«Проблемное обучение языковой личности в условиях практико-ориентированной модели


Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»ИПКПР по Алматинской областиЕнбекшиказахский район      Тема курсов «Организация проблемного обучения русскому языку в условиях практико-ориентированной модели (на примере раздела “Причастие” и “Деепричастие» Проект на тему:«Проблемное обучение языковой личности в условиях практико-ориентированной модели (на примере урока в 7 классе на тему: «Причастие как особая форма глагола»)        Разработчик Абдулла А.А., учитель СШ им.Т.Аубакирова Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»ИПКПР по Алматинской областиЕнбекшиказахский район Актуальность проекта Самой важной задачей современного урока является повышение качества образования, воспитания личности, умеющей реально применять на практике свои знания, умения и навыки. Индивидуальная работа учащегося на каждом уроке создает условия для воспитания личности. Однако учащийся должен не только работать сам, но и видеть результат этой работы, уметь прогнозировать пути исправления своих ошибок. Подобная работа сознательно ведет ученика к реальным навыкам, умению анализировать свои шаги в обучении. В Послании Президента РК “Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана” отмечено, что “образование должно давать не только знание, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации” В инструктивно-методическом письме «Об особбенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан 2014-2015 учебном году» сказано, что “ в условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое сообщество, возросшей ролью образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, важно ориентировать систему образования к новым требованиям. Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.» До недавнего времени было принято считать, что обучение – это, прежде всего, передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных умений и навыков. Если же человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно даже притупить его природные творческие способности – «разучить» мыслить самостоятельно и индивидуально. Поэтому в данном проекте мы поставили перед собой задачи: сформировать поисковый стиль мышления нашего ученика, привить интерес к самостоятельному решению проблем, развить способность доказательного мышления. В максимальной степени процессу развития мышления способствует решение проблемных задач. Наша жизнь – это большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, не имеющие аналогичных решений, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Искать и находить выход учит технология проблемного обучения, а решение проблемных задач в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением. Мы считаем, что правильно организованный учебный труд и правильно поставленная проблемная ситуация перед учеником способствуют развитию познавательных интересов учащихся, умению преодолевать трудности в учебной деятельности, готовит школьников к активной жизненной позиции. Обучение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Современному обществу нужна конкуретноспособная, творческая личность, умеющая нестандартно мыслить, находить выход из любой сложившейся ситуации. Цель Воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе использования проблемного метода обучения, показать пути использования на практике, предложить переход с репродуктивного метода к продуктивным методам обучения Обобщить теоретический материал курсов и показать пути использования на практике Систематизировать нормы употребления средств разных уровней Создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы (разработать проблемные задания при объяснении нового материала, на стадии вызова, уроки с элементами технологии проблемного обучения, алгоритмы решения проблемных задач) Показать некоторые пути решения проблемных задач в процессе урока Повышать функциональную грамотность учащихся Задачи: Ожидаемые результаты Формирование у учащихся умения видеть проблему готовности и способности ее решать Повышение качества знаний по русскому языку Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка Повышение качества образования вообще Подготовка учащихся к решению жизненных проблем, защита от стрессовФормирование у обучающихся ключевых компетенций Гипотеза проекта Если создавать проблемные ситуации на различных стадиях изучения и усвоения нового и учить обучающихся через алгоритмы действий, тренинги, решать проблемные задачи, то технология проблемного обучения не только обеспечит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, но и будет способствовать развитию мыслительных способностей учащихся В каждодневной практике На заседаниях методических объединенийНа педагогических советахОбласть примененияНа семинарских занятияхНа педагогических чтенияхВ региональных конкурсах МАН, “Дарын”На августовских конференциях {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаПредлагает записать стихотворение(практическое задание на новый материал)-Выпишите из стихотворения однокоренные слова и проведите морфемный разбор. -Какими частями речи являются выделленые слова? Докажите, используя морфологические и синтаксические признакиКакой же частью речи является слово белеющих (проблемный вопрос)Какие особенности вы можете в нём отметить? (побуждение гипотезы)Предлагает составить кластер по теме «Причастие» (развитие критические мышление) Сделайте общий вывод по теме «Причастие»Появляется запись на интерактивной доске:На дворе холодная, белая зима.Всё вокруг белеет: деревья и дома.Посреди белеющих ёлок я стою,Восхищаюсь, радуюсь, песенку пою.Белая, белеет, белеющаяБелая белееет белеющихкакая? что делает? качеств. Н.в.ед.ч несов. в.жен.р. невозвр.прилаг. Глагол-Это не глагол, т.к. в нём выделяются и признаки прилагательного, но это и не прилагательное, т.к. в нём выделяются и признаки глагола. (проблемная ситуация)Ответы учащихсяУчащиеся составляют кластер (пути решения проблемной ситуации)Формулируют правило, сверяют с учебником.(«открытие новых знаний»)При объяснении нового материала мы применили практические задания Конструирование причастий Человек,который изучает-изучающийЧеловек,который рассказывает-рассказывающийЧеловек,который думает-думающийЧеловек, который бросил-бросившийЧеловек, который убежал-убежавший Работа по учебнику1.Чтение текста « Сырмак». 2.Беседа по тексту, определить тип текста:описание,повествование,рассуждение?3.Разделить на смысловые части.4. Упражнение. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени Образец: выполнять-выполняют-выполняющиеПодгонять, стачивать,ломать,увлекать,решать. Этапы познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: Цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов Выводы и предложенияТаким образом, исследования по теме “Причастие как особая форма глагола” позволили сделать следующие выводы и предложения:1. В учебниках по русскому языку недостаточно заданий поискового характера2. Учитывая первое, мы должны работать над повышением и созданием проблемных ситуации, разработать дополнительные задания и вопросы творческого типа.3. Для внедрения проблемного обучения предлагаем изучить нормативно- правовые документыРекомендации 1. Использовать результаты наших исследований на практикеВопрос проблемного обучения вынести на совещание учителей-словесников МО русского языка и литературы Необходимо не передавать учащимся знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач Рефлексия Побывав на курсах повышения квалификации, мы испытали ряд трудностей, над которыми надо работать. Мы убедились, что сегодня нужно: иметь новое педагогическое мышление, использовать инновационные технологии , применять продуктивные методы проблемного обучения, способствовать становлению конкуретноспособной, творческой личности. Список используемых источников В ходе проекта мы использовали Интернет ресурсы Нормативно-правовые документы Стандарт образования РК Инструктивно-методическое письмо на 2014-2015 учебный год «Русская речь» 7 класс, К.Кунакова, З.Искакова, Р.Кыдырбаева. Издательство «Атамұра» Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.7 класс». Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.7 класс». Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.7 класс».