Презентация на тему «Проблемное обучение»


Условиями успешности обучения являются:проблематизация учебного материала (знания - «дети» - удивления и любопытства);активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III .Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV. Выражение решения Выражение нового знания в  доступной форме. Моделирование. V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу. Основные условия использования проблемных ситуаций Со стороны учащихся: - уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»; - умение задавать вопросы; - умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; - активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы. Со стороны учителя: Умение учить умному незнанию; - Умение учить умному спрашиванию; - Умение учить строить гипотезы; - Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом. Не могу! Несоответствие Конфликт Неожиданность Неопределённость Выбор Ошибка! Даётся практическое задание не выполнимое вообще Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации Ситуация рассматривающая противоположности Вызывает удивление, необычностью, парадоксальностью Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное. Задания с заведомо допущенной ошибкой Типы ситуаций Какая будет тема урока? -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Какой возникает вопрос? -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?-Почему так получилось? Чего мы не знаем? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Выбрать подходящее: -Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Побуждение к формулированию проблемы Побуждение к осознанию противоречия Приемы создания проблемной ситуации Сравнительная характеристика диалогов. Побуждающий Подводящий Струк-тура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли   Приз-наки -мысль ученика делает скачок к неизвестному-переживание учеником чувства риска-возможны неожиданные ответы учеников-прекращается с появлением нужной мысли ученика -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога-почти не возможны неожиданные ответы учеников-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Резуль-тат развитие творческих способностей развитие логического мышления Пример: Урок математики по теме «Решение задач различными способами» - Прочитайте задачу, решите её самостоятельно. (1 ученик решает у доски)Проверка-Кто решил задачу другим способом?-Сколько мнений в классе?-Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы)Дети испытывают недоумение (возникновение проблемной ситуации)Несколько мнений (Осознание противоречия)-Кто прав? Можно ли задачу решить разными способами?2. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; Спасибоза внимание!