Педагогические ситуации. Подбор к родительскому собранию
Педагогическое консультирование семьи: подбор ситуаций
Папа первоклассницы жалуется, что дети в классе рассказывают друг другу страшные истории. Его дочка, придя, домой, пересказывает их младшей сестрёнке, которая после этого не может уснуть.
Что делать?
А) строго отчитать ребёнка и запретить слушать в школе «страшилки».
Б) убедить не пересказывать страшные истории младшей сестрёнке, а тем более на ночь.
В) на примере одной из страшных историй высмеять детскую впечатлительность и боязнь
Г) сделать вид, что «страшилки» и взрослым интересны, а затем объяснить ребёнку необоснованность выдуманных ужасов.
Д) отвлечь внимание ребёнка от «страшилок», проведя интересную беседу о необычных явлениях в жизни людей и природе.
Родители первоклассника в панике: сын замучил их вопросами о своём появлении на свет. Версии «аиста» и «капусты» не проходят, угроза ремня не действует. Просвещать сына раньше времени родители не хотят.
Что делать?
А) дать честный ответ, но в мягкой, деликатной форме.
Б) отвлечь внимание ребёнка на что-либо другое, но обязательно очень интересное.
В) на подобные темы лучше поговорить врачу (отдельно с девочками и мальчиками)
Г) строго-настрого запретить мальчику, задавать подобные вопросы
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
Ситуация 1.
Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.
Проанализируйте данную ситуацию. Как бы вы поступили в подобном случае?
Ситуация 2.
Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись, домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.
Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации?
Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?
Ситуация 3.
Второклассник Володя запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу: «Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?» «Нет, сухо ответил отец, видишь, я занят». Тогда пусть мама идет», добивался сын. «Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени», ответил отец и продолжал чтение газеты. Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил: «Ну что, придет твой папа?» «Нет, ответил робким голосом Володя, ему некогда».
К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?
Ситуация 4.
В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Первокласснице Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение. Посмотрев Олину работу, мать возмутилась: «Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?» И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.
Правильно ли поступила мать Оли? Каковы последствия подобных воздействий на детей?
Ситуация 5.
Второклассница Аня под руководством учительницы тайно готовила маме подарок ко дню 8 Марта: вышивала салфетку. В день праздника девочка с волнением поздравила маму и преподнесла ей самодельный подарок. Мать равнодушно приняла салфетку, Аня огорчилась.
Какова роль самодельных игрушек, поделок в воспитании трудолюбия, нравственных качеств личности?
Какую ошибку допустила мать Ани, принимая от дочери подарок?
Как бы вы поступили на месте Аниной мамы?
Ситуация 6.
Отец вместе с сыном первоклассником Витей ремонтировал радиоприемник. Мальчик внимательно наблюдал за работой отца, а когда тот просил подать ему какую-нибудь деталь, он охотно выполнял просьбу. Когда отец попросил подать ему проводок, Витя быстро исполнил просьбу, но подал не тот проводок. «Не этот, другой подай», потребовал нетерпеливо отец. Витя растерялся и поспешил найти другой. Когда сын протянул его отцу, он раздраженно крикнул: «Да не этот. Что ты такой бестолковый?! Думать надо!» Отбросив резким движением проводок, переданный ему сыном, отец взял нужный. Мальчик заплакал и вышел из комнаты.
Какого важного качества недоставало отцу мальчика?
Как следует поступать в подобных случаях?
Ситуация 7.
В воскресный день второклассница Таня вместе с матерью мыла посуду, готовила обед, накрывала на стол. Семья обедала в полном составе. У всех было праздничное настроение. После обеда отец Тани, обращаясь к матери, сказал: «Спасибо, Маша, сегодня был очень вкусный обед». «Мы с Таней старались сделать его вкусным», ответила жена. «Ну, ее еще рано благодарить», небрежно заметил отец. Таня промолчала, но настроение у девочки испортилось.
Почему испортилось настроение у Тани?
Как следовало бы поступить отцу и данной ситуации?
Ситуация 8.
Мать поручила третьекласснику Сереже вычистить ковер. Когда мальчик закончил работу, мать заметила оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся только поздним вечером.
Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына?
Как должна была поступить мать мальчика в этом случае?
Ситуация 9.
Первоклассник Коля по заданию учительницы делал скворечник. Мальчик был поглощен работой, несколько раз собирал и разбирал домик, и когда, наконец, остался, удовлетворен своей работой, обратился к отцу: «Посмотри, папа, какой скворечник получился!» Отец оценивающе осмотрел его и сказал: «А твоего домика скворцы не испугаются?» «Почему?» недоумевая, спросил Коля. «Да руки у тебя крюки, простого не мог сделать по-человечески», с укором сказал отец. Когда через некоторое время отец предложил сыну установить скворечник на дереве, тот равнодушно сказал: «А- я его разломал и выбросил».
Какое важное качество личности проявилось у Коли в процессе работы над скворечником?
Чувствовал ли отец внутреннее состояние сына, его настроение, когда мальчик обратился к нему за оценкой своей работы?
Как бы поступили вы в данном случае?
Ситуация 10.
Третьеклассница Галя вместе с родителями и бабушкой приехала на дачу. Утром бабушка распорядилась: «Сегодня будем заниматься прополкой все грядки поросли травой». Через некоторое время семья принялась за работу. С усердием начала прополку и Галя, но однообразная работа быстро ей наскучила, и она сказала: «Я устала, и мне надоело вырывать траву». «Постыдись, возмутилась мать, разве мы с бабушкой не устали?» В разговор вмешалась бабушка: «Ей без привычки трудно, она и впрямь устала, пусть уж идет гулять». «Вот ты всегда, мама, выгораживаешь ее. Так она никогда не научится трудиться и помогать близким». Пока взрослые спорили, Галя незаметно оставила их. За ужином мать упрекнула дочь в лени. «Ладно, угомонись, опять остановила ее бабушка, у нее еще все впереди, успеет наработаться».
Каких положительных качеств недоставало Гале?
Какое важное условие не соблюдается в ее воспитании?
Как следовало поступить, чтобы Галя продолжала трудиться вместе со всеми и чтобы у нее, вырабатывалось чувство удовлетворения от коллективного труда?
Ситуация 11.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 12.
В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит...
Ситуация 13.
В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.
Ситуация 14.
Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 15.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
УРОКИ ЭТИКИ
Ситуация №1.
Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом...
Ситуация №2.
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.
Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же , у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...
Ситуация №3.
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...
Ситуация №4.
Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.
Ситуация №5.
Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
Ситуация №6
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»
Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация №7
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
Ситуация №8
У ребенка много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»
Как решить подобную ситуацию?
Ситуация №9
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».
Как поступить в такой ситуации?
Ситуация №10
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Ситуация №11.
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.
Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация №12.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».
Ситуация №13.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация №14.
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация №15.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Ситуация №16.
Между матерью и дочерью в течение полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.