Г. Остер Будем знакомы
Министерство образования
Российской Федерации
Комитет по образованию
Администрации Муниципального образования
«Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Рахьинский центр образования»
ИНН 4703011490
КПП 470301001
Л/с 02.0702.0010.1 в Комитет финансов администрации
МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской
области»
Адрес: дом 1, ул. Севастьянова, п. Рахья, Ленинградская область, 188671
тел./факс 8 (813-70) 66-664
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исх. №____от__ __________20___года
В аттестационную комиссию
Комитета общего и
профессионального
образования Ленинградской
области
Проект урока по литературному чтению
Г. Остер «Будем знакомы»
Разработчик: Чигоревская Юлия Игоревна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ «Рахьинский центр образования»
Всеволожский муниципальный район
Ленинградская область
Технологическая карта урока
Предмет
Литературное чтение
Класс
2
УМК
«Школа России»
Авторы учебника
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
Часть
2
Год издания
2012
Тема урока
Г. Остер «Будем знакомы»
Тип урока
Комбинированный
Цель урока
Познакомить учащихся с произведением Г. Остера «Будем знакомы».
Задачи урока
Образовательные:
Расширить знания детей о писателе Г. Остере;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, самостоятельно ставить вопросы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
Развивать умение высказывать самостоятельные суждения о прочитанном;
Развивать речь учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать толерантность, чувство дружбы, хорошие манеры.
Оборудование
Записи на доске.
Произведение Г. Остера «Будем знакомы».
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с произведением Г. Остера (не стоит указывать жанр произведения, необходимо подвести ребёнка к тому, что это за жанр, почему они так считают!)
Этапы работы с текстом:
Первый этап. До чтения.
Учитель не произносит название произведения, а пишет его на доске (пусть дети сами читают)
Необходимо, чтобы учебники у детей были закрыты, так будет развиваться воображение.
- А как Вы думаете, к какому жанру будет относиться это произведение? (дети только предполагают, но учитель не называет правильного ответа)
- А как Вы думаете, о чём оно будет? (необходимо детей заинтересовать)
На доске учитель пишет ключевые слова данного произведение, дети их сами читают (очень актуально для 1-2 класса; не более 7 слов)
Ключевые слова:
Африка
слонёнок
мартышка
знакомство
удав
попугай
Если есть иллюстрация к произведению, картинки – рассмотреть их (Приложение №1), если нет то учитель предлагает детям подумать, а какую можно было бы нарисовать? (снова предложить детям пофантазировать)
Второй этап. Чтение произведения учителем, дети слушают (учитель читает только первую часть, потом дети будут сами дочитывать)
Г.Остер
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
Здравствуй, уважаемый Ребёнок!
Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут – Григорий Остер. Как зовут тебя, я не знаю, но я догадываюсь.
- А как автор может догадываться, как Вас зовут? (предположения детей)
И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какое-нибудь произведение (заменили на произведение, так как мы ещё только предположили что это может быть за жанр!). Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. А если я догадываюсь неправильно и тебе не хочется слушать произведение, тогда не слушай. Оно никуда не денется, оно тебя подождёт.
- А как произведение может нас подождать? (предположения детей)
Приходи, когда захочешь, и ты услышишь его всё от начала до конца.
Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе будет уже не так интересно слушать произведение про слонёнка, мартышку, удава и попугая.
- Почему нам станет не интересно его уже слушать? (предположения детей)
Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.
Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное.
- А что они могли придумывать? (предположения детей)
Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
- Как Вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? Почему?
И всем было весело, особенно удаву. Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала:
Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом!
- А как Вы думаете, почему мартышка так сказала? (предположения детей)
Разве тебе не интересно с нами? – обиделся попугай.
Нет, вы меня не поняли! – замахала руками мартышка.
- А как мартышка замахала руками? Покажите (чтобы специально не делать физ. минутки, можно использовать живые картины)
– Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы.
- Почему мартышке жаль, что они уже знакомы? (предположения детей)
– Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.
И я, – сказал удав, – с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.
И я, сказал слонёнок. – С удовольствием.
Но ведь мы уже знакомы! – пожал плечами попугай.
- Как попугай пожал плечами? Покажите (использование живой картины)
Вот и я говорю, – вздохнула мартышка. – Как жаль!
- Как мартышка вздохнула? Покажите (использование живой картины)
Друзья! – вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. – А почему бы нам не познакомиться ещё раз!
- А что было дальше? (дети предполагают, фантазируют)
Дальше дети самостоятельно просматривают произведение. После 4-5 минут попросить кого-то начать читать.
Два раза подряд знакомиться нельзя! – сказал попугай.
- А почему нельзя знакомиться два раза подряд? (предположения детей)
– Если с кем-нибудь знаком, то это уже навсегда. Ничего тут не поделаешь.
А мы, – предложил слонёнок, - давайте возьмём и познакомимся сначала!
Правильно! – сказал удав. – Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.
Ой! – заволновался слонёнок.
- Почему слонёнок заволновался? (предположения детей)
– А вдруг мы случайно не встретимся?
Ну, это-то как раз не беда! – сказал попугай. – Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся нарочно.
- А как это «нарочно»? (предположения детей)
Мартышка закрыла руками глаза и закричала:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю вас не знать!
Расходитесь, разбегайтесь,
Чтобы встретиться опять!
Когда мартышка открыла глаза, никого не было. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться.
- Что значит «посмотреть доброжелательно»? Как это? (предположения детей)
Мартышка пожала попугаю крылышко.
- Пожмите друг другу «крылышко» (использование живых картин, дети жмут руки)
Попугай пожал слонёнку хобот.
- Пожмите друг другу «хоботы» (использование живых картин, дети жмут друг другу носики)
Слонёнок пожал удаву хвост. И они все сказали друг другу: «Будем знакомы!» А потом сказали: «Очень приятно было познакомиться!»
И это действительно было так приятно, что с тех пор они каждый день знакомились по два раза на день.
- Почему это было приятно, как Вы думаете? (предположения детей)
Утром, когда встречались, и вечером на прощание, перед тем как отправиться спать.
(Из книги «Зарядка для хвоста»)
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Учитель предлагает детям составить схему к произведению, выделяя главных героев.
(Автор, Мартышка, Удав, Слонёнок, Попугай)
- А зачем нам эта история? (предположения детей)
- А что мы можем из неё извлечь? (предположения детей)
- Понравилось ли, как начал знакомиться с Вами писатель, как он обратился к Вам? (предположения детей) Найдите в тексте.
Заметка для учителя:
Если ребёнок не то нашёл, не стоит говорить, что не это не то, не так, а остановиться на этом, подвести детей к диалогу: - А он интересное нашёл. А почему ты так думаешь?
Необходимо поддерживать эмоционально-положительный настрой у детей в ходе урока.
- Как герои обращались друг с другом?
- Что делали, когда собирались вместе?
- Почему они однажды удивились словам Мартышки? Что она предложила?
- Почему зверята повторяли игру несколько раз?
Заметка для учителя:
Необходимо учить детей самим ставить вопросы к тексту.
- С какого слова начинается вопрос? (предположения детей) А какой самый сложный вопрос?
Можно предложить детям раз в две недели писать вопросы на листочках. Главное не беглость чтения, а понимание, осмысленность прочитанного!
Четвёртый этап. Рефлексия. Итоги урока.
- А что бы Вам хотелось сделать с этой сказкой? (предположения детей)
Заметка для учителя:
Педагог выясняет, но не предлагает, не навязывает своё мнение!
Например, прочитать по ролям: - А что нам надо для этого сделать? А какие герои будут тогда у нас? А как мы будем читать, всю сказку или отрывками? (необходимо пометить роли в тексте карандашом заглавной буквой)
Например, прочитать отрывок из текста: - А на какие части мы можем разделить данный отрывок? А как мы можем прочитать его? (по рядам, по группам)
Например, познакомиться с биографией автора: - А что можно про автора сказать? Какой он? (педагог более подробно рассказывает биографию автора)
Необходимо постоянное просмотровое чтение и идти от желания ДЕТЕЙ!
Домашнее задание.
Чтобы узнать, как дети восприняли текст, попросить нарисовать обложку к книге. Необходимо нарисовать рисунок, написать автора, жанр, название.
Самоанализ урока по литературному чтению
Тема: Г. Остер «Будем знакомы»
Класс: 2
Дата: 03.03.2014 г.
Учитель: Чигоревская Ю.И.
Общие сведения:
В классе 16 человек. По данному предмету на «5» учатся 11 учеников, на «4» 5 учеников.
Класс организован, дисциплинирован.
На уроке присутствовало 16 человек.
В ходе урока решались следующие задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей о писателе Г. Остере;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, самостоятельно ставить вопросы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
Развивать умение высказывать самостоятельные суждения о прочитанном;
Развивать речь учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать толерантность, чувство дружбы, хорошие манеры.
Оборудование урока:
Записи на доске.
Произведение Г. Остера «Будем знакомы».
Содержание урока
Соответствует учебной программе, поставленным задачам. Содержание урока способствовало развитию умения высказывать самостоятельные суждения о прочитанном.
Тип и структура урока:
Тип урока: комбинированный
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний.
Работа с текстом после чтения.
Итог урока.
Домашнее задание.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
Этап работы с текстом после чтения показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме обратной связи.
На этапе итога урока обсудили чтобы им хотелось сделать с текстом, практико-ориентированная деятельность.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала (в блоке актуализации знаний) предлагались несложные задания (вопросы);
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующее уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;
- принцип системности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ);
- наглядные (демонстрация);
- практические;
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся познакомились с произведением Г. Остера «Будем знакомы».
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.
Недостатком проведения урока, считаю:
- очень краткая инструкция по выполнению д/з, не все с полной удовлетворённостью подготовят д/з в силу неумения хорошо рисовать.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи;
-практически все за урок получили оценку.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
А
М
У
С
П
15