К.Д.Ушинский «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
КУПИНСКОГО РАЙОНА
САМОАНАЛИЗ
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционному быту русского народа.
Воспитатель:
Агаева Нина Владимировна
КУПИНО 2015
Агаева Нина Владимировна. Работаю воспитателем детского сада с 2007 года. Имею вторую квалификационную категорию. С января 2013 года работаю в МКДОУ детский сад «Солнышко».
В связи с реконструкцией детского сада «Солнышко» были открыты новые группы. Дети, которые поступили ко мне в группу – «домашние» дети в возрасте от 4 до 4.5 лет, были замкнутыми, стеснительными, неуверенными в себе, несамостоятельными. В их глазах я не увидела блеска, задора, интереса познавать окружающий мир. Они не умели восхищаться, удивляться, сопереживать. Испытывали трудности в общении со сверстниками и с взрослыми.
Базис личностной культуры детей не был сформирован, необходимо было определиться с чего начать работу. Целью моей работы стало - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, честность, открытость.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Исследуя актуальность этой проблемы - я поняла, необходимо выложить дорожку от прошлого, через настоящее в будущее. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский. Россия, Родина, родной край …. До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа и быту.
Поэтому в моей профессиональной деятельности приоритетным направлением стало воспитание духовности.
Исходя, из актуальности проблемы в своей работе с детьми дошкольного возраста поставила цель: «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционному быту русского народа».
Определила для себя следующие задачи:
Воспитать у дошкольников патриотизм через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
Углублять представлений о семье и знания о родственных отношениях
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
В своей работе пользуюсь основными нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями:
Международные документы, касающиеся прав детей:
Декларация прав ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Законодательные акты:
Семейный кодекс РФ.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Работу по приобщению дошкольников к традиционному быту русского народа начала со сбора и подготовки информации.
Для более эффективного достижения поставленной цели и реализации задач я изучала методическую литературу:
«Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре» под редакцией В.Н. Аникина 1994 г.,
«Русская семья. Праздники и традиции» Т.Г. Кислицина 2011
Шолохов М.А. Сокровища народной мудрости
3.Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. Изд. 2008 г.
4.Русские обряды и обычаи. Изд. 2005 г.
5.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1957
На меня произвел впечатление сборник «Русская семья. Праздники и традиции», который построен по принципу православного календаря. Здесь представлена жизнь традиционной русской семьи в течение года.
С 2013 года работаю по программе «Детство», переработанной в соответствии с ФГТ. Настольной книгой для меня стало приобретенное пособие Г.А.Антоновой, О.М. Ельцовой, И.Н. Николаевой «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа».
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционному быту русского народа полной мере стала возможна только при тесном взаимодействии детского сада и семьи - одно из приоритетных направлений нашего сада. Мной были созданы благоприятные условия для повышения педагогической и психологической культуры родителей. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Использование потенциала семьи осуществлялась через разнообразные формы (информационно- аналитические, познавательные, досуговые).
1.Информационно – аналитические: Свою работу с родителями я решила начать с родительского собрания, в котором рассказала о направлениях в работе по приобщению дошкольников к быту русского народа. Периодически проводились анкетирования родителей, благодаря которым мной были выявлены интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности. (Приложение 1)
2.Познавательные :
Родители были ознакомлены с работой в группе. Я старалась преподнести родителям разнообразные формы знакомства детей, с народной культурой позволяющие им приобщиться к национальным традициям, получение удовольствия от своих чувств, эмоций, возможность самовыражения. Одной из таких форм стала презентация «Посиделки в русской избе», созданная мной для детей, родителей и педагогов сада. (Приложение 2.1);
Знакомству родителей с русской народным бытом, обрядами русского народа, историческим прошлым нашего города, края помогали созданные мной консультации в папках-передвижках «История Купинской волости в лицах», «Моя малая Родина», «Путешествие в старину». (Приложение 2.2);
Для повышения педагогической грамотности родителей по культуре и быту русского народа в группе создано большое количество альбомов- презентаций (Приложение 2.3);
Детское сердце чутко к призыву творить добро и красоту для людей. Русская народная сказка «Репка», переделанная мной с учетом народных традиций и быта в презентацию-отчет нашей исследовательской деятельности на огороде стала одним из доказательств выше сказанному. На основе этой презентации было разработано занятие, которое приняло участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий», где было отмечено сертификатом и дипломом III степени. (Приложение 2.4)
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда), поэтому возникла необходимость создания в детском саду музея русской избы, который выполнял бы функцию демонстрации предметов народного быта. Отрадно, что в нашем детском саду функционирует такой музей.
Собранные экспонаты служат в качестве методического материала для разных видов деятельности – для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности. Занятия, которые проводятся, в избе дают, возможность детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. В музее мы совершаем маленькие игры-путешествия во времени, и наши воспитанники сравнивают, как изменились быт и уклад семьи. (Приложение 3.1) Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы» (Приложение 3.2), в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
Мной была оказана помощь в обновлении надписей в мини- музее детского сада. (Приложение 3.3)
Совместно с детьми мы создали экспозиции на русскую народную тематику для сюжетно- ролевых игр, это и "Уголок чаепития " и уголок "Народных промыслов". (Приложение 4.1)
В течение всего года в библиотеке группы мной выставляется информация, связанная с бытом, культурой русского народа. (Приложение 4.2)
Тесная связь с семьей меня очень радует, знания, данные детям в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того, укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей. У детей начали формироваться первоначальные патриотические чувства. А так как гражданственность, высокий патриотизм на протяжении многих веков являлись национальной особенностью нашего народа, в своей группе я не могла упустить воспитание традиционного патриотического сознания. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. В группе почетное место занимает мобильный уголок по нравственно- патриотическому воспитанию. Дети с интересом называют гостям символику нашего государства, нашего города, их значение, называют президента и главу района (Приложение 4.3)
Ребята очень любят заниматься продуктивной деятельностью,поэтому для более тесного знакомства детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой в своей группе я организовала работу творческой мастерской.( Приложение 5)
3.Досуговые:
Необходимо было установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми. Из деталей быта, традиций, произведений устного народного творчества складывается для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Проанализировав эти строки и окружающую действительность, мне стало ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.
(Приложение 6)
Добиться положительных результатов в развитии творческих способностей у воспитанников мне позволяет совместная работа со вторым воспитателем. Мы вместе разрабатываем план работы с детьми по развитию творческих способностей детей, приобщению дошкольников к быту русского народа посредством игры. Совместно проводим работу с родителями. Оказывает огромную помощь в создании предметно-развивающей среды администрация детского сада. Совместными усилиями создаем условия для полноценного развития детей. Чтобы дети могли развить свои творческие способности, оборудовала совместно со вторым воспитателем театральную зону: уголок ряженья и театра, где хранятся вещи, костюмы для переодевания и атрибуты для театрализованных игр. Целесообразно организованная социальная среда детского сад полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству. Уголок ряжения способствует стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. Социальные навыки и эмоции детей развиваются посредством театрализованной игры. Уголок ряжения в моей группе так же несет в себе элемент народности. (Приложение 7)
Нами была создана картотека русских народных игр. В группе большой выбор кукол бибабо, маски, настольные игры, музыкальные композиции на CD дисках, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с художественным словом, считалки (несущие элементы народности), пальчиковые игры, этюды, мини-сценки, игры-пантомимы, сказки на фланелеграф или магнитную доску. Все это способствует, как эмоциональному, так и физическому раскрепощению ребенка, повышению уровня его культуры и духовному развитию в целом. (Приложение 8)
Ведется большая работа по знакомству детей с бытом русского народа через иллюстрации, мнемотаблицы, мнемодорожки.
Народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствует тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Дети очень любят развлечения. Мною совместно с музыкальным руководителем был проведен праздник-развлечение «Весна - красна» которое стало одним из этапов приобщения дошкольников к истокам народной культуры и быта. Дети стали чувствовать уверенность в собственных силах, стремились продемонстрировать свои умения, начали проявлять желание быть полезными в своем коллективе. (Приложение 9)
Созданный совместными усилиями с родителями в группе музыкальный уголок способствует формированию навыков позитивного взаимодействия, способности к сотрудничеству, появлению интереса к миру и самому себе.(Приложение 10)
Восстанавливать связи прошлого, настоящего и будущего сохраняя своё лицо, занимая своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития насущная задача нашего народа. У детского сада своя важная роль по качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи. Разработанное и проведенное мной родительское собрание «Мы и наши дети» (с элементами фольклора) помогло родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. (Приложение 11)
Результатом своей работы считаю то, что дети стали использовать в активной речи, потешки, считалки, загадки. Умеют играть в русские народные подвижные и хороводные игры; знают сказки и сказочных героев; обращают внимание на предметы быта, изображенные в сказках; осмысленно и активно учавствуют в русских народных праздниках (знают название праздника, историю его появления, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); используют атрибуты русского народного быта в самостоятельной игре; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
В течение последних нескольких лет:
мной было дано открытое занятие «Волшебная капля воды» на районном методическом обьединении, которое признано одним из лучших;
выступала на педагогическом совете, где читала доклад «Путешествие в старину»;
демонстрировала презентацию «Посиделки в русской избе»;
презентовала проект «Путешествие в старину» на педагогическом совете, опубликовала его в социальной сети взаимовыручки учитилей.
в данный момент проект «Волшебная капля воды» принимает участие в дистанционном конкурсе;
совместно с воспитателем группы создали проект по взаимодействию с родителями «Дорога к здоровью», который принял участие в районном конкурсе «Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи», был отмечен дипломом участника, созданная мной презентация этого проекта была продемонстрирована на педагогическом совете (Приложение 12);
моя презентация «Я люблю свой детсий сад» принимала участие в районном конкурсе «Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи» и в дистанционном всероссийском конкурсе фотогорафий «Новый Век» - была отмечена сертификатом и дипломами;
дети моей группы принимали активное участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «Креативный рисунок для футболки» за что были отмечены сертификатами участников, а я дипломом организатора конкурса.
Работу по этой теме собираюсь продолжать. Необходимо совершенствовать структуру создаваемой системы работы по духовно – нравственному развитию детей. Отбирать наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В перспективе предусматриваю организацию и проведение русских народных посиделок с воспитанниками других групп детского сада. Занимаюсь разработкой перспективного планирования и подборкой материала для организации работы краеведческого кружка в детском саду, где немаловажное место будет уделено организации творческой мастерской «Русский национальный наряд». Ведь только приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
18.02.2015 год Самоанализ выполнила Агаева Н.В. ________