Конспект урока информатики Поиск информации в интернете

2 11 класс Дата проведения: _____________
Поиск и отбор информации
Цель: Обучить учащихся ориентироваться в огромном потоке информации
Оборудование:
Интерактивная доска, копьютер, слайды, флипчаты, ресурсы Интернет, ватман, маркеры, стикеры
Ход урока:
Орг.момент.
Актуализация знаний «Мозговой штурм»
Работа в группах: «Какие ассоциации у вас возникают при слове информация?»
Работа в группах «Алгоритм поиска и отбора информации, методы поиска, критерии отбора»
Делегирование
Защита проектов
Д/з. Итоги урока.
Рефлексия
Материал для урока:
Поиск и отбор информативных материалов взаимосвязанный процесс. Студент должен овладеть умением отыскать в море информации только нужные сведения, факты, идеи. Первичной информации в море новой литературы содержится не более 25%, остальная вторичная. Задача заключается в том, чтобы отыскать в информационном потоке оригинальные издания и отсеять все остальное, найти такую информацию, которая является наиболее ценной и актуальной в данный момент.
Нужно:
1) научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации;
2) рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме;
3) оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.
Научная информация подразделяется прежде всего на «первичную» и «вторичную».
Первичная информация охватывает публикуемую литературу (официальные издания, массово-политические и научно-популярные издания; научные издания; материалы научных конференций, симпозиумов, семинаров; монографии; сборники; бюллетени; «ученые записки», «известия и труды» организаций; специальные виды официальных изданий (нормативные, плановые, статистические, производственные и т.п.) и непубликуемые источники (диссертации; депонированные рукописи; отчетная научно- техническая документация; репринты; переводы; архивные документы; первичные данные предприятий, учреждений, организаций; документации общественных организаций).
Вторичная информация результат аналитико-синтетической и логической переработки первичной публикуемой и непубликуемой информации. Это информационные издания (реферативные журналы, реферативные и аналитические обзоры и др.), справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), каталоги и картотеки, библиографические издания.
Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы студента. Знания и навыки в этой области включают: представление о системе научно-технической информации в целом и о том, как эта система конкретно представлена там, где работает, учится студент; знания о возможных источниках информации; умение пользоваться библиографическими и другими справочными материалами.
Источник научной информации это носитель, содержащий сообщение. Органы научно-технической и справочной информации представлены библиотеками (общими и специальными) и единой государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ).
В библиотеках основными формами обслуживания читателя являются: справочно-библиографическое; межбиблиотечный обмен (МБО); абонемент, фото- и ксерокопирование, микрофильмирование.
Методы поиска информации
Более или менее серьезный подход к любой задаче начинается с анализа возможных методов ее решения. Поиск информации в Интернете может быть произведен при помощи двух основных методов, которые, в зависимости от его целей и задач, могут быть использованы по отдельности или в комбинации друг с другом:
· использование поисковых систем сегодня этот метод является одним из основных при проведении предварительного поиска. Его применение основано на ключевых словах, которые передаются системе в качестве аргумента поиска. Результатом является список ресурсов Интернета, подлежащих детальному рассмотрению. Получение наиболее релевантного результата требует проведения предварительной работы по составлению тезауруса;
· поиск по гипертекстовым ссылкам поскольку все сайты Интернета связаны между собой гиперссылками, поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра с помощью браузера связанных ссылками web-страниц. К этому виду поиска также относится использование каталогов, классифицированных и тематических списков и всевозможных небольших справочников. Такой метод наиболее трудоемок, однако «ручной» просмотр web-страниц часто оказывается единственно возможным на заключительных этапах информационного поиска, требующего глубокого анализа. Он может быть также более эффективен при проведении повторных циклов или просмотре вновь образованных ресурсов.
Поиск с использованием поисковых машин
Наиболее широко используемым, но в то же время наиболее сложным является метод поиска с использованием поисковых систем. Его широкая распространенность обусловлена тем, что поисковые системы содержат в себе индексы громадного количества сайтов и при правильно сформированном запросе можно сразу же получить ссылки на интересующие ресурсы. Сложность метода состоит в том, что для того, чтобы результат был качественным, необходимо уметь выбрать наиболее подходящие поисковые системы, правильно формулировать запросы к ним, учитывать их особенности и функциональные возможности.
Двоякая характеристика данного метода связана с тем, что проведение эффективного поиска требует одновременного решения двух противоположных задач: увеличении охвата с целью извлечения максимального количества значимой информации и уменьшении охвата с целью минимизации шумовой информации. Нетрудно увидеть, что одновременно осуществить и то и другое довольно сложно, хотя найти оптимальное соотношение все-таки возможно.
Отбор поисковых систем
Данный этап требует установить последовательность использования поисковых машин в соответствии с убыванием ожидаемой эффективности поиска с применением каждой машины.
Всего известно около нескольких сотен поисковых систем, различающихся по регионам охвата, принципам проведения поиска (а, следовательно, по входному языку и характеру воспринимаемых запросов), объему индексной базы, скорости обновления информации, способности искать «нестандартную» информацию и т. д. Основными критериями выбора поисковых систем являются объем индексной базы сервера и степень развитости самой поисковой машины, то есть уровень сложности воспринимаемых ею запросов.
Составление и выполнение запросов к поисковым машинам
Это наиболее сложный и трудоемкий этап, связанный с обработкой значительного количества информации, большая часть которой обычно является шумовой. На основе тезауруса формируются запросы к выбранным поисковым серверам. После получения первоначальных результатов возможно уточнение запросов с целью отсечения очевидно нерелевантной информации. Затем производится отбор ресурсов, начиная с наиболее интересных, с точки зрения целей поиска, и данные с ресурсов, признанных релевантными, собираются для последующего анализа.

Заголовок 1 Заголовок 215