Технологическая карта урока ИЗО на тему Колобок.Школа лепки


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству в 1 классе
Тема урока: «Колобок». Школа лепки.
Программа «Планета знаний» М. Н. Сокольникова
Учитель: Бережная Любовь Васильевна
Дата проведения урока: 11.12.15 года
Триединодидактическая цель:
Обучающий аспект:
Провести изучение новой темы по изобразительному искусству: иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» в объёме (скульптурное изображение).
Воспитывающий аспект:
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви и уважение к творчеству своего народа и одноклассников.
Развивающий аспект:
приобщение школьников к миру искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
развитие читательского интереса, расширение знаний детей о богатстве народного творчества.
познавательные действия:
- смысловое чтение, установление причинно-следственных связей
коммуникативные действия:
- умения выражать свои мысли;
- развивать речь, память учащихся, учить выслушивать друг друга;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческих работ;
личностные действия:
-положительная мотивация и познавательный интерес к творчеству, совместным внеклассным мероприятиям;
регулятивные действия:
- осознание целей и задач изучения курса в целом, раздела, темы;
- включение в самостоятельную творческую деятельность
Планируемые результаты: ученики первого класса научатся анализировать иллюстрации к сказке «Колобок», давать анализ работам своих товарищей и работам художников – иллюстраторов, запомнят правописание слов, означающих героев сказки, слова «иллюстрация», лепка, объём.
Межпредметные связи:
- литературное чтение
- изобразительное искусство
- технология
(До начала урока готовлю рабочие места учащихся: готовлю также места для гостей открытого урока;
раскладываю дощечки, пластилин для учащихся, которые возможно забыли принадлежности;
возле доски на парте раскладываю необходимые принадлежности для последовательного ведения урока;
готовлю компьютер: музыкальное сопровождение и алгоритм выполнения задания;
Ход занятия:
Этапы урока Решаемые задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
I этап.
Организационный момент. 2 мин.
Самоопределение к деятельности.
1. Общая готовность детей к занятию.
2. Концентрация внимания детей.
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Создание эмоционального настроя на совместную работу:
- Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Они пришли посмотреть на нас и узнать хорошо ли мы работаем вместе
4. Наличие общей установки на занятие.

1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя.
Все дети готовы к занятию, организованы концентрации внимания и общий настрой на работу.
II этап.
Постановка учебных задач.
4-6 мин.
III этап. Изучение нового материала.
IV этап. Физминутка. 1.Создание проблемной ситуации, вхождение в сказку. Разгадывание загадок о сказочных персонажах.
2. Определение темы занятия, общего плана действий.
Предлагаю разгадать загадки о зверях лесных и определить тему урока.
а) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
б) Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)
в) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
г) Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный маленький клубок
В сказке звался…(Колобок)
( по мере отгадывания загадок, на доске вывешиваю слова: медведь, заяц, волк, лиса, предлагаю ребятам запомнить их правописание и выставляю из ящика героев сказки на стол перед доской, не выставляю пока лишь Лису, говорю о том, что её пока не вылепили)
- Как вы думаете, ребята, какой сказке будет посвящён наш урок?
Организует погружение в сказку
-Вы все знаете эту сказку? А с кем из этих сказочных зверей Колобок встретился первым? А затем? Как удавалось Колобку оставаться несъеденным у этих зверей? Кто из вас помнит песенку Колобка?
4. Давайте побываем в гостях у Книги. Сегодня мы в гостях у книжки – сказки «Колобок».
- Ребята, как зовут человека, который делает рисунки к сказке? (художник)
Как называют эти рисунки? (ил-люстрации) Нравятся вам они? Чем? Мы попробуем сегодня себя в роли художника – иллюстратора, но скульптора, так как скульптор передаёт содержание сказки в объёме.
Запомните слово «иллюстрация», оно пишется с двумя буквами «Л» (вывешиваю слово)
Посмотрите: какие всё - таки фантазёры эти художники! Как они могут сделать интересно саму книгу! Вот она напоминает Колобка. А какие в них иллюстрации! Каждый художник по - своему изображает сказочных персонажей, но все они с любовью их тщательно прорисовывают, наделяют человеческими чертами, даже одевают их в людские наряды сказочные герои даже разговаривают человеческими голосами.
-Как вы думаете, какие качества человека переданы в сказке? Какие из этих иллюстраций вам особенно понравились? Чем?
-А вот и сам главный герой сказки – Колобок. И его съест Лиса. А может и не съест, если к концу урока кто – либо из вас, ребята повернёт ход сказки в другую сторону. Сказка останется той же, только вот концовка может измениться, например, Лиса решит поделиться вкусным Колобком. И, возможно, мы тоже отведаем кусочек.
А кого же у нас не хватает сейчас из героев сказки? Конечно же, Хитрой Лисы. Ребята, нам просто необходимо её вылепить. Ну, что же, давайте слепим Лисоньку. Давайте подсмотрим сначала у мастера – скульптора как вылепить Лису. Откройте страницу 73 в учебнике, здесь представлено последовательное выполнение. (На экране высвечивается алгоритм)
-Ребята, нам необходимо немного набраться сил, давайте сделаем несколько упражнений для разогрева кистей рук
1.Отгадывают загадки.
Высказывают свои гипотезы, определяют тему занятия.
Отвечают на все вопросы учителя.
Смотрят на новое слово и запоминают его правописание.
Учатся анализировать иллюстрации, выражать свои эмоции.
3. Читают высказывание:
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Дети справляются со всеми заданиями учителя, они активны, соблюдают все требования учителя,
Организованы выставки детских книг - сказок «Колобок», детских рисунков к сказке «Колобок», работ из пластилина: заяц, волк, медведь.Проведён анализ книжек с точки зрения дизайна и оформления, вызван эмоциональный отклик на выставленные книги.
Определена тема и цели занятия.
Сформировано понятие о слове «иллюстрация».
Дети придумают концовку сказки, чтобы отведать вкусного Колобка.
Дети ознакомятся с ходом лепки скульптуры Лисы, данном в учебнике.На слайде дан словесный алгоритм выполнения Лисы.
Будут сделаны упражнения для разогрева кистей рук.

V этап. 15мин.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческого задания – лепке сказочной Лисы.
VI этап. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
VII этап.
Уборка рабочего места, задание на следующий урок. Развивать творческие способности детей, речь, память, внимание.
Систематизация знаний, оценка деятельности учащихся
Мастер – класс учителя, в процессе которого учащиеся знакомятся с приёмами лепки: расплющиванием, раскатыванием, прищипыванием, вытягиванием формы из куска, налепом, декорированием и другими приёмами. Постановка проблемного вопроса:
- Зачем в сказках нужны злые, отрицательные герои? (задаю и другие вопросы, напоминаю о другом исходе сказки, где Лиса бы поделилась с ребятами и гостями вкусным Колобком, при этом учу их быть гостеприимными).
- Ребята, вы узнали, кто же такой Колобок?
1.Возвращает детей к началу урока, к проблемному вопросу:
- Чему учат сказки, какие уроки мы из них получаем?
2. Организация подведения итогов занятия с учащимися.
Вопросы для подведения итогов урока:
а) Вы довольны своей работой на уроке?
б) Что вам понравилось сегодня?
3. Аргументированное оценивание качества деятельности учащихся в целом и по отдельности.
Даёт задание на дом: принести на следующий урок гуашь и сопутствующие материалы, кто желает, тот может нарисовать Лисоньку, как предлагает нам учебник, страница 72.
Организует уборку в классе. 1.Ученики лепят, при этом подсматривают у учителя приёмы лепки и беседуют с учителем.
2. Ищут ответ на вопрос, учатся формулировать собственное мнение.
3. Оценивают работы детей друг друга, выполненных из пластилина, выражают эмоции.
Делятся Колобком со всеми присутствующими. Рассказали свои версии окончания сказки, где бы Лиса стала добрым сказочным героем и поделилась бы со всеми Колобком.
Запомнят новые слова.
Проанализируют работы друг друга.
Отразят в своих высказываниях свои эмоции от урока, от того, что они узнали на уроке.
Узнают вкус Колобка, поблагодарят Лису, учителя, поблагодарят присутствующих гостей за внимание.
Тщательно уберут рабочее место.

.