«Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО»(на примере старшей группы)


Консультация для воспитателей
Коржева М.А.
«Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО»(на примере старшей группы)
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В ФГОС ДО выделены 5 областей – конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. 
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность..Художественно-эстетическое развитие включает в себя:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы:
 содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;
 воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;
 добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
Становление эстетического отношения к окружающему миру:
 вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;
 развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);
 вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
 развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;
 развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.
Формирование элементарных представлений о видах искусства:
 формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика, живопись, скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном, фото - и киноискусстве, дизайне;
 знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;
 развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:
 содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
 развитие основ художественного вкуса;
 помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;
 побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):
 обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
 поддерживать стремление детей к творчеству;
 содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;
 обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
 развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;
 учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Виды деятельности:
• Игровая;
• Коммуникативная;

• Познавательно- исследовательская;
• Восприятие художественнойлитературы;
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении);
• Изобразительная;
• Конструирование;
• Музыкальная;
• Двигательная. Дидактические, настольно- печатные игры, игровое упражнение, сюжетные, хороводные игры, игра- драматизация, пальчиковые игры, игровое упражнение.
Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, театрализация, беседы и встречи с интересными людьми, викторины и КВН; заучивание пословиц и поговорок, стихов, потешек; составление рассказов из личного опыта и по картине
Экскурсии (библиотека, музей), решение проблемных ситуаций, экспериментирование (с красками), коллекционирование, реализация проектов, просмотр презентаций и видео роликов; викторины и КВН; встреча синтересными людьми; мини-
музей; создание альбомов,
панно; полочка умных книг,
рассматривание репродукций,
иллюстраций, скульптур,
предметов народного промысла
Чтение, обсуждение, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы о писателях, поэтах, просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; слушание грамзаписи; разучивание, драматизация, просмотр театра; развлечениеПодготовка рабочего места к НОД, дежурства, поручения
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проекта, «Полочка красоты», создание выставок детского творчества.
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; фризов, коллажей); реализация проекта.
Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, хороводные игры. Русские народные игры, игры народов с использованием закличек, потешек, песенок; ритмическая гимнастика, танцевальные этюды.
По ФГОС задачи художественно-эстетического воспитания интегрируются в различных  образовательных областях.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Создание эстетической развивающей среды.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.
Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:
работа по развитию художественного восприятия с детьми;
работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;
работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию
художественного восприятия.
Работая по художественно-эстетическому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, мы проводили занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.
В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников мы активизировали детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.
На занятиях с детьми проводились сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.
В процессе работы, используя дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др., ) мы знакомили детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учили детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.
В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста были проведены:
консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.
мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия».
Цель нашей работы: дать представление о разнообразии изобразительного искусства;
В группе должны быть в достаточном количестве литературные произведения различных жанров, дидактические игры, репродукции известных картин художников – иллюстраторов, книги – раскраски, иллюстрации, наглядно - дидактические пособия; атрибуты для сюжетно – ролевой игры, организация выставки детских работ, электронные презентации В результате нашей работы на этапе завершения дошкольного образования мы предполагаем, что:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество. Считаю, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная с взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.