», « гимн», « флаг», « геральдика».
Регулятивные: обучающийся
имеет возможность познакомиться с новыми понятиями и вспомнить уже изученное ранее.
Коммуникативные: развитие умения применять полученные знания и навыки в различных видах деятельности.
Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.
Научится извлекать информацию из увиденного, научится выражать свои эмоции, участвовать в беседе по теме
29
Я – гражданин России, я – воронежец!
1
Беседа о правах и обязанностях гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.
Регулятивные: обучающийся имеет возможность принять участие в беседе о правах и обязанностях детей в России
Научится ставить новые учебные задачи, читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания
30
Воронеж – столица Центрального Черноземья
1
Обсуждение темы: Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.
Регулятивные: обучающийся имеет возможность научиться уважительному отношению к своему городу, к своей стране, народу
Научится осуществлять поиск информации с использованием различных источников и записывать выборочную информацию об окружающем мире
31
Воронеж сегодня
1
Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города
Познавательные: обучающийся имеет возможность осуществлять поиск нужной информации
Научится анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- общественных знаний.
32
Наши праздники
1
Беседа об истории возникновения традиционных народных праздников. Формирование понятий: «обряд»; «обрядовая культура».
Регулятивные: обучающийся имеет возможность оценить свои знания, полученные за определенный период учебного времени
Научится понимать значение ключевых слов темы: личность, народы России, международные праздники
33-35
Обобщающий урок « Люби и знай свой край»
5
Обсуждение полученных знаний, история Воронежского края в курсе истории России.
Практическая работа. «Придумай и опиши город будущего».
Регулятивные: обучающийся имеет возможность оценить свои знания, полученные за определенный период учебного времени
Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени
35
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Результаты
Личностные
Самоопределение
- положительное отношение к краеведению;
- сформированность основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении нравственным и социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование
- целостный, социально ориентированный взгляд на собственное место в семье (городе, стране);
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Нравственно-этическая ориентация
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- уважительное отношение к окружающим людям
Метапредметные
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение анализировать, учитывать установленные правила в планировании, оценке и коррекции своего поведения;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения.
Коммуникативные
- умение сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою позицию;
- выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные
- поиск и выделение информации в различных источниках;
- умение формулировать проблему;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах;
Предметные
- познавательный интерес к малой родине;
- формирование знаний по основам краеведения;
- формирование знаний правил нравственного поведения в общественных местах и семье;
Обладать навыками:
- составления родословной;
- составления маршрутных туристических схем;
- нравственного поведения в общественных местах и в семье.
Заголовок 215