Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
МБДОУ «Детский сад № 157»
Воспитатель: Кузнецова Н.Н.
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
Цель: учить детей участвовать в беседе.
Задачи:
Обучающая: учить детей построению предложения, заканчивать начатую фразу;
Развивающая: развивать воображение: придумывание различных вариантов окончания сказки. Развивать интонационную выразительность при придумывании и передаче своих чувств;
Воспитательная: воспитывать умение выслушивать собеседников.
Предварительная работа: знакомство с различными овощами.
Чтение сказки «Репка».
Активизация словаря: рад, обрадовался, расстроились, огорчились, удивились.
Материал: легкие листочки на ниточках, овощи (муляжи или натуральные). Занятие проводится по подгруппам.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько разноцветных осенних листьев у нас на ковре! Это, наверное, шалунишка – ветер принес их нам в группу.
За окном ветерок веселится
То подпрыгнет, а то притаится
И летят листочки по дорожке
Словно желтые мышки от кошки.
- А вы хотите быть веселым ветерком? Возьмите себе по листочку вот так (легкие листочки на ниточках) и давайте, как тихий ветерок, подуем на них, а теперь посильнее, а теперь еще сильнее, как ветер-ураган, а теперь потише, еще тише и совсем утих наш ветерок. Несите свои листочки ко мне в корзиночку, как будто ветерок их смел.
(Дети рассаживаются в круг вместе с воспитателем).
Воспитатель:
- Ребята, а что поспевает осенью?
Дети: Осенью поспевают овощи: морковь, картошка, капуста... Осенью поспевают фрукты: яблоки, груши...
- Да, я с вами согласна: осенью поспевают многие овощи и фрукты. Послушайте, пожалуйста, загадку про один овощ: Показался желтый бок
Только я не колобок
Не из мягкого я теста
Покати – не тронусь с места
Приросла к земле я крепко
Назови меня. Я … (репка)
- Догадались, молодцы! А ведь мы сказку про нее знаем. Как она называется?
Дети: «Репка»
Воспитатель: Да, это русская народная сказка - «Репка»
- Про что эта сказка?
Дети: Как дед посадил репку. Как её помогали тянуть, вытягивать из земли.
Воспитатель:
- Кто тянул репку?
Дети: Репку тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Воспитатель:
- Да все они вместе дружно вытянули репку. Ребята, а давайте подумаем, что случилось бы дальше. Я начну, а вы продолжите.
«Сколько их тут, – подумала репка – наверное, они меня сразу съедят. И не успели они и глазом моргнуть, как репка встала на корешочки, как на ножки, и убежала от них по дорожке. А дальше вы подумайте, кого репка встретила, и что с ней произошло (случилось). (Воспитатель помогает детям придумывать разные продолжения сказки, обращает внимание на интонационную выразительность при передаче образов. Например, репка встретила волка, а он ее не съел, а принес ее в свою нору, и она стала дальше расти. Или репка встретила волшебника, и он ее превратил в девочку. Или что было бы, если репка встретила зайца, медведя … .)
Воспитатель:
- Хорошо, ребята. Какие интересные сказки вы придумали. Я их все запомнила и обязательно запишу.
- А я вам за это сюрприз приготовила. Ну-ка сумеете ли вы отличить репку от других овощей? Найдите ее. (Дети ищут репку среди других овощей, разложенных в разных местах группах, и приносят ее воспитателю).
Воспитатель:
- Вот она какая – РЕПА!
- Вы рады, что отыскали ее?
Дети: Да, рады!
Воспитатель:
- Сережа, ты рад?
Сережа: Да, я рад
Воспитатель:
- Покажи свою радость.
- А Катя обрадовалась как!
Катя: Я обрадовалась, когда мы нашли репу
Воспитатель:
- Покажи ребятам, как ты обрадовалась.
- А как Ваня обрадовался? Какие ты слова сказал?
Ваня: Ух ты, репка!
Воспитатель:
- Дети, а я очень удивилась, как это она такая большая выросла? (Показать детям, как я удивилась)
- А как вы покажете удивление? (Показ удивления детьми)
- Маша, ты удивилась? Покажи как ты удивилась?
- Тима, покажи, пожалуйста, как ты удивился?
- Ребята, а если бы вы не нашли репку, что бы вы сделали?
Дети: Расстроились, огорчились, не обрадовались
Воспитатель:
- Давайте это покажем.
- Я бы вот так огорчилась. (показать)
- Соня, а ты как покажешь огорчение? (Показ мимикой огорчения детьми)
Воспитатель:
- Но репка перед нами. Вот она, какая красавица выросла, всем на радость. Она слышала, какие интересные сказки вы про нее придумывали, как внимательно выслушивали друг друга, и очень хочет, чтобы вы ей угостились, угощайтесь, пожалуйста. (Дети угощаются репой и благодарят).