Урок литературного чтения 2 класс Ненецкая народная сказка Кукушка
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе
Ненецкая сказка «Кукушка».
учитель: Фролова Т.И.
Задачи уроков:
познакомить учащихся со сказками народов России;
учить находить в сказках отражение быта, традиций народов;
следить за развитием действия сказки;
учить кратко пересказывать текст сказок по вопросам;
учить осмысливать поступки героев сказок и давать им оценку;
учить выразительно читать диалоги в сказке.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения находить в сказках отражение быта, традиций народов;
формирование умения определять последовательность событий;
формирование умения самостоятельно определять мотивы действий героев;
формирование умения строить собственное суждение;
формирование умения выбирать подходящую интонацию.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Книги-сборники сказок разных народов России («Сказки народов России», «Гора самоцветов. Сказки разных народов в пересказе М. Булатова», «Сказки народов Севера»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (С.1)
Проверка организации рабочих мест.
Прочитаем девиз нашего урока:
«Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера»
II. Артикуляционная гимнастика.
а) Дыхательные упражнения.
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (без звука)
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (без звука порциями )
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (со звуком )
вдох (через нос ) - выдох (через рот) ( со звуком порциями)
«Пёрышко»
в) Работа с чистоговорками. (С.2)
Ло-ло-ло на улице тепло. (1 ряд)Лу-лу-лу стол стоит в углу. ( 2 ряд)Ул-ул-ул у нас сломался стул. (3 ряд)Оль-оль-оль мы купили соль. (вместе)
б) Чтение по слоговой таблице .
- с разной громкостью
- ускоряясь
- жужжащее чтение
III . Проверка домашнего задания.
1.
- Произведения какого жанра мы с вами читали на последних уроках?
- Что такое сказка? (С.3)
Сказки - произведения устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.
Работа в парах. «Собери пазл» (Собрать иллюстрацию, подобрать к ней цитату, составить диафильм)
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Составим диафильмы. Мы поиграем с вами в игру ''Угадай". По фразе вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку. И те ребята у кого иллюстрация к данной сказке встаньте.
а) «- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -русская народная сказка)
б) «Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород» («У страха глаза велики» - русская сказка)
в) «- Не, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу!.» («Лисичка-сестричка и волк» – русская сказка)
2.
-Все сказки можно разделить на три большие группы. Какие? (С.4)
(волшебные, бытовые, о животных)
Работа в группах (Определение вида сказки по иллюстрации или по названию)
-Вспомним правила работы в группах. (С.5)
IV. Постановка темы урока.
- Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа
Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. (С.6)
(показать на карте, фото ненцев)
- А название сказки, которую мы сегодня будем читать , вы узнаете, если отгадаете загадку. (С.7)
Что за птицаНа яйца не садится,По чужим гнездам шныряет,Своих детей не знает? (Кукушка)
- Какая тема нашего урока? (клик)
V. Сообщения учащихся о кукушке.
- А как выглядит кукушка? Вы узнаете, прочитав необычные предложения. Слоги в словах переставлены местами. Восстановите порядок.
(Каждому ряду даётся своё предложение. Дети в парах выполняют задание.)
(На экране рисунок с изображением кукушки) (С.8)
- Кукушек хорошо знают все. И если кто-то не видел собственными глазами (увидеть кукушку не так уж просто), то слышал, посещая весной или ранним летом лес. Достаточно один раз услышать голос кукушки, чтобы сразу понять, почему ей дали такое имя.
- Какую особенность в поведении кукушки вы знаете?
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.
VI. Физкультминутка. Под песню «Мама первое слово» (С.9)
- Почему для физминутки я взяла эту песню, вы ответите в конце урока.
VII. Чтение сказки учителем. (Дети следят) Обмен впечатлениями.
VIII. Работа со словарем. (На экране) (С.10)
Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами.
Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Тундра - холодные северные безлесные пространства.
IX. Чтение сказки учащимися и работа по содержанию
(Дети читают по цепочке)
Что важнее оказалось для детей: свои дела или просьба матери?
Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
X. Обобщение.
- Почему же для физминутки я выбрала ту песню?
- Вспомните пословицы, которые можно использовать в качестве названия к ненецкой народной сказке. (С.11)
Гулять - гуляй, но отца и мать уважай.
Родителям помогай при жизни. Нет милее дружка, чем родная матушка. Кто матери не послушает – в беду попадёт. Родительское слово мимо не молвится. Родную мать никем не заменишь.
- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.» Чему учит нас эта сказка?
XI. Оценивание. (С.12)
XII. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: «Мы весело играли,; мама в это время...». Или от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Она гонемно шеболь лугобя.
Орепение её еросе с речныпопеми мисаполо, ныйдлин хвост и роткокие килап.
Эта цапти ченьо рожстонаяо.
Эта птица очень осторожная.
Она немного больше голубя.
Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки.
15