Презентация к мастер-классу Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов


МАСТЕР-КЛАСС : «Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов» МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3»соискатель на высшую квалификационную категорию, учитель первой квалификационной категории КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА Ноябрь 2013 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмогоров ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихсяЗадачи:Обобщение опыта по применению различных педагогических приёмов при формировании исследовательской компетенцииПознакомить участников мастер-класса с возможностями применения данных приёмовформирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Основные задачи моей педагогической работы:– научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;– сформировать навыки самоконтроля;– создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;– ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;– сформировать навыки работы в команде. Прием «Мозговой штурм» Этапы:1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 2. Генерация идей. Правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.3. Группировка, отбор и оценка идей. Какие ассоциации возникают на слово «рыцарь»?1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.3 этап: Объединяют ассоциации в группе.4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о рыцарях", используя все ассоциации группы.5 этап: Работая в группе, выполняют задание: «Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?»6 этап: Работа в группе, вопрос: "Каково было понимание рыцарской чести?"7 этап: Задание для всего класса: "Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?»Прием «Ассоциация» ПОПС – формула Памятка для учащихся П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - потому, что…П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - например…С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - поэтому… Пример- Ты – человек XXI века попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении ГробаГосподня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. - Поддержал бы ты папу Римского или убедил его отказаться от походов? Прием «Кластер» Кластер - это способ графической организации материала. Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки-лучи. Прием «Синквэйн»  Правила написания синквейна Синквейн (фр. – пятистишье) – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия;4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;5-я – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.  Пример Жанна д’АркЖанна д’Арк;отважная, неординарная;сожгли, реабилитировали, канонизировали;главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;Орлеанская дева. ПотребностиПотребности;биологические, материальные;возникают, проявляются, требуют;побуждают человека к деятельности;нужда Прием «тонкие и толстые вопросы». «тонкие» вопросыКто?Что?Когда?Как звать ...?Было ли ...? и др.«толстые» вопросыОбъясните, почему...?Почему, вы думаете ...?Почему вы считаете ...?В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? и др.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y РЕФЛЕКСИЯМетод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 20013. Е.С. Полат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.