Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Музыкальный руководитель:
Берковская Л.П.
МБДОУ №223
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивались бы эмоциональное и рациональное начала.
Дошкольный возраст – первая ступень в воспитании и образовании подрастающего поколения. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и эмоциональны, любят музыку, тянутся к ней.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, где начинается систематическое педагогическое просвещение.
Основная задача музыкального воспитания – пробуждение творческой активности ребенка.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И нам, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка, способствовали бы формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность.
Ребенок, слушая музыку, воображает, представляет образы ее содержания, поет – сочиняет несложные мелодии, составляет простейшие композиции танцев, импровизирует на детских музыкальных инструментах. Таким образом, обогащается творческий опыт детей, которым они делятся друг с другом.
В результате у ребят развивается эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если ребенок способен искренно, непосредственно, увлеченно выразить свое отношение к исполняемым им песням, танцу, то их исполнительская деятельность приобретает творческий оттенок.
Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.
Результат детского творчества , т.е. создание произведения или образа, имеет свои особенности.
1. Относительная ( субъективная ) новизна продукта. Занимаясь творчеством, ребенок в первую очередь открывает новое для себя.
2. Результат творчества – это результат выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и самому себе.
Ребенок активно открывает что-то новое для себя, а самое главное, - новое о себе.
Критериями творческого начала в художественной деятельности детей :
-отношение детей к творчеству;
- разнообразие способов действия;
- качество продукции детского творчества.
Проблема исследования «Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщении их к театральной деятельности» позволяет поставить следующую цель исследования.
Цель исследования - приобщение детей к театрализованной деятельности, через формирование положительного отношения к творчеству.
Гипотеза исследования - включение детей в разнообразные формы театрализованной деятельности способствует более эффективному развития креативности детей дошкольного возраста
1.Основные категории творчества : креативность, творческая деятельностью, творческий процесс, творческие способности
Основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создав продукты, характеризующиеся новизной, т.е. быть креативным.
Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается, как личностная характеристика. Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в воспроизведении, сочинении, исполнительстве, импровизации.
Психологи рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, такие выдающиеся исследователи, как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджерс, П.Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем занимаются Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А.Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии. (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,Я.А.Пономарев, А.Г.Шмелев)
Творческий процесс –пишет В.И. Петрушин - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства. Он считает, что во всех видах деятельности – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие основные критерии креативности:
-оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел;
-быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
-гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
-вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству.
2. Анализ и обзор педагогической литературы по приобщению детей к театрализованной деятельности
Одной из форм развития музыкальных творческих способностей у детей является театр. Многие педагоги предлагают использовать для развития у детей музыкальных творческих способностей театрализованную деятельность.
Театральное искусство - это искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей. Театрализованные игры помогают ребенку увидеть окружающий мир через образы , краски, звуки.
Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь.
«Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...». Эти строки о театре принадлежат русскому критику В.Г.Белинскому.
Искусство театра существует уже тысячелетия, оно видоизменяется, развивается и сейчас трудно найти человека, который не любил бы театр. И сейчас многие педагоги прививают интерес детей к театру, приобщают их к театрализованной деятельности. Разработаны несколько программ:
Н.Ф. Сорокина «Театр - творчество - дети»;
А.И. Буренина «Театр Всевозможного»;
Н.Ф.Сорокина в своей программе «Театр - творчество - дети» предлагает начинать заниматься театральной деятельностью с детьми со второй младшей группы. Актуальность программы в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Новизна программы в том, что в ней впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.
Основные задачи программы:
Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа «Театр - творчество - дети» состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства.
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. В каждом разделе программы представлены цели, задачи, средства и репертуар деятельности с особенностями возрастных групп.
«Наверно, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театральную деятельность» - пишет в своей книге «Театр Всевозможного» А.И.Буренина. «Что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?» - спрашивает она.
С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
А.И.Буренина отмечает, что театральная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Воображение переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.
В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности.
Во второй главе книги включены упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию, речь и движение. Автор также предлагает оригинальную методику инсценирования небольших стихотворений, песенок, подготовки театрализованных представлений с детьми, организации тематических досугов и занятий, постановки с детьми спектаклей, сценарии которых даны в приложении.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятие добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым, решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность спрятаться за «маску», костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
3. Последовательность этапов приобщения детей к театрализованной деятельности
Больше 15 лет наш детский сад работает в этом направлении.
Прежде, чем составить перспективный план по приобщению детей к театрализованной деятельности, мы разработали его алгоритмы:
1 .Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Формировать представления:
-о специфике актерского искусства, - о различении театральных профессий, -об особенностях подготовительной работы к спектаклю, -о разных видах театрального искусства.
-посещение театра.
-просмотр музыкальных кукольных театров в детском саду.
Развивать у детей желание участвовать в театрализованной деятельности:
-дать детям основы актерского мастерства, развивать у них: память, фантазию, выразительность жеста, умение выражать основные эмоции
-познакомить с элементами выразительного чтения
Развивать творческую самостоятельность детей: -
-побуждать разыгрывать небольшие сценки, знакомые сказки;
-самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки.
Рассмотрим более подробно сказку «Мы ждем весну» музыка
Сначала был составлен примерный план работы:
Подготовительный этап ( выбор сказки,доступной возрасту,подбор дополнительного музыкального сопровождения к сказке)
1этап - ознакомительный
(слушание всей сказки целиком, затем фрагментов, беседуя о характере образов, переданных в музыке)
2этап - Разучивание (вслушивание в музыку, запоминание музыкальных характеристик и поиск передачи настроений музыки в движениях)
3этап-творческий
Выбрав сказку, доступную детям по содержанию, диапазону, музыкальным характеристикам, возрасту, мы составили сценарий. Подбирать дополнительное музыкальное оформление нам не пришлось. На основе музыкального материала сказки были написаны фонограммы для танцевальных характеристик героев.
Затем познакомили детей со всей сказкой целиком, а далее дети слушали сказку фрагментами, беседуя о характере образов, переданных в музыке.
При разучивании сказки дети вслушивались, различали, запоминали музыкальные характеристики героев: любопытного медвежонка, умного грача, доброжелательных подснежников, внимательной девочки Светланы, грозного гнома, радушной Весны-красны. Одновременно шел поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. На этом этапе дети менялись ролями, пробуя свои силы в создании всех образов сказки. Так, у Валеры получился просыпающийся после долгой зимы медвежонок, Матвея все дети единогласно признали самым грозным Снежным Гномом, а Юлю - лучшей Светланой, так как она пела звонко и нежно. Лучший танец для роли Ручейка придумали Таня и Алена. В результате их творческого дуэта получился танец с голубой лентой.
В постановке сказки воспитатели оказывают большую помощь.
В «Папке взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем» даны рекомендации и консультации по подготовке и участию в постановке сказки. В нерегламентированной деятельности они рисуют с детьми образы сказки под музыку, программы для гостей,закрепляют с детьми выразительность чтения текста (громкость, дикция), в индивидуальную работу с детьми включают этюды на выражение различных эмоций, отслеживает уровень активности детей в нерегламентированной деятельности, создает условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей участвуют в изготовлении атрибутов и декораций к сказке. Музыкальная среда пополняется атрибутами к сказке, нотами песен,фонограммами.
Подготовкой к постановке сказки заинтересовали родителей.
Так были сшиты девочкам костюмы подснежников, мальчикам – костюмы грачей.
Сказка исполняется несколько раз: для детей всего детского сада, родителей, школьников, при этом, мы не волнуемся, если какой-либо ребенок отсутствует, всегда находится желающий и умеющий сыграть данную роль ребенок. Лучший подарок для нас это то, что дети не забывают сказку; зайдя к ним в группу, можно увидеть их в элементах костюмов, разыгрывающих представление.
В конце года, проводя обследование проявления креативности детей, мы увидели результаты своей работы:
- дети стали более активными, пытаются выражать основные эмоции - радость, грусть, жалость, гнев, научились владеть своим телом, более раскрепощены. У детей сформирован интерес к песенным, игровым, танцевальным импровизациям, а также к импровизациям на детских музыкальных инструментах;
Таким образом, театр может быть прекрасным средством развития креативности дошкольников.
Медушевский В.В..Очаковская О.О.Энциклопедический словарь юного музыканта М.Педагогика 1985г.С 98
Заголовок 115