Технологическая карта занятия Путешествие с капелькой воды


Технологическая карта занятия
Воспитатель: Чемичева Ирина Алексеевна
Группа:Средняя
УМК (программа)  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Тема урока (занятия, мероприятия) «Путешествие с капелькой воды»
Образовательная область:«Познавательно – речевое развитие»
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Художественно-эстетическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности.
Задачи:
Обучающие:
- Дать понятие о значимости воды в жизни людей;
-Учить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты
-Познакомить со свойствами воды в процессе исследовательской деятельности;
Развивающие:
-Развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь;
-Учить делать элементарные обобщения и выводы;
- Расширять и активизировать словарь;
-Развивать навыки проведения опытов, интерес к ним;
Воспитательная:
-Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход занятия
**Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности детей Действия воспитателя по организации деятельности детей Действия детей (предметные, познавательные,регулятивные) Результат взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока
Психологический настрой
Задача:
создать атмосферу психологического и безопасного доверия Слушание звуков природы (журчание ручья) Воспитатель включает музыку, создает атмосферу эмоциональной поддержки ребенка.
- Ребята, что вы слышите?
(В группу влетает голубой шарик). Дети слушают звуки. Проявляют интерес к журчанию воды.
Отвечают на вопрос воспитателя. Получают положительный эмоциональный настрой. Создан психологический контакт с детьми.
Мотивационно-организационныйЗадача:
мотивировать детей на включение в деятельность. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Сюрпризный момент (вылетает шар с картинкой капельки и письмом).
Беседа. Задаёт вопросы.
Выслушивает ответы детей.
Стимулирует детей к речевой активности.
- Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? Это же капелька, она прилетела к нам с просьбой. Давайте ее прочитаем. «Ребята, покажите мне, пожалуйста, где у вас в группе живут мои сестрички - капельки и познакомьте меня со свойствами воды». Внимательно слушают письмо от капельки.
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.
Создана внутренняя мотивация на деятельность.
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы
Задача: актуализация знаний детей о воде, создание проблемной ситуации.
Рассуждение и объяснение «Где живут капельки воды в группе» Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает участие детей в определении и решении поставленных вопросов.
- Ребята, вы согласны показать капельке, где живут ее сестрички, что они у нас делают и какую пользу они приносят?
(Поиск капелек воды)
Объекты, расположенные в группе:
1. Лейка сводой
2. В туалетной комнате.
3 .Кран для взрослых.
4.Возле мойки
5. Чайник с водой.
- Вот сколько в нашей группе капелек сестричек живет, и они приносят нам большую пользу. Ребята, но ведь капельки живут не только у нас в группе, но и в природе, хотите посмотреть где? Вступают в диалог.
Предлагают варианты решения проблемы.
Выражают собственные суждения.
Вступают в речевое взаимодействие.
Дети идут по группе и делают остановки. На каждом объекте, где они находят воду приклеивают изображение капельки, после этого дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе.
Дети: Растениям нужна вода, без воды они погибнут.
Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, игрушки, кисточки после рисования.
Дети: Вода нужна, чтобы мыть посуду,
Дети: Мыть руки взрослым.
Дети:
Вода нужна, чтобы ее пить. Умеют делиться своими впечатлениями со взрослым, находить объекты расположения воды в группе, объясняя свой выбор.
Появилась элементарная осознанность понятия значимости воды в жизни детей.
Восприятие и расширение имеющихся представлений
Задача: формирование представлений распространенности воды в природе и бережного отношения в её использовании.
Презентация «Путешествие по источникам воды».
Показ слайдов, рассматривание,
художественное слово. Демонстрирует слайды, сопровождая текст, стихотворением:
Вы слыхали о воде
Говорят она везде
В луже, в море, океане
И водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления:
- Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на земле. Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? Давайте расскажем об этом капельке.
- Воды много, но для умывания и приготовления пищи необходима только чистая вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь и у нас в группе живет такая памятка…Какая?
- Ребята, а какое стихотворение мы с вами знаем, как беречь воду?
Молодцы ребята, ну что ж, мы хорошо потрудились, теперь надо отдохнуть. Изучают изображения на слайдах.
Дети слушают стихотворение, называют, где встречается вода в природе, рассматривают картины воды в природе.
Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения:
- Помыл руки - плотно закрой кран. В туалетной комнате висит знак.
Дети цитируют стихотворение:
Давайте же воду беречь
От трат неразумных стеречь
Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете исчезнет тогда. Эмоционально откликаются на объекты природы, расширяют представления о распространенности воды в природе и её бережном использовании. Сформировано представление о бережном отношении к воде.
Динамическая пауза Задача:
смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. Физкультминутка Проводит физкультминутку
Море очень широко
Море очень глубоко
Рыбки там живут друзья
А вот воду пить нельзя
Активно выполняют движения.
-Дети широко разводят руки в стороны.
-Приседают, коснувшись руками пола.
-Выполняют движения рыбка.
-Разводят руки в стороны, приподняв плечи. Демонстрируют физическую активность.
Снятие утомления и эмоционального напряжения
Практическая часть Задача: познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.
Проведение опытов:
Показ символов свойств воды, объяснение, рассуждение и вопрос. Нацеливает на размышление:
--- Отдохнули немножко пора приступать к следующему заданию, познакомить капельку со свойствами воды. Согласны?
- Тогда приглашаю вас к исследованию воды.
Ставит цели детям,
наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
Перед вами стоят 2 стакана, попробуйте на вкус, какая вода (дети пробуют), а теперь положите в стакан один кусочек сахара, размешайте, попробуйте.
- Какая на вкус?
А теперь в другой стакан добавьте соль. Размешайте, попробуйте.
- Какая на вкус?
Вывод: Вода не имеет вкуса, но меняет его в зависимости от того, что в нее положили.
(Вывешивает знак - вода не имеет вкуса)
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
- Чем пахнет вода? Понюхайте.
- А теперь закройте глаза (добавляет капельку апельсинового масла), а теперь понюхайте. Чем пахнет?
Вывод: Вода не имеет запаха, начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавили.
(Вывешивает знак - вода не имеет запаха)
Опыт 3 « Вода прозрачная»
Перед вами два стакана, один с водой, другой с молоком. Опустите в каждый стакан монетку.
В каком стакане видна монетка?
Вывод: Значит вода прозрачная
(Вывешивает знак - вода прозрачная)
Опыт 4 «Вода не имеет цвета»
- А теперь внимательно посмотрите и скажите, какого цвета молоко?
- А цвет воды похож на белый?
- Посмотрите, я прикладываю полоски цветной бумаги, можно их сравнить с цветом воды?
Вывод: Правильно, нельзя, у чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
(Вывешивает знак - вода бесцветна) Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог.
Принимают активное участие в деятельности,
осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.
Дети пробуют воду в стакане.
Дети отвечают: Сладкая.
Дети отвечают: Соленая.
Делают вывод: Вода не имеет вкуса.
Дети нюхают воду и делают заключение - вода не имеет запаха.
Опускают в каждый стакан монетку, смотрят, в каком из стаканов монетка видна.
Делают вывод: Вода прозрачная.
Дети определяют цвет воды по полоскам бумаги, делая вывод, что вода не имеет цвета. Проявляют интерес к различным видам детской деятельности (экспериментированию), активно взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, проявляют любознательность.
Пополняют словарный запас по данной теме.
Способны определять свойства воды через опытно-экспериментальную деятельность.
Умеют
устанавливать простые причинно-следственные связи.
«Открытие» нового знания (способа действия) Задача:
Создать ситуацию новизны, стимулировать интерес к подарку. Сюрпризный момент- поощрение (силуэт капельки, нарисованной свечой) Предлагает затонировать голубой краской подарок от капельки.
- Молодцы, ребята, подойдите ко мне. Потрудились мы на славу, все, что нас просила сделать капелька, мы выполнили, и за это капелька приготовила вам подарки. (На листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение капельки), она приготовила для вас волшебные картинки, но увидеть вы их сможете, если закрасите их полностью голубой краской.
- И, что же ребята вам подарила капелька? Закрашивают с помощью кусочка поролона рисунок со свечой, рассматривают полученные картинки. Дети испытывают радость от подарка. Получили радость и положительные эмоции, удовлетворили любопытство.
Заключительный этап Задача: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Путешествие с капелькой воды» Диалог с воспитателем.
Рассказ детей. Стимулирует к анализу, к высказываниям о полученных знаниях.
- Ребята, вы рады были познакомиться с капелькой?
Расскажите ей, что вы о ней узнали.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА РУЧЬЯ, КАПЕЛЬКА УЛЕТАЕТ ИЗ ГРУППЫ Делятся впечатлениями от результатов деятельности.
Делают обобщения, выводы, высказывают свое мнение.
Испытывают положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. Способны к формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Рефлексия
Задача:
Выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства. Оценивание эмоционального состояния при помощи (солнышек и тучек) Предлагает выбрать весёлое солнышко или грустную тучку.
- Если вам было интересно путешествовать и делать открытия, то возьмите солнышко, а если было грустно возьмите тучку.
Выбирают картинки тучек и солнышек, объясняя свой выбор. Высказывают собственные суждения; делятся впечатлениями.
Рассказывают о своих чувствах. Умеют оценивать результаты своей деятельности, выражать своё эмоциональное состояние.