Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Николаевская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
(УП 8-летнего срока обучения)
(УП 9 класса)
Николаевка 2015
Переименована в МБУ ДО «Николаевская детская школа искусств» на основании постановления администрации Елизовского муниципального района за № 541 от 29.05.2015 года.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Николаевская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
(УП 8-летнего срока обучения)
(УП 9 класса)
Николаевка 2014
Одобрено
Педагогическим советом
МБОУ ДОД «НДШИ»
Протокол № 18
«26» декабря2014 г. Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «НДШИ»
______________ Инин Н. И.
(подпись)
« 26 » декабря2014 г.
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство»
Организация-разработчик:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей «Николаевская Детская Школа Искусств»
Разработчики:
Овчинникова Елена Аркадьевна, преподаватель фортепиано
Пронина Алеся Игоревна, преподаватель фортепиано
М.П.
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе примерной программы (от 2012г) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:Срок обучения – 8-9 лет Таблица 1
Содержание 1 класс 2-8 классы 9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах 1777 297 Количество часов на аудиторные занятия 592 99 Общее количество часов на аудиторные занятия 691 Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 1185 198 Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа" оснащены роялями, фортепиано и имеют площадь не менее 6 кв. метров.
НДШИ оснащена библиотекой и фонотекой. Помещения своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 32 33 33 33 33 33 33 33 33Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 2,5 3
Общее количество часов нааудиторные занятия 592 99
691
Количество часов на самостоятельную работу в неделю 3 3 4 4 5 5 6 6 6
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам 96 99 132 132 165 165 198 198 198
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 1185 198
1383
2074
Объем времени на консультации
(по годам) 6 8 8 8 8 8 8 8 8
Общий объем времени на консультации 62 8
70
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) 5 5 6 6 7,5 7,5 8,5 8,5 9
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные) 160 165 198 198 247,5 247,5 280,5 280,5 297
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 1777 297
2074
Объем времени на консультации
(по годам) 4 4 4 4 4 4 4 4 7
Общий объем времени на консультации 32 7
39
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению НДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 3- х часов в неделю
Консультации6 часов в год
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 15-20 небольших произведений, освоить основные приемы игры: nonlegato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.
За год учащийся должен сыграть: один зачет в 1 полугодии; переводной экзамен во 2 полугодии.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII
четвертьIII
четвертьIV
четверть_____ Академический концерт:
Две легких разнохарактерных пьесы; _____ Переводной экзамен.
Полифония; Крупная форма или Пьеса; Этюд
На экзамене исполняются 3-4 произведения:
полифония (менуэт, полонез, ария, канон),
этюд,
Пьеса или крупная форма (сонатина, рондо).
Возможна замена крупной формы на пьесу.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
1. Пьесы полифонического склада
Бах И. С.Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)
Маленькие прелюдии и фуги, 1-я часть (по выбору)
Моцарт Л.Менуэт ре минор, Бурре ре минор
Скарлатти Д.Ария
Моцарт В.Менуэт фа мажор, Аллегро си бемоль мажор
2.Этюды
Гнесина Е. " Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"
Лемуан А. Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Лешгорн А. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих
Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.
Черни К. Соч. 139 (по выбору)
Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"
3.Крупная форма
Беркович И. Сонатина Соль мажор, Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч.1
Гедике А. Соч.36 Сонатина До мажор
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№1,2
Хаслингер Т. Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонаты ре минор, соль минор
Гедике А. Соч.46. Тема с вариациями До мажор
4.Пьесы
Гречанинов А. Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка, Маленькая сказка
Кабалевский Д. Соч.27 30 детских пьес (по выбору),
Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен
Майкапар С. Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки
Соч.28 Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка,
Колыбельная
Прокофьев С. "Детская музыка": Марш, Сказочка
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)
Шостакович Д. "Детская тетрадь" (6 пьес)
Штейбельт Д. Адажио ля минор
Примеры экзаменационных программ:
Вариант 1
И. С. Бах Менуэт ре минор (Нотная тетрадь А. М. Бах)
К. Черни-Гермер Этюд №15, (1-я часть) Штейбельт Адажио
Вариант 2
И. С. Бах Менуэт соль минор (Нотная тетрадь А.М. Бах К.Черни-Гермер Этюд №23 (1-я часть)
Хаслингер Т. Сонатина до мажор
Вариант 3
И. С. Бах Маленькая прелюдия До мажор
К. Черни-Гермер Этюд № 16 (1-я часть) М.Клементи
Сонатина До мажор, 1-я часть
Вариант 4
Л. Моцарт Менуэт ре минор
К. Черни-Гермер Этюд №32 (1-я часть)
Штейбельт Сонатина До мажор, 1-я часть
2 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 3 часов в неделю
Консультации8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии (пьесу и полифонию). Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.
Во втором полугодии – зачет (этюд и пьесу) и переводной экзамен.
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма, этюд или пьеса.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII
четвертьIII
четвертьIV
четверть_____ Академический концерт:
Полифония или крупная форма;
пьеса; В рамках текущего контроля проходит Технический зачет:
Этюд и пьеса
Переводной экзамен.
Полифония Крупная форма
Этюд или
Пьеса
Годовые требования:
2 полифонических произведения,
2 крупные формы,
5-6 этюдов,
3-4 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и упражнениями.
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
Бах И.С. "Маленькие прелюдии и фуги" (по выбору)
Гендель Г. Менуэт ре минор, Сарабанда ре минор
Корелли А. Сарабанда
Моцарт Л. Буррэ, Марш
Скарлатти Д. Ария
Пёрселл Г. Ария ре минор
Этюды
Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. ГермераБеренс Г. Соч. 70 Этюды
Лешгорн А. Соч.66 Этюды
Лемуан А. Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, Фа мажор
Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор
Моцарт В. Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор
Чимароза Д. Сонаты ля минор, Соль мажор
Пьесы
Григ Э. Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор
Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес"
Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"
Майкапар С. Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты
Листок из альбома
Прокофьев С. Соч. 65 Сказочка, Утро, Прогулка.
Шостакович Д. Танцы кукол: Гавот, Шарманка
Шуман Р. Соч.68 «Дед Мороз»,
«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
И. С. Бах Маленькая прелюдия До мажор
А. Лемуан Этюд соч.37, №10,
Л.Бетховен Сонатина Фа мажор, 1-я часть
Вариант 2
Арман Ж. Фугетта до мажор
К. Черни-Гермер Этюд № 41, (1-я часть)
М. Клементи соч.36 Сонатина до мажор
Вариант 3
А. Корелли Сарабанда
А. Лешгорн Этюд соч.66, №7
Л. Бетховен Сонатина До мажор, 1-я часть
Вариант 4
И. С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
К. Черни-Гермер Этюд №27 (2-я часть)
С.Майкопар соч.28 Мотылёк
3 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю
Консультации8 часов в год
В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы:
2-3 полифонических произведения,
2 крупные формы,
4-5 этюдов,
3-5 пьес (среди них обязательно пьеса кантиленного характера), чтение с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии (пьесу и полифонию). Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.
Во втором полугодии – зачет (этюд и пьесу) и переводной экзамен.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII
четвертьIII
четвертьIV четверть_____ Академический концерт:
Полифония или крупная форма;
Пьеса; В рамках текущего контроля проходит Технический зачет:
Этюд и пьеса
Переводной экзамен.
Полифония; Крупная форма;
Этюд; Пьеса
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги
Двухголосные инвенции
Трехголосные инвенции
Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями ре минор
Глинка М. Четыре двухголосные фуги
Циполи Д. Фугетта ми минор
Этюды
Беренс Г. Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"
Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"
Шитте Л. Соч.68 Этюды
Лешгорн А. Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12
Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т.2
Соч.139, тетради 3,4
Соч.299 (по выбору)
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор
Бетховен Л. Соч. 49 Соната Соль мажор, N20
Клементи М. Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор
Моцарт В. Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор
Чимароза Д. Сонаты (по выбору)
Пьесы
Бетховен Л. Весело-грустноГедике А. Соч.8 Миниатюры (по выбору)
Глиэр Р. В полях, АриэттаГриг Э. Соч.12, Соч.38
Кабалевский Д. Соч. 39 Клоуны
Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние, "Ходит месяц над лугами"
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)
Хачатурян А. Андантино
Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)
Эшпай А. Перепёлочка Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
И. С. Бах Маленькая прелюдия ми минор
К. Черни-Гермер Этюд №1, (2-я часть)
Т. Грациоли Сонатина Соль мажор
Вариант 2
И. С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
К.Черни-Гермер Этюд № 4 (2-я часть)
Р. Глиэр соч. 43 Рондо соль мажор
Вариант 3
И. С. Бах Аллеманда из Французской сюиты си минор
К. Черни -Гермер, Этюд №42 (1-я часть)
Р. Шуман Смелый наездник
Вариант 4
Д. Циполли Фугетта ми минор
К. Черни Соч.299, этюды №№4, 6
Ф. Кулау Сонатина до мажор (1-я часть)
4 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
В конце 1-го полугодия учащиеся должны сдать контрольный урок с оценкой. Требования к контрольному уроку:
-пьеса
- этюд (может быть конкурсным). Конкурсный этюд выбирается из списка этюдов, одобренных преподавателями отдела и состоящий из этюдов разной сложности.
Примерный список конкурсных этюдов:
К. Черни – Гермер Этюды №№ 6, 5, (2-я часть)
Зачет во втором полугодии проводится со свободной программой.
Требования к переводному экзамену: полифония, этюд, крупная форма или пьеса.
С 4 класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе (текущая аттестация).
Требования к гаммам: до 4-х знаков (с одинаковой аппликатурой), на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII четвертьIII
четвертьIV четверть______
Контрольный урок:
Этюд;
Пьеса; Технический зачет: Этюд
В рамках текущего контроля проходит проверка технического развития: две гаммы, аккорды, арпеджио;
Чтение с листаПереводной экзамен.
Полифония; Этюд; Крупная форма или Пьеса.
Примерный репертуарный список
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные инвенцииГендель Г. Аллеманда ре минорБах И.С. Французские сюиты (отдельные части)
Гендель Г. Сюита Соль мажор, ми минор Глинка М. Фуга ля минор
Лядов А.Соч.34 Канон до минор
2. Этюды
Беренс Г. Этюды соч.88 и соч.61
Бертини А. Соч.29 «28 избранных этюдов»
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Этюды соч.66 и соч.136
Черни-Гермер Этюды (2-я часть)
Черни К. Этюды соч.299
3. Произведения крупной формы
Бетховен Л. Сонатины
Гайдн Й. Сонаты (по выбору), концерт Ре мажор
Грациоли Т. Соната Соль мажор
Клементи М. Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор
Кулау Ф. Сонатины (по выбору)
Моцарт В. Сонаты: До мажор, Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты: Си-бемоль мажор, до минор
4. Пьесы
Бетховен Л. Багатель соль минор, соч. 119
Григ Э. Лирические тетради (по выбору)
Даргомыжский А. Табакерочный вальс
Кабалевский Д. Новелла, соч.27
Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс G-dur, Багатель Н-dur.
Пахульский Г. Соч.8 Прелюдия до минор
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка"
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" Соч.37. "Времена года": Март, Апрель
Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор
Шостакович Д. "Танцы кукол"
Шуман Р. Соч. 68 «Дед мороз»
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор
Лешгорн А. Соч.66, этюд N 18
Глиэр Р. Соч.31, № 11 Листок из альбома
Вариант 2
Бах И.С. Двухголосная инвенция ля минор
Черни К. Ред. Гермера, этюд N 27
Моцарт В. Сонатина До мажор N 6, 1- я часть
Дебюсси К. Маленький негритёнокВариант 3
Гендель Г. Куранта фа мажор
Черни К. Соч.299, этюд №1
Гайдн Й. Соната Фа мажор, 1-я часть
Прокофьев С. Утро
Вариант 4
Бах И. С. Аллеманда из Французской сюиты си минор
Черни К. Соч.299, этюд № 2
Бетховен Л. Сонатина до мажор, 1-я часть
Вилла-Лобос Пусть мама баюкает
5 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работАне менее 5 часов в неделю
Консультации8 часов в год
Учебный план на год: два зачета и переводной экзамен.
Требования на год:
2 полифонических произведения,
2 крупные формы,
4-5 этюдов,
3-4 пьесы.
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.
На переводном экзамене учащиеся играют полифонию, крупную форму (обязательно классическое сонатное аллегро) этюд или пьесу.
I полугодиеII полугодиеI четвертьII четвертьIII четвертьIVчетверть______
Академический концерт:
Полифония или крупная форма;Этюд и пьеса; Технический зачет:
Этюд.В рамках текущего контроля проходит проверка технического развития: две гаммы, аккорды, арпеджио; Чт. с листа Переводной экзамен.
Полифония Крупная форма Этюд или Пьеса
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С.Двухголосные инвенции (более сложные)
Трехголосные инвенции Французские сюиты
Маленькая прелюдия и фуга ля минор.
Гендель Г. Каприччио соль минор, пассакалия соль минор,
Сюиты Соль мажор, ре минор, ми минор
Лядов А. Соч.34 Канон до минор №2
Мясковский Н. Соч.78 Фуга си минор №4
2. Этюды
Аренский А. Соч.19 этюд си минор №1
Крамер И. Соч.60 этюды
Лешгорн А. Этюды соч.66, соч.136
Мошковский М. Соч.72 этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. Этюды соч.299
3. Произведения крупной формы
Гречанинов А. Соч.110, Сонатина Фа мажор
Глинка М. Вариации на тему "Среди долины ровныя"
Бетховен Л. Сонаты №№ 19, 20
Гайдн Й. Сонаты: Ре мажор, Соль мажор, Ми мажор, Фа
мажор, До мажор, си минор, до-диез минор
Клементи М. Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор
Соч.37 Сонатина Ми-бемоль мажор
Моцарт В. Сонаты Фа мажор, Соль мажор,
До мажор, Рондо Ре мажор, Фантазия ре минор
4. Пьесы
Аренский А. Соч.53 Романс Фа мажор
Соч.46 Незабудка
Григ Э. Соч.43 Птичка, Бабочка
Соч.3 Поэтические картинки
Ноктюрн До мажор
Лядов А. Соч.10 прелюдия № 1; соч. 11 прелюдия № 1
Соч.40 Музыкальная табакерка
Мендельсон Ф. Соч.72 Детские пьесы
Песни без слов: №4 Ля мажор, №8 Ля мажор,
№19 Ми мажор
Прокофьев С. "Детская музыка" (по выбору)
Соч.22 Мимолетности (по выбору)
Шуберт Ф. Скерцо Си-бемоль мажор,
Экспромты соч.90: Ми-бемоль мажор,
Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И.С.Двухголосная инвенция Ми мажор
Черни К.Соч.299 , этюд № 28
Бетховен Л.Соната №20, 1-я часть Вариант 2
Бах И. С.Трехголосная инвенция до минор
Григ Э. Поэтическая картинка №1 ми минор
Моцарт В.Легкая соната До мажор, 1-я часть
Вариант 3
Черни К.Соч. 299 этюд №34 Бах И.С. Сарабанда из Французской сюиты до минор
Гайдн Й.Соната Ре мажор,1-я часть Вариант 4
Бах И. С.Французская сюита до минор (Аллеманда)
Черни К.Соч.299. Этюд № 11
Моцарт В. Рондо из сонаты до мажор № 15
Косенко Балетная сценка
6 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю
Консультации по специальности 8 часов в год
Учебный план на год: два зачета и переводной экзамен.
В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую пьесу. Также желательно пройти с учеником в 6-м классе концерт (Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Грига и др.)
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика.
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 4 этюда,
- 2-3 пьесы.
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма (классическая, романтическая) или пьеса, этюд.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII четвертьII
IчетвертьIV четверть_____
Академический концерт:
Полифония или крупная форма;
Этюд и пьеса; Технический зачет:
Этюд.
В рамках текущего контроля проходит проверка технического развития: две гаммы, аккорды, арпеджио;
Чтение с листаПереводной экзамен.
Полифония Крупная форма Этюд или Пьеса
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. 2-х, Трехголосные инвенции
Французские сюиты (отдельные части),
Английские сюиты (отдельные части)
ХТК 1-й том: Прелюдии и фуги c-moll, D-dur, d-moll, Ми мажор ми минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль мажор
Гендель Г. Сюиты ре минор, ми минор
Щедрин Р. Полифоническая тетрадь
2. Этюды
Аренский А. Соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1
Беренс Г. Соч. 61 этюды
Гуммель И. Соч.125 Этюды
Кобылянский А. "Семь октавных этюдов"
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Соч.136 Этюды
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. Этюды соч.299 и соч.740
3. Произведения крупной формы
Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор
Рондо из Сонаты си минор
Бетховен Л. Соч.51 Рондо До мажор
Сонаты №№ 1, 5, 6 (отдельные части)
Гайдн Й. Сонаты: до-диез минор № 6, Ми-бемоль мажор №3,
соль минор №4
Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор
Соч.40 N 2 Соната си минор
Моцарт В. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор.
Парадизи П. Соната Ля мажор
Скарлатти Д. 60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие)
4. Пьесы
Григ Э. Лирические тетради (по выбору)
Гречанинов А. Соч.37 №2 прелюдия си-бемоль минор
Дакен Л. «Кукушка»
Дворжак А. Соч.101 Юмореска N 7
Мак -Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»
Мендельсон Ф. Песни без слов (по выбору)
Прокофьев С. Гавот из балета "Золушка"
Рахманинов С. Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька
Фильд Д. Ноктюрны
Шуберт Ф. Экспромты соч. 90 Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная, Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска
Щедрин Р. В Юмореска
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И. С. Фуга до мажор №4 (Маленькие прелюдии и фуги)
Крамер И. Этюд № 10
Черни К. Соч.299 Этюд №31
Клементи М. Сонатина Соль мажор, 1-я часть
Вариант 2
Бах И. С. Французская сюита си минор (2-3 части)
Черни К. Соч. 740 Этюды №1,
К.Дебюсси Кукольный КэкуокВариант 3
Бах И. С. 3-х- голосная инвенция №2 до минор
Черни К. Соч.740 Этюд № 3
Глинка М. Вариации на тему «Среди долины ровныя»
Вариант 4
Телеман Г. Фантазия си минор
Крамер И Этюд №10
Бетховен Л. Соната №19 1-я часть
7 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности 8 часов в год
За год учащиеся должны сыграть два зачета и переводной экзамен.
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 4 этюда,
- 2-3 пьесы.
Экзаменационные требования: полифония, этюд, пьеса, крупная форма.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII четвертьII
IчетвертьIV четверть_____
Академический концерт:
Полифония или крупная форма;
Этюд и пьеса; Технический зачет:
Этюд.
В рамках текущего контроля проходит проверка технического развития: две гаммы, аккорды, арпеджио;
Чтение с листаПереводной экзамен.
Полифония Крупная форма Этюд или Пьеса
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
Бах И.С.Трехголосные инвенции, Французские сюиты, Английские сюиты ля минор, соль минор ХТК 1-й том, Прелюдии и фуги (по выбору)
2.Этюды
Аренский А. Соч.74 Этюды до минор, До мажорКлементи М. Этюды, под ред. Таузига (по выбору)
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№1, 2, 5, 6, 7, 10, 11Черни К. Соч.299, Соч.740 50 этюдов (по выбору)
3.Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты (по выбору)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Клементи М. Сонаты (по выбору)
Моцарт В. Сонаты До мажор №10, Ре мажор №9, Фа мажор
4. Пьесы
Григ Э. Соч.52 «Сердце поэта»
Аренский А. Соч.53 романс Фа мажор
Дебюсси К. Арабески Соль мажор, Ми мажор; Прелюдии
Прокофьев С. Соч.25 Гавот из "Классической симфонии"
Соч.22 "Мимолетности"
Рахманинов С. Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель Шостакович Д. Соч.1 "Три фантастических танца", Соч.34 Прелюдии
Чайковский П. "Времена года", Соч.10 Юмореска
Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Си-бемоль мажор, Соч.94
Музыкальные моменты
Шуман Р. "Лесные сцены", "Детские сцены", "Арабески"
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И. С. Трехголосная инвенция ми мажор Черни К.Соч.299 этюд №33
Аренский А. соч.53 Романс Фа мажор
Бетховен Л. Соната №5, 1-я часть
Вариант 2
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ре мажор
Черни К. Соч. 740. Этюд №13
Гайдн Й. Соната до минор, 1-я часть
Прокофьев С. Соч.22 две мимолётности №№1,10
Вариант 3
Бах И.С. Трёхголосная инвенция ре минор
Черни К. Соч.740 Этюд №17
Лядов А. соч.19 Прелюдия ре-бемоль мажор
Моцарт В. Соната №5 Соль мажор, 1-я часть
Вариант 4
Бах И.С. Трёхголосная инвенция № 3 ре мажор
Черни К. Соч. 740 этюд №24
Бетховен Л. Соната №9, 1-я часть
Аренский А. соч.53 Романс фа мажор
8 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности 8 часов в год
Учащиеся 8 класса (обучающиеся по 8-летней программе) могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и сроки специально не определены (свободный график). Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде.
Учащийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Требования к выпускной программе:
полифония (обязательно Прелюдия и фуга из ХТК Баха И.С., если учащийся собирается продолжать учиться в 9 классе),
крупная форма (классическая или романтическая),
один этюд
любая пьеса.
В 8 классе, для обучающихся по 9-летней программе проводится два зачета и переводной экзамен.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII четвертьII
IчетвертьIV четверть_____
Академический концерт:
Полифония или крупная форма;
Этюд и пьеса; Технический зачет:
Этюд.
В рамках текущего контроля проходит проверка технического развития: две гаммы, аккорды, арпеджио;
Чтение с листаПереводной экзамен.
Полифония Крупная форма Этюд или Пьеса
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
Бах И. С. Трехголосные инвенции, ХТК,
Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор Французские сюиты, Английские сюиты (по выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
2.Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды
Клементи М. Этюды (по выбору)
Крамер И. Этюды (наиболее трудные)
Куллак Т. Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажорМошковский М. Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11Черни К. Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
Шопен Ф.Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)
3.Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25
Вариации (по выбору)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Моцарт В. Сонаты (по выбору) Вариации Ре мажор, Es-dur, Соль мажор Концерты №№12, 17, 20, 21, 23(отдельные части)
Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозоСкарлатти Д. 60 сонат под ред. Гольденвейзера А. (по выбору)
4. Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин
Балакирев М. Ноктюрн, Полька
Глиэр Р. Соч. 26 Прелюдии
Лист Ф. Ноктюрн "Грезы любви"
Лядов А. Соч.11 Прелюдии, Соч.17 Пастораль, Соч.53 Три багатели
Мендельсон Ф. Песни без слов
Мясковский Н. Соч.25 "Причуды"
Рубинштейн А. Соч.26 Романс Фа мажор, Соч.50 Баркарола соль минор
Рахманинов С. Соч.3 Элегия, Серенада, Прелюдия до-диез минор, соч.32 Прелюдии (по выбору)
Скрябин А. Соч.2 Прелюдия, Этюд, Соч.11 Прелюдии
Хачатурян А. Токката
Чайковский П. Соч.19 Каприччио Си-бемоль мажор, Соч.51 Полька h-moll
Примерные программы выпускного экзамена
Вариант 1
Бах И. С. Трехголосная инвенция соль минор
Черни К. Соч.740 Этюд N 11
Моцарт В. Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть
Прокофьев С. Мимолетности №№ 1, 10
Вариант 2
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
Черни К. Соч.740 Этюды N 12
Бетховен Л. Соната № 6, 1-я часть
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор
Вариант 3
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор
Клементи М. Этюд №13
Гайдн Й. Соната Ми-бемоль мажор, 1-я часть
Рахманинов С. Соч.32 Прелюдия соль-диез минор
Вариант 4
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга Соль мажор
Черни К. Соч.740 этюд №50
Бетховен Л. Соната №7, 1-я часть
Чайковский П. " Размышление"
9 класс
Специальность и чтение с листа 3 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности 8 часов в год
В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.
Учащиеся сдают зачет и экзамен с отметкой в конце каждого полугодия. Требования к полугодовому экзамену:
полифония (ХТК),
крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт),
этюд (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского); возможны этюды Шопена, Рахманинова.
На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям, но с прибавлением пьесы.
I полугодиеII полугодиеI
четвертьII четвертьII
IчетвертьIV четверть_____
Академический концерт:
Полифония Крупная форма;
Этюд; _____ Переводной экзамен.
Полифония Крупная форма Этюд
Пьеса
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, 1 и 2 том
Токката ре минор, Токката ми минор Партита ми минор, Партита до минор
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги (по выдору)
2. Этюды
Клементи М. Этюды
Мендельсон Ф. Этюды
Мошковский М. Соч.72 Этюды Соч.48 этюды Ре мажор, До мажор
Рахманинов С. Этюды-картины соч.33, соч.39
Черни К. Соч.740 Этюды
Шопен Ф. Соч.10 и соч.25 (по выбору)
3. Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25, 27
Вариации Ля мажор (на русскую тему)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Лядов А. Вариации на тему Глинки
Моцарт В. Сонаты (по выбору), Вариации, Концерты
Прокофьев С. Сонаты №№1,2,3
Скрябин А. Соч.9 Прелюдия и Ноктюрн для левой руки
Соч.32 Две поэмы
Глинка М. Вариации на шотландскую тему
Вариации на тему Моцарта
4. Пьесы
Брамс И. Соч.79 Рапсодии си минор, соль минор
Глазунов А. Баркарола Ре-бемоль мажор
Дебюсси К. Прелюдии, Бергамасская сюита
Сюита для фортепиано
Метнер Н. Сказка фа минор
Соч.39. Канцона-серенада
Прокофьев С. Соч.102 Сюита из балета "Золушка"
Соч.75 Сюита из балета "Ромео и Джульетта"
Соч.22 "Мимолетности" Сарказмы
Рахманинов С. Соч.23 и соч.32 Прелюдии
Шесть музыкальных моментов
Скрябин А. Соч.11, соч.15, соч.16 Прелюдии
Чайковский П. "Времена года" Соч.72 "Размышление" Соч.59 "Думка"
Соч.1 Русское скерцо
Шопен Ф. Полонезы, Вальсы, Ноктюрны
Шостакович Д. Соч.34 Прелюдии
Шуман Р. Венский карнавал, Бабочки, Соч.99 Пестрые листки
Соч.124 Листки из альбома
Примерные программы для выпускного экзамена
Вариант 1
Бах И. С. ХТК 1-й том Прелюдия и фуга ре минор
Моцарт В. Соната До мажор, 1-я часть
Мошковский М. Соч.72 Этюд №6
Чайковский П. Ноктюрн до-диез минор
Вариант 2
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор
Гайдн Й. Соната До мажор, соч.79 1-я часть
Клементи М. Этюд №4
Лист Ф. Ноктюрн "Грезы любви"
Вариант 3
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ми мажор
Бетховен Л. Соната №6, 1-я часть
Черни К. Соч. 740 Этюд №17
Щедрин Р. " В подражание Альбенису"
Вариант 4
Бах И. С. ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга ля минор
Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5
Моцарт В. Концерт №23, 1-я часть
Рахманинов С. Прелюдия соль минор
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианногорепертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Специальность и чтение с листа" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются прослушивания, зачеты.
Промежуточная аттестация проводится в форме академических концертов, технических зачетов и экзаменов.
академические концерты и технические зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Переводные Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листаявляется составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников:
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини, М., Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып. 1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка,2011
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,
Музыка, 2011
Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006 Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,
Музыка, 2010
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,
Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4, 5 класс / Кифара, 2001;
6 кл. - 2002; 7 класс - 2005
Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004 Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009 Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка,
2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. Времена года. Соч.37-Ы8 / М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Список рекомендуемой методической литературы:
Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И. Фортепианная игра.
Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.
М.,1966
Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским
Текстом. М.,1988
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982