Конспект урока. Окружающий мир, 2 класс, (УМК« Начальная школа ХХ I века). Тема проекта: Когда мои друзья со мной!
Бухарева Елена Хайруковна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Звонаревка Марксовского района Саратовской области
Окружающий мир 2 класс
Урок о дружбе, 3 урок
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2010г.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Конспект урока. Окружающий мир, 2 класс,
(УМК« Начальная школа ХХ I века).
Тема проекта: Когда мои друзья со мной!
Время: 3 часа
Цель проекта: Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу
Задачи проекта:
-сформировать умение кратко формулировать задачу проекта
-формировать навыки межличностной коммуникации:
способность работать;
-формировать умения аргументировать свою точку зрения;
-формировать понимание необходимости выполнения правил школьной
жизни.
Тема первого урока:
Запуск проекта. Анализ первоначальных идей.
Учебно – воспитательная задача:
Сформировать умение кратко формулировать задачу проекта.
Развивать умение находить нужный материал (разучивание песни «Когда мои друзья со мной», изготовление цветов из бумаги)
Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми
Тема второго урока: умеешь ли ты дружить?
Проработка выбранной идеи.
Учебно – воспитательная задача:
Сформировать умение самостоятельно находить в словарях нужные слова.
Закрепить умение по планированию своей деятельности.
Развивать самостоятельность при выполнении проекта (самостоятельно находить пословицы о дружбе)
Тема третьего урока: О дружбе.
Защита проекта.
Учебно – воспитательная задача:
Учиться слышать и слушать
Составить памятку «Законы дружбы».
Знать и уметь объяснить пословицы о дружбе.
Понять различие значений слов «друг», «приятель», «товарищ».
Воспитывать у учащихся ответственность, организованность. Способствовать сплочению детского коллектива.
Планируемые результаты:
1.Уметь составлять памятки.
2.Знать и уметь объяснить пословицы.
3.Научиться понимать различие значений слов «друг», «приятель», «товарищ».
4. Научиться оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу
Основные понятия: друг, товарищ, приятель
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, музыка
Ресурсы:
основные: учебник, тетрадь
дополнительные: словарь Ожегова, картина с изображением домика, цветы нарисованные детьми, презентация к уроку, компьютер (оснащение имеется у ребенка дома)
Организация пространства: работа с ИКТ, индивидуальная работа.
Подготовительная работа:
Приготовить пословицы
Нарисовать цветы
Технологическая карта урока
этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные действия
время
1.Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
На доске написано: «Другэто тот, кто»
Подготовка ученика к работе.
ученик говорят о том, кто такой друг и кого он называет своим другом.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
3 мин
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявляется уровень знаний.
На доске записаны слова «друг», приятель», «товарищ».
Учитель. Чем отличаются слова друг от друга?
Учитель: (показывает «Словарь русского языка» С.И.Ожегова,
просит открыть и прочесть слова на странице __ в словаре С.И.Ожегова
Работа над пословицами.
Какие пословицы о дружбе вы приготовили?
Выполняет задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности.
(ответы ребенка)
ДРУГ -1).тот, кто связан с кем-то дружбой;
2).сторонник, защитник кого или чего-нибудь;
3).обращение к близкому человеку.
ПРИЯТЕЛЬ - близкий, знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
ТОВАРИЩ - человек близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни.
Учитель: Ребята, а что такое дружба?
( ответы детей)
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
(ребенок называет)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друга ищи, а найдёшь - береги.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД)
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
10 мин
3.Постановка учебной задачи
Активизирует знания ученика.
Создание проблемной ситуации.
Как сделать так, чтобы было много друзей?
Да, нужны правила дружбы.
Сегодня мы построим свой дом, в котором у нас будут свои правила. А для этого надо выполнить задания, они будут трудными. Но с помощью дружбы, мы их с тобой должны преодолеть. Нужно набрать хорошую команду, чтобы до конца построить наш дом. Стены и крыша дома у нас готовы, а основы, т.е. фундамента нет, на чем будет стоять наш дом.
5. Работа с текстом на 85 странице учебника.
М. Танич «Когда мои друзья со мной».
Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т. д.
Уметь слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД)
Уметь осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД)
8 мин
4.Построение проекта выхода из затруднения
I задание. (Ученик получает цветы, заранее сделаны на уроке из бумаги)
Учитель: Возьми цветы, на них напишите по одному самому главному, на ваш взгляд, правилу дружбы.
- Зачитайте свои правила и обсудите каждое.
Из отдельных правил составьте памятку «Законы дружбы».
II задание. Вам, нужно набрать команду из сказочных героев, умеющих дружить и рассказать, почему выбраны именно они.
Докажи, почему ты взял в путешествие этих героев рассказов и сказок. Какие черты характера тебе понравились?
III задание - Тебе Рамиль даю досье (характеристика, описание характера, привычек) на каждого члена будущего экипажа. Прочти и подумай, нужен ли он в трудном путешествии.
Мальвина, Карлсон, Буратино, Чипполино, крокодил Гена, пудель Артемон, Карабас Барабас, Чебурашка, Малыш, Нильсон, Вини - Пух, Пятачок, дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик, обитатели «Теремка», Шапокляк, Малыш - Плохиш и др.
(выбирают настоящего товарища)
Интересно рассказывает секретные истории своих друзей.
Радуется успеху своего товарища.
Очень строгий. Не умеет прощать обиды.
Умеет хранить чужие секреты.
Любит посмеяться над неудачей друга.
Умеет извиниться, если неправ.
Много друзей. Часто их меняет.
В дружбе честный и искренний. Всегда говорит правду.
Грубый, невыдержанный. Часто обзывается.
Мало друзей, но они одни и те же.
Никогда не спорит, соглашается во всём.
Очень чуткий, внимательный.
Никогда не поможет товарищу.
Не бросит в беде друга.
Не делится ни чем с друзьями.
Не жадничает.
Не сплетничает о своих друзьях.
О достоинствах друга рассказывает с радостью.
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
(Регулятивные УУД)
Самоопределение
(Личностные УУД)
10 мин
5.Первичное закрепление
Анализ работы каждого задания.
Прочти слова, что получилось у тебя?
Рамиль, а каких героев ты выбрал? Что у тебя получилось?
Из карточек 2 задания (это очень важно!) составляет памятку «Законы дружбы».
Мы с вами применили все правила и посмотри, дом у нас готов. А как ты думаешь, что послужит основой фундамента?
Правильно «Дружба» (переворачиваю на доске лист на котором написано слово «Дружба»
А, что мы будем делать с нашими цветами?
Оформим нашу поляну дружбы.
Ученик читает написанные пословицы на цветочках, объясняет свой ответ.
ученик называет героев и рассказывает о них.
Радуется успеху своего товарища.
Умеет хранить чужие секреты.
Умеет извиниться, если неправ.
В дружбе честный и искренний. Всегда говорит правду.
Мало друзей, но они одни и те же.
Никогда не спорит, соглашается во всём.
Очень чуткий, внимательный.
Не бросит в беде друга.
Не жадничает.
Не сплетничает о своих друзьях.
О достоинствах друга рассказывает с радостью.
Ответы ребенка
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(Познавательные УУД)
Управление поведения партнера, оценка действия партнера
(Коммуникативные УУД)
6 мин
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний.
Чтение правил дружбы на стр. 87 учебника (Окружающий мир. Н. Ф. Виноградова).
Давай сейчас прочтем правила дружбы на стр.87 учебника. Согласишся ли ты с такими правилами дружбы?
Самостоятельная работа.
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
(Коммуникативные УУД)
5 мин
7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Организует рефлексию.
Расскажи, как тебе работалось?
Помогут ли тебе в жизни правила дружбы?
Домашнее задание: Инсценирование рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?»
Найди рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?» и приготовьте его к следующему уроку.
Оценки за урок:
И завершим наш урок маленьким четырёхстишьем, которое мы сочинили на предыдущем занятии.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты.
Ответы ученика
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
Кто наказал его? спросила соседка.
Он сам наказал себя, ответила мама.
Мы открыли вам секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Рефлексия
(Коммуникативные УУД)
Смыслообразование
(Личностные УУД)
3 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: «О дружбе»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Презентация о дружбе
презентация
Презентация, тест
15