«Проблемное обучение на уроках русского языка в контексте тем «Причастие» и «Деепричастие»




Филиал АО НЦПК « Өрлеу»
ИПКПР по Алматинской област
Енбекшиказахский район


Тема курсов:
«Проблемное обучение на уроках русского языка в контексте тем «Причастие» и «Деепричастие»
Тема СРС: «Конструирование урока русского языка на тему «Образование действительных причастий настоящего времени» с использованием продуктивных методов обучения (7 класс)»

Разработчик
Садыкова И.А,
учитель СШ. имени Т.Рыскулова

Алматы - 2015

Мы предлагаем урок по русскому языку на развитие языковой личности с учетом того, современное образование предусматривает формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. Современные педагогические технологии требуют создания таких условий, при которых школьник не должен быть пассивным потребителем знаний, а активно бы включался в образовательный процесс, проявляя не только интерес к обучению, но и самостоятельность в получении информации, креативность мышления, желание открывать неизведанное. Например, проблемное обучение, которое направлено на поиск учащимися новых знаний и способов их получения с учётом принципа проблемности.
Первоначально необходимо вызвать интерес к своему предмету. Этого можно добиться, если не допускать на уроках скуки и однообразия, формировать обстановку эмоционального оживления, достигнутого новизной и формой подачи материала, нетрадиционными приёмами работы. Например, ролевая игра. В 5-6-х классах дети с удовольствием представляют себя в роли учителя. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями и проверить друг у друга домашнее задание, выставив оценку карандашом. В 7-8-х классах роль “учителя” усложняется. Ученику предлагается провести опрос класса, задавая вопросы по изученной теме и оценивая ответы товарищей. Вызвать удивление, а значит – интерес к предмету можно необычной формой подачи нового материала: рассказом об истории слов, сказкой о жизни частей речи, путешествием по стране “Морфология” и т.д. Сформированный интерес к предмету позволяет перейти ко второму этапу – проблемному обучению.
При изучении темы “Причастие” можно использовать такие поисковые задачи: чем отличаются слова “пахучий” и “пахнущий”, “горячий” и “горящий”. Или: определите значение слов “развесить”, “развешать”. В чём сходство и различие? Образуйте от этих глаголов страдательные причастия прошедшего времени (“развесить” – разделить на части по весу, например, развесить сахар; “развесить” – широко распустить, например, бельё; “развешать” – повесить по разным местам, например, картины). Или: определите значение слов: “выкаченная, “выкачанная; согласуйте эти причастия с существительными.

Таким образом, реализуя все вышесказанное, нами был разработан урок по данной теме.
Тема урока: Образование действительных причастий настоящего времени
Лексическая тема урока: Слово о природе Казахстана (по Кекильбаеву)
1.Цель: научить образовывать действительные причастия настоящего времени.
2.Задачи урока:
1.обобщить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
2.освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени.
3.научить выбирать суффикс для образования причастий.
3.Ожидаемый результат
1.обобщает правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
2.осваивает алгоритм образования действительных причастий настоящего времени
3.выбирает суффикс для образования причастий
4.1. Вызов .
Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Именно с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом.
Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. А как вы думаете, почему? В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.
Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.
Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.
-      Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)
-      Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во
втором - определение-причастие.
-      В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
-      В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)
Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийсяребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.
Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
Объясните, как вы понимаете высказывание В. И. Даля.
«Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Почему Даль называет причастие причастной к глаголу, в образе прилагательного? Как выдумаете? (признаки глагола и прилагательного, которые есть у причастия)
2. Осмысление. Задание. Из данного предложения выпишите причастие.
Орёл, кружащийся над полем, вдруг стремительно бросился вниз.
Какой признак предмета выражает это причастие? (причастия глагольные признаки и признаки прилагательных).
Вспомните на какие 2 группы делятся причастия?
Как их отличить?
Задание. Распределите словосочетания в 2 столбика: 1 – с действительным, во 2 – со страдательными причастиями.
Вымытый пол, сверкающий снег, убираемый урожай, бушующее море, лечащий врач, сделанная модель.
Задание. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Итак, назовите суффиксы действительных причастий.
Посмотрите на причастия, записанные в тетради. От какого вида глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).
(Карточка на доску)
А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе текста.
Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).
 
Работа по группам
1гр и 2гр работают по тексту
Слово о природе Казахстана
По-особому благосклонна Природа-мать к казахской земле. Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, ее безбрежных просторов, белоснежных громад альпийских гор, лазурных гладей озер… Степные акыны сравнивают своих возлюбленных с пугливой ланью, их наряды – с переливающимися блеском павлиньими перьями, а их нежность – с мягкостью лебяжьего пуха.
Скалистые горные ущелья, в которых шумят говорливые реки и раскатистые водопады, близко соседствуют с высыхающими руслами древних рек, студеные горные озера – с такырами, сумрачные горные рощи, пахнущие грибной прелью и дикими ягодами…
Первая группа работает по первому абзацу, а вторая группа работает по второму абзацу.
О чем этот текст?
Как называется такой вид текста?
Найдите причастия в этом тексте?
Как они образованы?
От какого глагола они образованы?
Как вы думаете, чем отличаются эти глаголы от образованных от них причастий?
А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени и запишем эти причастия в тетради и выделим суффиксы.
3. Рефлексия.
При выполнении заданий что для вас составило большую трудность?
Какие вопросы требуют дополнительной подготовки?
К каким выводам вы пришли к концу урока?
Для чего нужны все таки причастия?
 Домашнее задание: выучить правило, выполнить упр.
 4. Выводы и предложения
Разрабатывая данный урок мы пришли к тому что рассмотренные приёмы и формы проблемного обучения на уроках русского языка способствуют не только повышению интереса к предмету, но и повышению качества знаний.
Чтобы повысить уровень речевого развития школьников, подготовить их к итоговой аттестации, недостаточно проводить только установленные программой письменные работы. Необходимо использовать приёмы и методы, которые помогают стимулировать самостоятельные поиски и
наблюдения учащихся, ставят проблемные вопросы, показывают, что уроки развития речи – это не просто литературное творчество, это защита своей мировоззренческой позиции, своего внутреннего “я”.
Таким образом, проблемное обучение помогает детям не только с интересом усваивать предмет, но и формируют личность, стремящуюся самостоятельно проникнуть в тайны слова; заставляют творчески мыслить, писать нестандартные тексты, заниматься маленькими научными исследованиями.
Список использованных источников
Материалы с сайта  Бордовская Н. В., Бродская Н. В., Дандарова И. М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2 - е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432  Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.
Учебники
сот.8-777-118-57-17
8-701-688-88-79
8-707-784-55-54