Конспект занятия по познавательному развитию Знакомство с прямоугольником (средняя группа).


Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Раннего Развития детский сад №43
Разработка конспекта занятия по математическому развитию на тему «Знакомство с прямоугольником»
Воспитатель:
Рындя Ольга Петровна
Калининград
2017
Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».
1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.
2. Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах;
2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);
3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире, короче, равные по длине, ширине;
3. Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;
4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;
5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности детей на занятии.
3. Тип занятия: формирование новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы.
7. Возраст обучающихся: 4-5 лет.
8. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: кукла би-ба-бо Мышка (Приложение 1), большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки (Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD-проигрователь, диск Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.
9. Предварительная подготовка: на прогулке, в групповом помещении с детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник, квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент Вхождение в день, приветствие 1 мин.
Мотивационно-ориентировочный этап Игровая мотивация, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации 2 мин.
Поисковый этап Поиск решения проблемной ситуации 4 мин.
Динамическая пауза Физминутка «Часы» 1 мин.
Этап повышения эмоциональной активности Рассказ воспитателя с разыгрыванием сюжета с помощью плоскостных фигурок на фланелеграфе 4 мин.
Динамическая пауза Подвижная игра «Найди свой домик» 3 мин.
Практический этап Самостоятельная творческая деятельность детей 3 мин.
Рефлексивно-оценочный этап Обсуждение результатов 2 мин.
12. Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, я очень рада вас всех видеть! Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку! Отлично!
2. Организационно-ориентировочный этап.
Девочки и мальчики, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим (воспитатель открывает конверт): какая-то записка: « Ждите меня сегодня в гости. А кто я – угадайте: (загадка про мышку С.Фомин)
Я люблю кота дразнить,Из его тарелки пить,Незаметно, очень ловко,Сыр украсть из мышеловки.С длинным хвостиком малышка, Догадайтесь кто я -...(Мышка!)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети: Мышка.
Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би-ба-бо Мышкой на руке.
Мышка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мышка!
Мышка: Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?
(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет прямоугольник.)
Мышка: А с этой фигурой я еще не знакома?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мышке! Кто сможет назвать эту фигуру?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)
Поисковый этап.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Дети: На квадрат.
Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.
(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)
Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Много, четыре.
Воспитатель: А у квадрата есть углы?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Четыре, много.
Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: А у прямоугольника есть углы? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как можно проверить?
Дети: Наложить.
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)
Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного поиграем!
Динамическая пауза.
Физминутка «Часы»: Мышь полезла в первый раз (маршируют маленькими шажками вперед)Посмотреть, который час (указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)Вдруг часы сказали: “Бом!”, (руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, один хлопок над головой)Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)Мышь полезла второй раз (идут вперед небольшими шагами, поднимая высоко колени)Посмотреть, который час. (указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, два хлопка над головой)Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)Мышь полезла в третий раз (идут вперед на носочках небольшими шажками)Посмотреть, который час. (указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, три хлопка над головой на слово)Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)
Этап повышения эмоциональной активности.
Воспитатель: Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. (Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сюжета с помощью плоскостных фигурок героев на фланелеграфе.)
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий, - говорил Прямоугольник - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату - и стоя, и сидя, и лежа»
«Да у, - отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?
Дети: две длинные, а две короткие.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом - прямоугольник.
Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Все разбегаются, а когда услышат удар в бубен, каждый из детей должен найти свой домик: те, у кого квадрат - бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?», будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы, похожие на прямоугольник.
Дети: (ответы детей).
Практический этап.
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы получился какой - нибудь предмет прямоугольной формы.
(Дети выполняют задание.)
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Мышке, как называется эта геометрическая фигура.
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Чем отличается прямоугольник от квадрата?
Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.
Мышка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю про прямоугольник всё. А про вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания!
Дети: До свидания, Мышонок! Приходи к нам в гости.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? А мне, как и Мышке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались!
13. Литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. М.-1984.
2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.
3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.
4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 104 с.: илл.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.
6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5