Конспект урока по теме Образование действительных причастий настоящего времени, 7 класс
План-конспект урока по теме
«Образование действительных причастий настоящего времени»
Тема. Образование и правописание действительных причастий настоящего времени
Цель. Продолжать учить распознавать действительные и страдательные причастия в речи, образовывать действительные причастия настоящего времени, грамотно используя соответствующие суффиксы.
Развивать умения устанавливать связи между грамматическими категориями глагола и условиями образования причастий, выполнять аналитические мыслительные операции, синтезировать полученные знания в правила и алгоритмы.
Воспитывать культуру речи, патриотизм, любовь к литературе, творческий подход к изучению языкознания.
Оборудование. Учебник, схемы, дидактический материал, портрет Н.В. Гоголя, репродукции (И. Репин «Запорожцы», Г. Синица «Казацкий марш», «Байда»), аудиозапись (группа «Реанимация» - «Козацька», «Я вернусь»).
Ход урока
1. Записать число, «классная работа».
2. Сообщение цели.
- Сегодня мы продолжим учиться распознавать действительные и страдательные причастия в речи, научимся образовывать и правильно, без ошибок, писать действительные причастия настоящего времени. И, конечно же, закрепим знания о причастном обороте и знаках препинания при нем.
3. Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания: прочитать выписанные причастия, определить – действительные или страдательные. Объяснить.
- В чем разница между действительными и страдательными причастиями?
- Работа по опорным записям.
грамматические категории глагола
спряжение переходность вид
/ \ / \ / \
писать исправить выделить улыбнуться расти вырасти
(кого? что?) (кому? чему?) (что делать?) (что сделать?)
- Что можно сказать об указанных категориях глагола: спряжении, переходности и виде, основываясь на записанных примерах?
- Записать в тетрадях примеры: каждый ряд – берет одну группу (по 3 слова в колонке каждой каждой группы).
Прочитать несколько записей.
- Какая существует связь между такой категорией глагола как вид и причастием – особой
формой глагола?
(Причастие образуется от глагола и имеет тот же вид, что и глагол).
- Записать причастия в две колонки: в первую – действительные, во вторую – страдательные (у доски работают два человека – каждый записывает причастия одного вида).
1. пригнувшийся (тот, который пригнулся)
1. скачущие (те, которые скачут)
2. натянутая (та, которую натянули)
1. поднявшийся (тот, который поднялся)
2. озаренное (то, которое озарили)
2. оберегаемая (та, которую оберегают)
- Проверить с помощью класса работу у доски.
Определите вид каждого из записанных причастий (один человек – одно причастие).
- Записать с данными причастиями словосочетания, которые можно было бы использовать при описании живописных полотен Г. Синицы «Казацкий марш», «Байда».
пригнувшийся казак Байда
скачущие кони
натянутая тетива
поднявшийся на дыбы конь
озаренное лучами небо
оберегаемая земля
4. Объяснение нового материала
- От какого глагола каждой пары были образованы записанные на доске причастия? Почему?
Кричащий кричать
крикнуть
Открывающий открывать
открыть
Оживающий оживать
ожить
- Записать соответствующие пары, выделите суффиксы в записанных причастиях (в тетрадях и у доски).
- Что объединяет глаголы, от которых образованы причастия? (это глаголы несовершенного вида).
- Именно от глаголов несовершенного вида образуются действительные причастия настоящего времени. Это и есть тема нашего урока:
·
- Запишите: Образование и правописание действительных причастий настоящего времени
- Рассмотрите таблицу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- и сформулируйте правило образования действительных причастий настоящего времени, опираясь на формулу:
?/\ - 1 спр.
Причастие = глагол ? времени +
?/\ - 2 спр.
- Прочитайте материал параграфа (записать на доске) и ответьте, о чем мы еще не сказали, выясняя как образуются действительные причастия настоящего времени .
-Выполнить упражнение (5-7 примеров), используя алгоритм (последовательность) действий:
Н.Ф. - 3 л. мн. ч. (в этой форме мы увидим нужную нам основу н. вр.) - ? спряжения – /\ -- действительное причастие н. вр.
думают – думающий
просят – просящий
видят – видящий
работают – работающий
закрывают – закрывающий
седеют – седеющий
сидят - сидящий
- Выделить основу и суффиксы.
- Сделайте вывод, от какой основы и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени.
- Чтение отрывка из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя под аудиозапись.
«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не бывало таких товарищей».
- Из какого произведения отрывок? Кто автор?
На столах у каждого листы с предложениями из повести.
Вся музыка звучавшая днем утихала и сменялась другою.
Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист стрекотанье
Срывающийся со степи ветерок давал знать что уже немного оставалось времени до рассвета.
Занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще.
- Найдите причастия, выпишите, определите - действительные или страдательные, выделить суффиксы (воспользоваться материалом учебника).
Объяснить написание действительных причастий настоящего времени.
(Н: срывающийся - /\ -ющ-, т.к. причастие образовано от глагола срываются – 1 спр.).
- Сделать разбор по составу действительного причастия.
Звучавшая - д.
Наполнявших - д.
Срывающийся – д. (разобрать по составу)
Занесенный – с.
(Действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, сохраняют во всех временах /\ -ся, который у причастия стоит после окончания).
- В данных предложениях расставить знаки препинания, объяснить их постановку и подчеркнуть причастные обороты (уточнить, что такое причастный оборот). Каким членом предложения выступают причастные обороты? Почему?
, звучавшая днем,
, наполнявших траву,
срывающийся со степи
занесенный бог весть откуда
На доске – опорные схемы:
5. Подведение итогов.
- На какие категории глагола нужно обращать внимание при образовании действительных причастий н. вр.?
- От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-?
- Какова роль причастий в художественных произведениях? (с. 115)
Эстафета-закрепление.
На скорость, передавая листок по партам, записать причастия, характеризующие казаков, изображенных на картине И. Репина (каждый учащийся пишет одно причастие).
Обратить внимание, что для характеристики вольных казаков были использованы не страдательные, а действительные причастия. А это значит, что главные свойства казачьей души – независимость и самостоятельность.
6. Выставление оценок. Комментарий.
7. Домашнее задание.
Параграф ., упражнение..
Доп.: выписать из повести «Тарас Бульба» предложение с причастным оборотом, сделать синтаксический разбор.
15