Общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства (музицирование на фортепиано и синтезаторе)»
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 2»
г. Нижневартовск
Общеразвивающая программа в области
музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства
(музицирование на фортепиано и синтезаторе)»
Разработала преподаватель фортепиано
ЛысенкоИрина Николаевна
г. Нижневартовск
2014г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Нотная литература для репертуара
- Учебно- методическая литература
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа «Основы музыкального исполнительства (музицирование на фортепиано и синтезаторе)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
В настоящее время актуальны поиски путей оптимизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в школах искусств. В данной программе заложена идея развития навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей определённой части детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении.
Развитие цифровых технологий (доступность приобретения синтезаторов, компьютеров) меняют запросы общества к музыкальной педагогике. Назрела необходимость обучения музицированию в самом широком смысле этого слова. В музыкальной истории слово «музицирование» означало игру в свободной манере популярной музыки, в ансамбле с каким-либо солирующим инструментом, аккомпанирование певцу в домашней, салонной обстановке, умение исполнять подобранные мелодии, песни. Эти навыки были даны или нет, мало кто целенаправленно занимался их развитием.
«Музицирование» - это комплекс творческих навыков, таких как: подбор по слуху мелодий и аккордов, читка с листа, гармонизация мелодий по цифровым и буквенным обозначениям, умение аккомпанировать солисту и себе, игра в ансамбле, аранжировка на синтезаторе, простейшая импровизация, элементарное сочинительство.
«Музицирование» это также комплекс исполнительских навыков - сольное и ансамблевое. Известно, что ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения чувствовать себя музыкантами.
Обучение по общеразвивающей программе направлено на разностороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, также таких качеств личности, как инициативность, самодостаточность, фантазия, самобытность, т.е. все то, что относится к индивидуальности человека. Программа предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, учитываются - возраст, музыкальные данные, бытовые возможности, а также - наличие или отсутствие инструмента дома.
Специфика заключается в сочетании обучения на двух инструментах: фортепиано и синтезаторе.
Программа предполагает достаточную свободу в выборе музыкального материала. Репертуар включает разные по содержанию, форме, стилю музыкальные произведения. Классика, джаз, народные, эстрадные и детские песни, песни гражданской и Великой Отечественной войны, популярные мелодии из кинофильмов. Выбор репертуара направлен, прежде всего, на развитие интересов учащегося. Отличие данной программы – большое внимание к чтению с листа, эскизному освоению пьес, анализу исполняемых произведений. Степень сложности исполняемых произведений может быть на один, два класса ниже традиционной программы.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на четырех - летний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (музицирование на фортепиано и синтезаторе)» составляет 2 часа в неделю. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
недель
16
19
16
19
16
29
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
280
Самостоятельная
работа
32
38
32
38
32
38
32
38
280
Максимальная
учебная нагрузка
64
76
64
76
64
76
64
76
560
Объем учебного времени учебного предмета при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета – создание условий для общего музыкального развития детей, обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит включиться в процесс музыкального образования большему количеству детей и более точно определить перспективы развития каждого ребёнка.
В результате обучения по программе решаются следующие задачи:
Образовательные.
Обучение специфическим приемам игры на фортепиано и синтезаторе.
Формирование основных теоретических знаний музыкальной грамоты.
3. Оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой.
4. Изучение репертуара с целью публичного выступления.
Развивающие.
Выявление и развитие творческих способностей детей.
Развитие комплекса практических навыков: игры по слуху, чтения с листа, игры в ансамблях, умения аккомпанировать, использования возможностей синтезатора в аранжировке, записи.
Ознакомление с разнообразными жанрами и стилями музыки.
Воспитательные
1. Расширение музыкального кругозора.
2.Воспитание личностных качеств характера (усидчивости, терпения, ответственности и т.д.) через участие в различных формах исполнительства (ансамбль, аккомпанемент).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
В результате освоения курса данной программы учащиеся смогут:
- исполнять доступные музыкальные произведения различных жанров;
-иметь репертуар для досуговых мероприятий, уметь самостоятельно его расширять;
- читать с листа музыкальные произведения;
- подобрать на слух любую понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- гармонизовать мелодию по цифровым и буквенным обозначениям;
- играть в ансамбле;
- расширить музыкальный кругозор.
Преподаватель составляет индивидуальные учебные планы учащихся с учетом их возможностей, где фиксирует все упражнения, этюды, песни, мелодии, цифровки, пьесы, с обязательным отражением степени освоения.
Контроль и учет успеваемости.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Любые публичные выступления для учащихся и родителей (на родительских собраниях, праздниках, концертах) считаются формой зачета. Итоговый зачет по музицированию проводится в апреле – мае. На зачете учащиеся исполняют 2 произведения. По желанию ребенка это может быть выступление на фортепиано, или на синтезаторе, ансамбль или аккомпанемент. Технический зачет данной программой не предусматривается. Программа выпускного экзамена в 4 классе включает в себя исполнение 3-х разноплановых произведений.
Формы работы на уроке:
разучивание с рук педагога и по нотам различных произведений, ансамблей;
подбор по слуху мелодий, баса, аккомпанемента;
чтение с листа;
- игра аккомпанемента по цифровке (буквенное обозначение);
-игра в ансамбле;
игра упражнений, гамм, трезвучий, аккордов, интервалов;
-гармонизация мелодий по цифровым и буквенным обозначениям;
- аранжировки различных пьесок на синтезаторе;
-запись на синтезаторе композиций, фонограмм к песням;
- элементарное сочинительство музыки;
-работа со звуковой аппаратурой (приобретение технических навыков, связанных с работой на электронных музыкальных инструментах).
Материально-технические условия реализации программы:
Необходим специально оборудованный класс с наличием фортепиано, 2-3х синтезаторов, магнитофона, микшерного пульта, микрофона, а так же компьютера.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый класс
Цель 1 года обучения: заинтересовать детей процессом обучения, в доступной творческо-игровой форме дать первоначальные теоретические и практические навыки по музицированию.
№
ТЕМА
Всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2
Изучение музыкальной грамоты
16
6
10
3
Развитие творческих навыков музицирования на фортепиано и клавишном синтезаторе
34
4
30
4
Работа над репертуаром фортепиано и клавишного синтезатора
18
2
16
5
Концертные выступления (итоговый зачет)
1
1
Итого:
70
13
57
1.Вводное занятие (1час)
Знакомство с учащимися.
2.Изучение музыкальной грамоты (16 час).
Клавиатура фортепиано и синтезатора. Звуки длинные и короткие, ритмический рисунок, движение звуков. Запись нот, нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот в 1 октаве, 2 октаве. Длительности нот. Паузы. Такт. Размер.
Басовый ключ. Усложнение ритма. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Обозначения ферматы. Вольта. Реприза. Выразительные возможности мажора и минора. Мажорный звукоряд и гаммы до 2 диезов.
3.Развитие творческих навыков музицирования(34часа).
Организация целесообразных игровых движений («постановка рук», посадка за инструментом).
Аппликатура. Подбор по слуху мелодий. Слуховой анализ мелодии, определение движения звуков, тоники, тональности, лада. Фраза, предложение, период. Соединительные и фразировочные лиги.
Ознакомление с возможностями синтезатора, применение автоаккомпанемента в режиме упрощенного взятия аккорда. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: Start, Stop, Synchro-start, Fill, Intro, Ending.
Аккомпанемент польки, вальса, марша, колыбельной. Инструментальная импровизация музыкальных фраз в процессе диалога с учителем (вопрос - ответ, утверждение – возражение).
4.Работа над репертуаром (18час).
10-12 разнохарактерных пьесок, песенок, 2-4 ансамбля (в 4-е руки с педагогом); читка с листа простейших мелодий с чередованием рук в тональностях до 2 знаков, подбор по слуху, подбор баса к песням.
5. Итоговый зачет: пьеса на фортепиано или синтезаторе, ансамбль или аккомпанемент.
Примерные репертуарные списки для исполнения.
1.Укр.нар.песня «Ехал казак за Дунай»
2. В.Шаинский «Вместе весело шагать» (анс)
3. Р.н.п «Светит месяц».
4. А.Рамирес Мелодия из телепередачи « В мире животных» (анс)
5. Чешск. нар.танец « Аннушка».
6. Мексиканская нар.песня «Кукарача» (аккомпанемент)
7. Л.Книппер «Полюшко»
8. В. Калинников Тень-тень
9. Д. Кабалевский Наш край (анс)
10. А.Руббах Воробей М. Красев Журавель
11. Л Моцарт Менуэт
12. Д. Кабалевский Вальс
13.А. Гедике Плясовая.
14. Т. Родионова Пьеса в народном духе
15. Л. Бетховен. «Сурок»
Требования к уровню подготовки учащихся:
1.Научиться подбирать одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком и уметь их исполнять от белых клавиш. Подбор мелодий от разных клавиш, например: «Ёлочка», «Кузнечик», «Паровоз», «Цыганочка» и др. Пройти 8-10 песен для подбора.
2. Знать нотную запись звуков в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, паузы, знаки альтерации, 3-4 мажорные гаммы в одну октаву.
3. Исполнять в ансамбле популярные песенки, мелодии.
4. Читать с листа.
5.Ознакомиться с банков звуков синтезатора, делать простейшие аранжировки легких песенок.
6. Исполнять песенки, пьесы в фортепианном и синтезаторном изложении.
Второй класс.
Цель 2 года обучения: Закреплять и расширять знания, умения, навыки обучающихся по освоению основ музицирования.
№
ТЕМА
Всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2
Изучение музыкальной грамоты
12
2
10
3
Развитие творческих навыков музицирования на фортепиано и клавишном синтезаторе
34
4
30
4
Работа над репертуаром фортепиано и клавишного синтезатора
22
2
20
5
Концертные выступления
1
1
Итого:
70
9
61
1.Вводное занятие (1час).
Прослушивание самостоятельно разученных пьес, песен, повторение ранее выученных.
2.Изучение музыкальной грамоты (12час)
Повторение основных теоретических знаний. Размеры 3\4, 3\8, 6\8. Лад и тональность. Минорный лад, три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический. Тональность a-moll, e-moll. Буквенное обозначение звуков, тональностей. Интервалы: секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Интонационное и эмоциональное осмысление интервалов. Слушание интервалов на слух и узнавание в нотном тексте.
Понятие о Т,S,Д .
3.Развитие навыков музицирования (34час)
Подбор по слуху. Чтение нот с листа. Обозначение артикуляции, фразировочная лига. Т,S,Д - как основные ступени лада, три кита в подборе аккомпанемента.
Игра в ансамбле на синтезаторе мелодий в мажоре и миноре, использование функций вступления и заключения на синтезаторе. Точка разделения голосов (Split). Ритмическое заполнение пауз и окончаний фраз (fill in). Названия и характерные особенности банка голосов синтезатора. Тембры клавишного синтезатора, имитирующие деревянно-духовые музыкальные инструменты. Простейшая аранжировка (жанровые критерии в выборе паттерна) музыкальных произведений.
4.Работа над репертуаром (22часа)
Репертуар включает популярные мелодии, песни, облегченные переложения классической музыки, знакомство с джазовыми пьесами. Работа над выразительным исполнением.
Итоговый зачет: пьеса на фортепиано или синтезаторе, ансамбль, аккомпанемент (2-3).
Примерные репертуарные списки для исполнения.
1. РНП «То не ветер ветку клонит»
2. Е. Крылатов « Колыбельная медведицы (анс)
3. М.Глинка. Полька
4. О. Хромушин «Лунная дорожка»
5.Э. Градески Мороженое (анс)
6.И. Верцлау Маленький паровозик (анс)
7.Б.Савельев Песенка кота Леопольда (анс)
8. М. Фогель В цирке
9.Л. Бетховен Танец (акк.)
10.А. Самонов Курочка и петушок
11. Й. Гайдн. Анданте из симфонии
12.А.Диабелли Багатель
13.Г. Беренс Вальс (акк.)
14.А. Гедике Танец
15.В.Моцарт «Колыбельная»
Требования к уровню подготовки учащихся:
6-8 произведений, из них:
2-4 разнохарактерные пьесы,
2-3 ансамбля,
Научиться:
- подбирать по слуху мелодии с простейшим аккомпанементом;
играть простейший аккомпанемент по буквенным обозначениям;
аккомпанемент на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента, подпевая мелодии песен;
читать с листа произведения первого года обучения с чередованием рук;
играть 2 мажорные 2 минорные гаммы в 1 октаву;
играть главные трезвучия с обращениями в ладу;
играть интервалы и трезвучия вне лада;
освоить буквенные обозначения.
Третий класс.
Цель 3 года обучения: Расширять творческие навыки музицирования, расширять музыкальный кругозор через знакомство с более сложным репертуаром .
№
ТЕМА
Всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2
Изучение музыкальной грамоты
12
2
10
3
Развитие творческих навыков музицирования на фортепиано и клавишном синтезаторе
34
4
30
4
Работа над репертуаром фортепиано и клавишного синтезатора
22
2
20
5
Концертные выступления
1
1
Итого:
70
9
61
1.Вводное занятие (1час).
Прослушивание самостоятельно разученных пьес, песен, повторение ранее выученных.
2.Изучение музыкальной грамоты (12 час.)
Качественная сторона интервалов. Обращение интервалов. Вокальная и инструментальная запись нот. Закрепление знаний о главных аккордах тональности. Трезвучие и его обращения: Т3,Т6, Т64. Понятие о форме. Куплетная, простая 2-х и 3-х частные формы.
3.Развитие творческих навыков музицирования (34часа).
Подбор по слуху. Чтение нот с листа. Ансамблевая импровизация в медленном темпе, на основе простейших гармонических последовательностей с применением приемов арпеджирования аккордовых звуков.
Тембры клавишного синтезатора, имитирующие струнно-смычковые музыкальные инструменты. Особенности звуковых эффектов. Использование тембров синтезатора и практическое применение в аранжировке песен, пьес. Исполнение в ансамбле несложных пьес с ритмическим заполнением. Понятие паттерна (банк стилей). Обогащение голосов ансамблевой партии с помощью дуализированного голоса и функции автогармонизации. Обогащение звучания мелодий с помошью эффектов эха, хоруса, ревербации. Работа по буквенным и цифровым обозначениям.
4.Работа над репертуаром (22часа).
Пьесы с более сложной фактурой. Марши, песни, танцы.
Исполнение песен и пьес на синтезаторе с использованием автоаккомпанемента, банка тембров.
5. Итоговый зачет: пьеса на фортепиано или синтезаторе, ансамбль или аккомпанемент (2).
Примерные репертуарные списки для исполнения.
1.В. Ребиков Аннушка
2. Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера» (анс)
3.Б. Дварионас Прелюдия
4.Е. Накада Танец дикарей
5. И.Штраус. «Голубой Дунай»
6. А.Рубинштейн. «Мелодия» (анс.)
7. Э.Градески. «Маленький поезд» (анс)
8. А.Зацепин. «Песенка о медведях»
9. Дональдсон В. «Чарльстон» (анс.)
10. «Романс» Неизв. автор. (анс.)
11. М.Легран «Французская песня» (анс.)
12.В. А. Моцарт. Менуэт
13.М. Глинка. «Жаворонок» ансамбль
14.Ж. Бизе .«Хор мальчиков» ансамбль
15. А.Бородин «Хор девушек из оперы «Князь Игорь»
Требования к уровню подготовки учащихся:
5-6 произведений, из них: 2-3 разнохарактерных пьесы,
2-3 ансамбля в 4 руки с педагогом;
- изучить 2-3 произведения по аккомпанементу, учитывая его различные виды: вокальный, инструментальный;
- совершенствовать навыки чтения с листа;
- мажорные все от белых клавиш и минорные (3 вида) гаммы;
-играть и импровизировать в ансамбле с учителем и другим учеником;
- работать с песенником, читая буквенные обозначения;
уметь находить и строить трезвучия с обращениями и использовать в подборе аккомпанемента.
Четвёртый класс
Цель: Закрепить знания по всем направлениям обучения, вооружить умениями для самостоятельного творческого применения.
№
ТЕМА
Всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2
Изучение музыкальной грамоты
10
2
8
3
Развитие творческих навыков музицирования на фортепиано и клавишном синтезаторе
34
2
32
4
Работа над репертуаром фортепиано и клавишного синтезатора
24
2
22
5
Концертные выступления
1
1
Итого:
70
7
63
1.Вводное занятие (1час).
Повторение теоретического материала, прослушивание самостоятельно выученных пьес, песен, повторение ранее разученных.
2.Изучение музыкальной грамоты (10час).
Усложненные ритмы, понятие синкопа. Применение синкопы в джазовых пьесах. Доминантовый септаккорд. Разрешение Д7 в тонику. Музыкальные термины способов исполнения, динамики, темпов. Знакомство с гаммами от черных клавиш. Гаммы 2-мя руками в 2 октавы, трезвучие с обращениями. Д7 с обращениями. Строение блюзовой гаммы.
3.Развитие творческих навыков (34часа)
Чтение с листа пьес уровня сложности 2 класса. Построение композиции песни: варьирование от куплета к куплету (перенос мелодии в разные регистры), варьирование аккомпанемента. Законы элементарного сочинительства, выбор программы, ритмического рисунка. Закрепление навыков работы с песенниками и буквенными обозначениями. Знакомство с функцией записи на синтезаторе. Паттерны народной музыки (кантри, латиноамериканские, карибские). Паттерны популярной музыки. Паттерны рок музыки. Многодорожечная запись (3-6 дорожек) песен, мелодий. Блюзовая гамма от белых клавиш и импровизация по ней на фортепиано и синтезаторе. Импровизация мелодического орнамента на основе гармонических последовательностей автоаакомпанемента, включающих пройденные трезвучия с применением блюзовых тонов.
4.Работа над репертуаром (24часа)
Пьесы с более сложной фактурой. Знакомство с жанрами музыки: полифония, вариации, соната, рондо.
5. Выпускной экзамен: пьесы на фортепиано или синтезаторе (вариации или рондо), ансамбль или аккомпанемент, записанная или исполняемая аранжировка (всего 3).
Примерные репертуарные списки для исполнения.
1.М. Глинка. «Жаворонок» ансамбль
2. РНП «Как пошли наши подружки» ансамбль
3. Д. Шостакович. «Шарманка»
4. А.Пахульский. В мечтах.
5. А.Беркович Вариации на рнп «Во саду ли в огороде»
6. Сенневиль Баллада для Аделины
7.М. Легран. Мелодия из к\ф «Шербургские зонтики»
8.П. Маккартни, Дж. Леннон «Вчера»
9.Ф. Лей. Мелодия из к\ф «Мужчина и женщина»
10.Р.Глиэр Рондо ми минор.
11.А. Корелли. Сарабанда
12.П.Чайковский, Тема из б. «Лебединое озеро»
13. М. Мусоргский .Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» анс.
14. И.С. Бах. Менуэт соль мажор
15.Ф.Шуберт. «Серенада» анс.
III. Требования к уровню подготовки учащихся:
5-6 произведений, из них: 2-3 разнохарактерные пьесы, 1 вариация или рондо,
джазовых пьес 2-3,
1-2 ансамбля в 4 руки с педагогом;
3-5 произведений для подбора по слуху в различных тональностях;
совершенствовать навыки чтения с листа, игры по цифровкам;
уметь находить и строить Д7 обращениями и использовать в подборе аккомпанемента;
играть мажорные и минорные гаммы,
использовать разные паттерны для аранжировок;
уметь записать на синтезаторе мелодию или песню.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль в течение учебного года и итоговую аттестацию. Формами текущего контроля являются:
контрольный урок за полугодие, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Итоговый зачет проводится в апреле – мае, где учащиеся на выбор исполняют 2 произведения на синтезаторе или фортепиано, или ансамбль, или аккомпанемент. Выпускной экзамен проводится в 4 классе, исполняются разнохарактерные пьесы на фортепиано или синтезаторе, ансамбль или аккомпанемент, записанная или исполняемая аранжировка (всего 3).
Оценивание проводится по пятибалльной системе.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Развитие навыков практического музицирования у каждого ребенка – одна из главных задач педагогики музыкального образования.
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
определить степень музыкальной одаренности ребенка,
наметить развитие его творческих способностей,
научить музицировать для себя и друзей,
участвовать в различных самодеятельных ансамблях,
а высшей целью будет являться переход ученика на обучение по предпрофессиональной программе.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности ребенка, решающим фактором является подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий. Педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Ко вторым методам относятся: разнообразие форм урочной деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребенка, индивидуальный подход к каждому учащемуся.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нотная литература для репертуара
1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Музыка, 1989.
2. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. 2 выпуск. Сост. Счастливенко Л.И. Окарина, 2008.
3. Геталова О., И. Визная. В музыку с радостью. «Композитор», Санкт-Петербург, 1997.
4. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. Москва «Советский композитор», 1988
5. Красильников И.М. Кузьмичева «Волшебные клавиши» (произведения для клавишного синтезатора). ООО «Владос». Москва, 2003.
6.Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес для детей. Изд. 5.Сост. С.С. Ляховицкая М., 1989.
Музицирование для детей и взрослых. 1 выпуск. Окарина, 2005
Музицирование для детей и взрослых. 2 выпуск. Окарина, 2007.
Музицирование для детей и взрослых. 3 выпуск. Окарина, 2008.
Музицирование для детей и взрослых. 4 выпуск. Окарина, 2008.
Милич Б. Маленькому пианисту. Москва «Кифара», 1996.
«Обучение с увлечением» Вып.6. ООО «Мелограф».Москва,2000.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Части I,II переработанные. Сост. С. Ляховицкая и Л. Баренбойм. Ленинград, 1990.
Фортепианная игра. Под редакцией А. Николаева. Москва «Музыка», 1990.
Учебно- методическая литература:
1.Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. Сов.муз. – М., 1980.
2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного возраста. – М., 1985.
3.Красильников И.М. Методика обучения на синтезаторе. М2010г.
4.Красильников И.М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов. / Музыка и время. №7 – 2003.
5.Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
6Красильников И.М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах. / Искусство в школе. №4 – 2003.
7Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 1971.Цыпин Г. 8.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 1,2, 3, 4 классы. – Киев, 1979.
9.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
10.Савшинский С. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968.
11.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989.Шмидт. Шкловская. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1971.
12.Тургенева Э.Ш. Работа с начинающими в фортепианных классах ДШИ и ДМШ – М., 1981.
13.Щапов А. Фортепианная педагогика. – М.. 1960.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 215