Урок русского языка на тему «Понятие «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи» (3 класс) Программа Гармония


04.09.2015
Урок 3
Тема: «Понятие «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи»
Цель: совершенствовать умения правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Проверка домашнего задания.
Чтение получившихся сочинений. Выявление лучших работ.
Минутка чистописания.
…///…///…________________
ш шш шшш______________
шипы шишка шапка шайба
Белка сорвала с ели шишку. Подчеркнуть главные члены предложения.
Фонетический разбор слова шишка
Ши´шки – слово из 2 слогов, 1-й ударный
ш — [ш] — согл., парн. глух., тв.
и — [ы´] — гл., ударн.
ш — [ш] — согл., парн. глух., тв.
к — [к’] — согл., парн. глух., мягк.
а — [а] — гл., безуд.
5 б., 5 з.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
Запишите слово.
Поставьте ударение.
Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
Опишите звуки:
Гласный, ударный или безударный.
Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
Сосчитайте и запишите количество звуков.
Словарная работа.
Багаж, аллея, билет, вагон, картошка, кровать, магазин, метро.
- Все эти слова пришли к нам в речь из разных языков. но нам всем понятен их смысл. Сегодня мы познакомимся с еще с одним словом, которое пришло к нам из французского языка. Отгадайте его.
Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут.(Метро)
Метро – это городская электрическая железная дорога. Подберите синонимы к слову (метрополитен). Составьте устно предложение с этим словом.
Иногда, произнося даже всем известные слова, люди допускают ошибки, поэтому сегодня на уроке мы поговорим именно об этом.
Актуализация опорных знаний.
Давайте более точно определим тему урока.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
Выполнение упр. 10 и 11(устно)
Бутерброд, велосипед, повар, и т.д«Открытие» новых знаний.
Придумайте предложения со следующими словами:
Окуни – окуни
капель – капель
Работа в группах.
- Найдите ошибки и исправьте их.
1. Повар посолил суп.
У Мальвины кудрявые волосы.
2. На крыше висели ледяные сосульки.
В деревне жили старые старушки.
3. В детском саду много маленьких малышей.
К весне зелень зазеленела.
4. Корабли уплыли в заморские моря.
Диван запылился пылью.
Вывод: нельзя повторять в предложении одинаковые по смыслу слова.
7.Физкультминутка.
8.Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа.
- Также необходимо подбирать слова и в предложениях, чтобы текст получился красивым.
Запись на доске:
Все лето листья (что делали?) солнцу свои (что?). Подул (какой?) ветер и полетели (кем?) листочки по ветру. Понеслись (кем?) по земле. Зашумел в лесу (какой?) дождь.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Проверка текстов. Обсуждение наиболее понравившихся.
9. Итог урока. Рефлексия. Какую цель мы поставили перед собой? Все ли получилось? Какой вывод для себя сделали?
10. Домашнее задание.
С.8 упр. 12