УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (фортепиано)

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №1» г.Тайшет


Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________200 г.




УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ №1________________Ляшенко Г.А.




УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(фортепиано)
Для 1-5 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 9-18 лет



Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.






г. Тайшет
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ДМШ по ОП «Инструментальное исполнительство» (специализация – фортепиано).
Данный вариант программы составлен на основе программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва, 1991 г.).
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.
Цель программы: организовать обучение таким образом, чтобы создать условия для разноуровневого подхода к воспитанию и обучению всех детей с одной стороны и обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов, с другой стороны. Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой.
Задачи программы:
1. Образовательные:
приобретение навыков игры на инструменте;
мотивация учащихся к познавательной деятельности.
Развивающие:
развитие творческих способностей;
развитие любознательности и кругозора ребенка;
развитие эмоциональной сферы;
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.
3. Воспитательные:
формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
воспитание любви к музыке;
формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;
воспитание самостоятельности.
Данная программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами обучения: научности, наглядности, связи теории с практикой, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Срок реализации программы составляет 5(6) лет.
Программа объединяет теоретический, практический, творческий, исполнительский и контрольно-итоговый учебный материал и предусматривает два этапа его освоения: первый – ученический (действие с подсказкой учителя), второй – алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).
В результате освоения программы ожидаются следующие результаты: развитие у учащихся стойкого интереса к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия; воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и профессиональному самоопределению; воспитание культурного слушателя и ценителя музыки; овладение исполнительскими навыками.
Программа предназначена для учащихся от 9 лет. Дети принимаются в школу искусств без специальной подготовки.
Учебный план.
Класс
1
2
3
4
5
6

Количество
часов
2
2
2
2
2
2


Общее количество часов делится на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся индивидуально, что позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, эмоционально-психологическую сферу. Индивидуальные уроки по классу фортепиано совершенствуют всестороннее и комплексное воспитание ученика. Преподаватель – основной воспитатель, именно он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщает его к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте.
Урок - традиционная форма организации учебного процесса, но возможно использование и нетрадиционных форм: лекция-концерт, концерт для родителей, участие в фестивалях. Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, и теоретический материал идет параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся. Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают учащимся научиться держаться на сцене.
Контроль и учет успеваемости.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, академических концертов, технических зачетов, прослушиваний выпускников. Технический зачет проводится 2 раз в год с целью выявления технического продвижения учащихся и проходит в присутствии комиссии, состоящей из преподавателей отделения. Технический зачет проводится среди учащихся 2,3,4,4 классов. Школьные академические концерты проводятся 2 раза в год и носят открытый характер. За учебный год педагог обязан подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (полифония, сонатная форма, пьеса, этюд) для показа на академическом концерте. Продвинутым, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется большее количество выступлений; количество произведений при этом не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Прослушивания выпускников проводятся 3 раза в год (декабрь, февраль, март) и предполагают исполнение произведений выпускной программы.
Итоговая аттестация производится в виде экзамена. На выпускной экзамен выносятся 4 произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений.

№ п/п
форма проведения
Что исполняется
класс
срок

1.
Технический зачет
Этюд, две гаммы, аккорды, арпеджио.
Знание терминов.

2-4 (по 5)
Ноябрь
март

2.
Академический концерт
Полифоническое произведение,
пьеса

2-4 (по 5)
декабрь

3.
Академический концерт
Сонатная форма,
2 разнохарактерных пьесы

2-4 (по 5)
май

4.

2 разнохарактерных пьесы,
этюд
1
май

5.
1-ое прослушивание выпускников
2 произведения

5(по 5)
декабрь

6.
2-ое прослушивание выпускников
3 произведения

5(по 5)
февраль

7.
3-е прослушивание выпускников
Исполнение всей
программы

5(по 5)
март

8.
Выпускной экзамен
по специальности
Крупная форма,
полифоническое произведение,
пьеса, этюд
5(по 5)
май

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика,
оценка на академическом концерте или экзамене,
другие выступления ученика в течение учебного года.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый класс (2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений:
– народные песни;
– пьесы песенного и танцевального характера;
– пьесы с элементами полифонии;
– этюды;
– а также легкие сонатины и вариации
(уровень трудности 1–2 класса семилетнего обучения).
2. Подбор по слуху, игра от разных звуков песенных попевок, а затем – песен типа «Перепелочка»; простейшие упражнения в чтении нот с листа.
3. Мажорные гаммы (3-4 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно в противоположном движении двумя руками, тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно в пройденных гаммах.

Результат первого года обучения:
Учащийся должен овладеть основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, первоначальными навыками звукоизвлечения, правильной посадкой за инструментом.
Учащийся должен освоить навыки игры non legato и legato в пятипальцевой позиции и с подкладыванием 1-го пальца, различные ритмические рисунки.
Формируются навыки слухового контроля и интонационного слышания, ансамблевой игры несложных пьес.
Учащийся получает первые опыты выступления, развивает умение психологически настраиваться перед выступлением на эстраде.

Учащиеся 1-го класса представляют на академический концерт в мае:
1.Две разнохарактерные пьесы;
2.Этюд.
Продвинутым учащимся 1-го класса можно рекомендовать для исполнения:
1.Крупная форма (соната, вариации, рондо);
2.Две разнохарактерные пьесы.


Программы академических концертов
1. Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11.
Литовко Ю. Пастушок (канон).
Осокин М. Вечерняя гармония.

2. Кригер И. Менуэт ля минор.
Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор.
Украинская нар. Песня «Ой лопнул обруч»

Второй класс(2 часа в неделю)

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:
– 2-3 полифонических произведения;
– 2 произведения крупной формы;
– 5-6 пьес;
– 6-8 этюдов
(уровень трудности 2-3 класса семилетнего обучения ).
2. Чтение с листа пьес (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с использованием на опорных звуках простейшего аккордового сопровождения.
3. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Фа в прямом движении; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) ля, ми, ре – в прямом движении двумя руками в две октавы; хроматические гаммы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками, короткие арпеджио по 4 звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Результат второго года обучения:
Учащийся должен освоить новые аппликатурные формулы, разновесовую игру в пьесах с развитой линией аккомпанемента; продолжается накопление двигательных навыков, навыков педализации. Развивается навык самостоятельной работы – самостоятельное выучивание несложных произведений.

На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.


Программы академических концертов
1. Пёрселл Г. Ария ре минор.
Хромушин О. Кукольный вальс.

2. Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор.
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Старинная французская песенка.
Хиндемит П. Марш


Третий класс(2 часа в неделю)

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:
– 2 полифонических произведения;
– 1-2 произведения крупной формы;
– 5-6 пьес;
– 6-8 этюдов
(уровень трудности 3-4 класса семилетнего обучения ).
2. Чтение с листа (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником), дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий с гармоническим оформлением.
3. Мажорные гаммы до 4 знаков включительно в прямом движении (в противоположном – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы, минорные гаммы трех видов ля, ми, ре, соль – в прямом движении от 2-3 клавиш, в противоположном – от ре и соль-диез, простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука, арпеджио короткие двумя руками, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.
Результаты третьего года обучения:
Формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.
Продолжается работа по совершенствованию игрового аппарата, увеличению беглости пальцев.
Вырабатывается умение переходить от состояния рабочего тонуса мышц к их расслаблению и наоборот.
Развиваются навыки разновесовой игры, полифонического слышания, педализации.
Посещение концертов (необходимость расширять музыкальный кругозор).

На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.


Программы академических концертов
1. Бах И.С. Менуэт-трио соль минор.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: «Веселый крестьянин».

2. Зиринг В. Сонатина Соль-мажор.
Мелартин Э. Утро.
Ладухин Н. «Интермеццо»

Четвертый класс (2 часа в неделю)

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 13-17 различных произведений в разной степени готовности:
– 2 полифонических произведения;
– 1-2 произведения крупной формы;
– 5-6 пьес;
– 6-8 этюдов.
(уровень трудности 4-5 класса семилетнего обучения )
2. См. соответствующий пункт требований 3 класса.
3. Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков включительно в четыре октавы. Арпеджио короткие и длинные двумя руками, тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука, доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш; хроматические гаммы в прямом движении от белых клавиш, в противоположном движении – от ре и соль-диез; простейшие кадансы к пройденным тональностям.


Результат четвертого года обучения:
Продолжается развитие беглости пальцев на основе изучения различных технических формул.
Развитие навыков разновесовой игры в партии одной руки, полифонического мышления и слышания, навыков педализации.
В работе над музыкальным произведением акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.
На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.

Программы академических концертов

1. Циполи Д. Фугетта ми минор.
Барток Б. Вечер в деревне.

2. Шуман Р. Детская сонатина, ч. I.
Полунин Ю. Маленький вальс.
Жиганов Н. «Танец мальчиков»
Пятый класс (2 часа в неделю)

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-9 различных музыкальных произведений:
– 2 полифоническое произведение;
– 1-2 произведение крупной формы;
– 3-4 пьесы;
– 6-8 этюдов.
(уровень трудности 5-6 класса семилетнего обучения).
2. Закрепление навыков по чтению с листа, подбор по слуху.
3. Гаммы повторять в объеме требований для 4 класса.

Результат пятого года обучения:
Подготовка учащегося для сдачи выпускного экзамена, на котором он демонстрирует навыки, приобретенные в течение пятилетнего курса обучения.
Подготовка музыканта-любителя, умеющего читать с листа, самостоятельно выучить текст незнакомого музыкального произведения, исполнить несложный аккомпанемент.
Выпускник музыкальной школы как носитель определенной музыкальной культуры способен привлечь к музыкальному искусству своих сверстников.
Подготовка к поступлению в музыкальный колледж, главным образом на дирижерско-хоровое отделение.
Учащиеся 5 класса на выпускном экзамене в мае играют 4 произведения: крупная форма, полифоническое произведение, пьеса, этюд.

Примерные экзаменационные программы
1. Бах И.С. Французская сюита № 2 до минор: Сарабанда.
Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 9.
Ботяров Е. Сонатина ля минор.
Якушевич И. Первое знакомство (джазовый вальс).

2. Гендель Г. Чакона ре минор.
Бертини А. Соч. 27 этюд № 7.
Гайдн Й. Соната-партита До-мажор I ч.
Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом: Утреннее размышление.










КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники и методические пособия.
Теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на уроке, должны стать основой для применения их самостоятельно на практике. Репертуар подбирается преподавателем индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления.
Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано является правильная постановка игрового аппарата.
В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение ансамблей и аккомпанемента. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе в качестве концертмейстера, к различным формам ансамблевого музицирования.
Виды учебной деятельности разнообразны: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на экзаменах, концертах, технических зачетах. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.
Рекомендуется начиная с 3-го класса включать в работу произведения на 2 класса ниже по сложности с целью их самостоятельного выучивания учащимися. Целесообразно выносить эту форму работы на классные собрания.

Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;
пробуждение творческого воображения и стремление к практическому применению знаний;
индивидуальные занятия по классу фортепиано дают возможность ярче раскрыть способности и возможности ученика;
индивидуальный подбор программы (по техническим и эмоциональным возможностям ученика);
постоянный контакт с родителями.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Nostalgie. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий. Вып. 1-4. СПб, 1998.
Агафонников. Музыкальные игры. (27 пьес для начинающих пианистов).
Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов-на-Дону, 2002.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб., 1999.
Ансамбли для фортепиано. (1-3 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1997.
Ансамбли для фортепиано. (4-7 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1994.
Баневич С. Русалочка. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. СПб, 1996.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986.
Дунаевский И. Веселый ветер. (Ансамбли для фортепиано). СПб., 2000.
Играем джаз. (Детский музыкальный альбом). СПб, 1994.
Малыш за роялем. Учебное пособие. М., 1989.
Музыкальная мозаика. Фортепиано. 1-7 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 1998.
Музыкальные ступени. Учебное пособие для начинающих. / Сост. Т.Видякина. Новосибирск, 2001.
Музыкальный зоопарк. Фортепианный альбом. Новосибирск, 1997.
Музыкальный иллюзион. Музыка из к/ф прошлых лет. М., 1990.
Первые шаги маленького пианиста. / Сост. Г.Баранова, А.Четвертухина. М., 1997.
Путешествие в мир музыки. (Песни, романсы в переложении для фортепиано). М., 1990.
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано. Вып. 1-4. Л., 1990.
Сборник пьес для фортепиано (1-7 классы ДМШ). Ростов-на-Дону, 2000.
Соколова Н. Ребенок за роялем. М., 1993.
Тик-так. Ансамбли малышам. Новосибирск, 2000.
Улыбка. Мелодии из мультфильмов в легкой обработке для фортепиано. Л., 1991.
Хромушин О. В джазе только дети. (Этюды для начинающих). СПб., 2001.
Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов (фортепиано). СПб., 2001.
Цветы Франции. Пьесы французских композиторов для детей. СПб, 1998.
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. (Фортепиано). М., 1992.
Чернова В. Музыкальная метроритмическая азбука. Новосибирск, 1999.
Школа-самоучитель игры на фортепиано. (Учебно-методическое пособие) / Сост. Катанский М. М., 2001.
Шмитц. Джаз-парнас. III ч. Лейпциг, 1980.
Шпиндлер Ф. Альбом для юношества. Новосибирск, 1999.
Этюды для младших классов. / Сост. Иванова М.И.
Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов. / Сост. С.Митина, В.Митин. Новосибирск, 1997.
Nostalgie. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий. Вып. 1-4. СПб, 1998.
Агафонников. Музыкальные игры. (27 пьес для начинающих пианистов).
Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов-на-Дону, 2002.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб., 1999.
Ансамбли для фортепиано. (1-3 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1997.
Ансамбли для фортепиано. (4-7 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1994.
Баневич С. Русалочка. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. СПб, 1996.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986.
Дунаевский И. Веселый ветер. (Ансамбли для фортепиано). СПб., 2000.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е .-зд. М., 1978.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. –М., 1961.
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
Светозарова Н., Кременштейн Б. педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. –М., 1970.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М., 1975.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
Щапов Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.
































13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815