Разработка внеклассного мероприятия Хлеб да каша — пища наша!
Разработка внеклассного мероприятия
на тему:
«Хлеб да каша –пища наша»
Подготовила: Сметанина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,
получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
расширить представление детей о традиционных народных блюдах,
приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;
способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Ход занятия:
(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)
- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)
- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)
- Тема нашего занятия так и звучит: «Хлеб и каша – пища наша».
- Давайте определим цели занятия: УЗНАТЬ(новое по теме, полезность
данных продуктов, когда появился хлеб)
ПОВТОРИТЬ(какие бывают
хлебобулочные продукты, виды каш)
ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно
относиться к хлебу)
Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.
- Что вы знаете о хлебе?
- Я надеюсь, что ваши знания пополнятся.
Рассказ учителя.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб – кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
- А сейчас мы послушаем приготовленные детьми стихи о приготовлении хлеба в наше время.
Дети читают стихи.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Перед тем, как стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Едут по полю комбайны,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста, - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места.
«Ох, пустите,» - шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай.
Получился каравай.
все вместе:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
-Ну а теперь, послушав стихотворения, давайте поиграем в игру «Профессии» и узнаем, какие из них помогают прийти хлебу на стол.
Игра «Профессии».
Детям раздаются карточки с различными видами профессий, они выбирают только те, которые относятся к производству хлеба и прикрепляют с помощью магнитов к доске.
_ Хлеба у нас много, но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.- Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.
-Скажите, о чем это стихотворение?
_Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?
- почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Теперь ответьте на такой вопрос: так что еще готовят из зерна?
-Какие виды каш вы знаете?
-Ребята приготовили небольшую сценку и
·з всем известной сказки.
Сценка «Каша из топора».
(Входят Солдат и Старуха.)
Ведущий: Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке
Солдат: Здравствуй, Божья старушка!
Дай мне чего-нибудь поесть.
Старуха: Вон там на гвоздике повесь.
Солдат: Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
Старуха: Где хошь, там и заночуешь.
Солдат: Глухая! Подавай на стол!
Старуха: Да нечего, родимый!
Солдат: Свари кашицу!
Старуха: Да не из чего, родимый!
Солдат: Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)
Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует
Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.
(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
Старуха: Готова ли?
Солдат: Совсем готова была, да только маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)
Солдат: Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси – станем кашицу есть!
(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)
Старуха (смакуя кашу): Служивый, а когда ж топор будет есть?
Солдат: Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)
(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)
Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.
- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.
- Какие каши ещё известны?
- Самые «старшие» среди каш – пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу – 5 тысяч лет; гречневую кашу – 4 тысячи лет.
Любимая каша.
- Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу любят абсолютно все, самые любимые каши: рисовая – 2 человекаа, гречневая – 2 человека, пшенная – 4 человека, овсяная – 2 человека и манная – 14 человек.
- Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?
- Без добавок любят кашу – 3 человека, а любимые добавки – масло, варенье, сахар и сухофрукты.
- В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.)
Кашу любят все.
-Давайте споем песенку про кашку.
Песня «Варись, варись, кашка».
Игра «Продолжи пословицу».
- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных – продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.
Кашу маслом не испортишь.
Мал горшок, да кашу варит.
Хлеб всему голова.
С ним каши не сваришь.
Плох обед, коли хлеба нет.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Нет хлеба – нет обеда.
Сам заварил кашу – сам ее и расхлебывай.
много снега – много хлеба.
- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?
Кашу маслом не испортишь.
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба – нет обеда.
Много снега – много хлеба.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – всему голова.
Всё приедается, а хлеб – нет.
Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
С ним каши не сваришь.
Просо не посеешь, блин не испечёшь.
Изготовление символа благополучия – «Хлебного дерева».
Я предлагаю изготовить «Хлебное дерево» - символ благополучия, ваша задача – нарисовать всевозможные хлебобулочные изделия.
Микрообобщение.
- Как нужно относиться к хлебу?
- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Рефлексия
Кто узнал много нового и интересного – покажите солнышко.
Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
Кому было скучно – дождик.
Самоанализ.
Я считаю, что поставленные мною цели были реализованы в достаточной степени, а именно:
расширились знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
сформированы представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширились представления детей о традиционных народных блюдах,
приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;
сформировано уважительное отношение к культуре собственного народа и других народов.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Содержание занятия было оптимально, доступно для учащихся с точки зрения возрастных особенностей. Выбранные методы соответствовали целям занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Применялись такие методы, как:
словесные: вопросы, объяснение, инсценировка;
наглядные : изобразительные наглядности, демонстрация слайдов;
практические: частично-поисковый, познавательные задания.
Формы работы : индивидуальная, работа в парах, преобладает групповая форма работы.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной, дети работали активно.
Вывод: занятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом. Все запланированные формы работы были выполнены, поставленные цели занятия реализовать удалось.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
15