Урока «Первичные и вторичные потребности»
Тема: Первичные и вторичные потребности
1.Понятие потребности, их виды.
2.Потребности по МакКлелланду.
3.Потребности по Маслоу
1.Понятие потребности, их виды
Потребности – это чувство, ощущаемое человеком в нехватке чего-либо, принявшее специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности бывают физиологическими и психологическими. Большинство психологов классифицируют потребности на первичные и вторичные.
Первичные потребности, как правило, являются физиологическими или врожденные, то есть они заложены в человеке генетически, например потребность в пище, воде, воздухе.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воздухе, воде, сне и сексуальные потребности.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Первая категория – это первичные потребности (низшего порядка), остальные категории – это вторичные потребности (высшего порядка).
Вторичные потребности по своей природе психологические: например, потребности в успехе, уважении, власти, в принадлежности кому или чему-либо.
Вторичные потребности по природе своей психологические, они приобретаются и осознаются с опытом. Примерами могут служить потребность в уважении, привязанности, принадлежности к какой-то группе. Потребность невозможно наблюдать или измерять. Об их существовании можно лишь судить по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию, т.е. потребности являются определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силой его деятельности.
Рассмотрим управленческую модель мотивации поведения через потребности.
Исходя из этой модели, видно, что именно потребность толкает человека к действиям для достижения цели, а цель – это нечто, что осознается, как средство удовлетворения потребности.
2.Потребности по МакКлелланду.
Другой ученый МакКлелланд считает, что люди имеют 3 основные потребности: власти, успеха, причастности.
Потребность власти выражается в желании человека оказывать воздействие, влиять на других людей. Специфика деятельности менеджера позволяет в полной мере реализовать эту потребность как у себя лично, так и у своих сотрудников.
Потребность успеха может быть удовлетворена путем успешного завершения работы или отдельного ее этапа. У менеджера здесь имеются большие возможности.
Потребность в причастности – это стремление людей к социальному общению, оказанию взаимопомощи, налаживанию дружественных отношений. Удовлетворение такой потребности возможно, например, путем организации менеджером деловых совещаний на которых каждый сотрудник имеет право высказаться по конкретному вопросу деятельности предприятия. Во внерабочее время менеджер должен всячески поощрять желание сотрудников организовать совместный отдых, заняться спортом и т.д.
Наибольшую популярность получила теория потребностей Маслоу, который исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей, которые он разделил на 5 основных категорий.
В работе менеджера наиболее трудная часть – создание условий сотрудникам для удовлетворения потребностей, особенно высшего порядка.
3.Потребности по Маслоу
Существуют методы, хорошо показавшие себя в практике. Менеджеры рассматривают их в соответствии с иерархией по Маслоу:
Физиологические потребности – это те потребности, без которых человек не может жить (пища, вода, воздух, жилье). Люди, работающие в основном для удовлетворения этих потребностей, мало интересуются содержанием работы, в основном они обращают внимание на размер оплаты труда, удобство рабочего места. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимальная заработная плата обеспечивала выживание, а рабочие условия не были слишком тяжелыми.
Потребность в безопасности и защищенности. Они связаны со стремлением и желанием людей находится в стабильном и безопасном месте защищенном от болей, болезней, страха. Для управления такими людьми необходимо оплачивать труд выше прожиточного минимума, создавать надежную систему социального страхования и не привлекать их к выполнению работ, связанных с риском.
Социальные потребности – связаны с желанием любви, дружбы, принадлежности к какой-либо группе. Если данная потребность у человека является главной, то он смотрит на свою работу как на принадлежность к коллективу с которым невозможно установить хорошие отношения. Для управления такими людьми необходимо создавать условия для общения на работе. Особенно хорошие результаты дает групповая форма организации труда, групповые мероприятия, проведение регулярных совещаний персонала, обсуждение главных вопросов деятельности предприятия.
Потребность в уважении и признании – отражает желание людей быть сильными и способными, а главное, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали за это. При управлении такими людьми необходимо использовать различные формы уважения и признания их заслуг (присвоение званий, наград).
Потребность в самовыражении занимает самое высшее место, эти потребности носят индивидуальный характер, выражая реализацию своих потенциальных возможностей в творчестве, росте как личности. При управлении такими людьми нужно выдавать им оригинальные задания, позволять реализовать их способности, предоставлять свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требовать изобретательности и созидания.
Иерархия потребностей по Маслоу
Самовыражение
Уважение
Социальные
Безопасность и защищенность
Физиологические
Вторичные
Первичные
15