Методические рекомендации учителю математики. Игровой прием Снежный ком
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Горнозаводска
Игровой прием контроля знаний учащихся на уроках математики методом «Снежный ком»
Выполнила:
Коваль Т.С.,
учитель математики
МАОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска
Горнозаводск, 2017 г.
Пояснительная записка
Игра является самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно необходимым и социально важным приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от детской игры педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий на уроках математики создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.
При планировании игры её дидактическая цель превращается в игровую задачу, а учебная деятельность выстраивается по правилам игры. Учебный материал, изучаемый на уроках математики, используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элементы соревнований, с помощью которых дидактическая задача становится игровой, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний помогает принцип групповой работы. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
Психологи давно определили, что толчком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством педагога, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. На уроках важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании игровой парной или групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Предлагаю рассмотреть прием контроля знаний учащихся с помощью игрового метода «Снежный ком». Этот прием можно использовать на разных этапах урока. Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся.
Метод «Снежный ком»
Формируемые навыки:
совместной работы;
мышления, решения проблем;
принятия решений.
Сущность метода
Данный метод направлен на формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы, совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации мнений окружающих.
Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение сначала в условиях парной работы, а затем в работе больших групп. Метод позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного
вопроса и достичь единого мнения всего класса без общего обсуждения.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения.
Допускается формирование групп учеников вокруг парт и соответствующее передвижение стульев.
Алгоритм реализации метода
1. Формулируется вопрос или описывается определенная ситуация.
2. Ученики самостоятельно записывают свои мысли, мнения и/или предложения, касающиеся данного вопроса/ситуации.
3. Ученики группируются парами и сопоставляют свои ответы, обсуждают свои позиции и стремятся к достижению согласованности или компромисса по вопросу/ситуации.
4. Ученики увеличивают состав групп до численности не менее четырех человек и совершают ту же процедуру, достигая следующей согласованной позиции и письменно фиксируя результаты работы.
5. Далее, группы объединяются, их численность достигает восьми человек и процесс повторяется. Достигается следующая согласованная позиция.
6. В связи с увеличением численности групп возникает необходимость координации работы и распределения полномочий внутри группы: представителя/координатора, хронометриста, распределителя ресурсов, секретаря и т.п.
7. Завершающий этап. Обсуждение и обоснование финальной позиции класса.
8. Мнение любого ученика, решительно возражающего против согласованной позиции и полагающего, что его мнение не было учтено в достаточной мере, должно быть записано.
9. После выполнения задания необходимо проведение опроса, с целью определения не только приобретенного учениками объема знания и понимания, но и установления используемых учениками навыков, методов в процессе решения проблем, способов достижения согласованности.
Различные варианты использования игрового метода «Снежный ком»
Вариант 1
Учитель или ребенок бросает мяч - снежок своим одноклассникам, и задаете теоретический вопрос по изученным темам. Тот, кто поймал снежок, отвечает на вопрос и, задав очередной теоретический вопрос по теме урока или пройденным темам, вопрос кидают снежок следующему ученику.
Примерные вопросы на уроке геометрии в 8 классе при изучении темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»:
1. Дай определение понятию «параллелограмм»?
2. Назови свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма??
3. Дай определение понятию «прямоугольник»?
4. Свойства диагоналей прямоугольника?
5. Каким свойствам обладают углы квадрата?
6. Назови свойства диагоналей ромба и т.д.
Вариант 2
Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.
Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
На обобщающем уроке по изучению темы «Свойства логарифмов» курса алгебры в 11 классе:
учитель показывает на ученика и говорит «Слово»
ученик говорит слово «Логарифм!», показывает на другого ученика и говорит «Предложение»
второй ученик говорит определение логарифма «Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 числу а называется показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b», показывает на третьего ученика и говорит «Вопрос»
третий ученик задает вопрос «Чему равен логарифм числа 1/25 по основанию 5», показывает на четвертого ученика и говорит «Ответ»
Четвертый ученик отвечает на вопрос « -2».
Играть таким образом можно в группах, заранее определив группы, например, по четыре или восемь человек, где ребята в группах будут игровым способом повторять пройденный материал, а можно группами, где учитель показывает на первую группу и говорит «Слово», эта группа задает «слово» передаёт эстафету следующей группе, сказав «Предложение» и так далее.
Вариант 3
Использование метода «Снежный ком» на уроке алгебры в 7 классе при изучении темы «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» например, в конце урока в качестве элемента закрепления изученного материала.
Дети разбиваются на группы и работают в группах по карточкам. Сколько групп, столько и карточек. В карточке количество формул соответствует количеству детей в группе. Первый ребенок записывает недостающие данные в формулу и проговаривает ее, следующий проговаривает первую формулу и дополняет вторую. Третий проговаривает две предыдущие формулы и вставляет недостающие данные в свою формулу и т.д.
Формулы проверяем на доске вместе с учителем по заготовке(карточка формулы). Можно вписать формулу следующей темы урока.
«Снежный ком».
Задание: Дополните формулы.
(с + 11)2 = c2 +… + 121
( 9 - у )2 = ….. - 18у + y2
( 2а+1,2 )2 = 4а2 …. 2,4а … 1,44
(2x – 3y)2 = 4x2 - … + 9y2
Вариант 4
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее, либо получают карточку с более трудным заданием и решают совместно в паре.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Вначале работы каждый ученик в группах получает карточку №1
Карточка №1
Дано: АВСD –ромб. ВЕ –высота ромба, ВЕ=4 см.
АЕ=3 см.
В
С
Найти : площадь ромба
E
D
А
По истечении определенного времени (например 7 минут) ребята объединяются в пары и решают карточку №2.
Карточка № 2 Основания трапеции 8 см и 13 см, а боковые стороны 4 см и 3 см. Найдите площадь трапеции.
С
В
D
А
Решив задачу карточки №2, две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Заключение
Считаю, что данный игровой прием контроля и систематизации знаний учащихся привлекает к активной деятельности большое количество учащихся в классе.
Вовлекая учащихся в активную работу, системы задач или элементы урока, составленные методом «снежного кома», способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к математике, то есть усиливают развивающую функцию обучения.
Как видно из варианта №4 , возможность индивидуальной траектории при решении таких систем задач, возрастание уровня сложности и трудности задач обеспечивают дифференциацию обучения. Представленные варианты использования приема «снежный ком» можно рассматривать как одно из средств реализации концепции укрупнения дидактических единиц в обучении математике, хорошо зарекомендовавшей себя в практике общеобразовательных школ.
Таким образом, в зависимости от поставленных дидактических целей в учебном процессе на каждом этапе урока могут быть использованы игровые приемы, построенные методом «снежного кома».
Список используемой литературы и Интернет- источники
Ковалева Г. И. и др. Теория и методика обучения математике: Конструирование систем задач. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. 156 с.
http://ppt4web.ru/pedagogika/metod-gruppovojj-raboty-na-uroke.htmlhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/22/iz-opyta-organizatsii-gruppovoyhttp://pwpt.ru/presentation/pedagogika/metod_gruppovoy_rabotyi_na_uroke/http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-1562