Урок чтения по теме : Г. Остер Будем знакомы.
Тема урока: Г. Остер. «Будем знакомы»
Цели урока: познакомить с творчеством Г. Остера, расширить знания детей об этом писателе, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
II. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений И. Токмаковой.
III. Речевая разминка. Введение в тему
1) Чтение чистоговорки.
- Чтобы четко и красиво говорить, давайте поработаем над чистоговоркой - Кто хочет разговаривать?
- Мы будем разговаривать.
- Тот должен выговаривать.
- И будем выговаривать.
- Все правильно и внятно.
-Так правильно и внятно.
- Чтоб было всем понятно.
- Чтоб было всем понятно.
- прочитайте «жужжащим» чтением;
- прочитайте медленно и печально;
- прочитайте быстро и весело.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Г. Остера.
IV. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа.
- Ребята, а какие еще книги Г. Остера вы читали? (Дети называют.)
2. Рассказ учителя о писателе.
Г. Остер родился в Одессе 27 ноября 1947 года. Писать он начал еще в детстве – первые стихи писателя были напечатаны в газете, когда он был еще школьником. Однако его первая детская книжка вышла только в 1975 году. В 1970г. Г. Остер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт им. М. Горького на отделение драматургии.
Григорий Остер написал пьесы для детских и кукольных театров, такие, например, как «Человек с хвостом», «Все волки боятся», «Привет мартышке», «Секретный фонд», а также сценарии к фильмам-сказкам «Мальчик и девочка», «Как Гусенок потерялся» и «Попался, который кусался!».Но самую большую известность Григорию Остеру принесли его мультфильмы «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Зарядка для хвоста», а также замечательные детские книжки «Бабушка удава» и «Вредные советы».
3.Первичное чтение отрывка из сказки детьми про себя.
-А сейчас познакомимся со сказкой Г. Остера «Будем знакомы».
-Как вы думаете, о ком эта сказка?
-Обратите внимание на название. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой сказке?
4.Проверка понимания содержания.
-О ком эта сказка?
-Где жили герои сказки?
-Чем они обычно занимались?
-Почему они решили «разойтись и разбежаться»?
V. Физкультминутка.
VIII . Закрепление и обобщение материала.
1.Работа по учебнику. Выполнение заданий 1, 2, 3 на с. 158.
2.Выборочное чтение.
-Какие лучшие качества подметила в своих друзьях мартышка? Прочитайте.
-Докажите текстом, что им было приятно снова знакомиться.
3.Чтение по ролям с предварительной разметкой текста.
1. Рассматривание книжной выставки.
-Ребята, я думаю, вы с удовольствием прочитаете книгу Остера «Зарядка для хвоста». Кроме сказок и сказочных историй Г. Остер написал для детей рассказы, мифы, легенды.
Значит, Г. Остер – писатель. Остер пишет сценарии не только к мультфильмам, но и для вашего любимого детского журнала «Ералаш». Значит Г. Остер - сценарист. А вот и известные вам стихи «Вредные советы». Для чего Г. Остер пишет «Вредные советы»?
Раньше учёные считали, что вредные советы можно давать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Услышит такой ребёнок вредный совет, сделает по-другому – и получится как раз правильно. А вот что говорит сам Г. Остер: «…Я всегда не устаю повторять, что мои книги – это прививки детям против глупых, неверных и неправильных поступков…».
IХ. Итог урока.
-Итак, сделаем вывод, кто такой Григорий Остер?
-Где родился Григорий Остер? (В Одессе)
-Какие советы писатель даёт непослушным детям? (“Вредные советы”)
-Надо ли следовать вредным советам?
-Назовите несколько мультфильмов, снятых по сценариям Г.Остера-Чему учат книги Г. Остера?
-Кому из вас захотелось прочитать книги Г. Остера?
Тема урока : В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным». (второй урок).
Цель урока : Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе. Развивать интерес к чтению;
Ход урока
I. Организационный момент.
-Наступила весна. Светит солнышко. Оно дарит нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать,
И урок наш начинать.
II. Постановка темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведением Драгунского «Тайное становится явным» и будем учиться анализировать и пересказывать текст, используя картинный и цитатный план к нему и эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой»
III. Речевая разминка.
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с утвердительной интонацией;
- Прочитайте вопросительно;
- Прочитайте только до запятой, используя логическое ударение на каждое слово;
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)
IV. Актуализация необходимых знаний .- Вспомните, какой раздел мы изучаем?
- Произведения, каких авторов мы уже читали? Какими были их произведения?
-Соотнеси картинку с автором
- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?
- Верно рассказы и все они разные
V. Мотивация познавательной деятельности
VI. Организация познавательной деятельности
1.Словарная работа
- «Тайное становиться явным»
-Как вы поняли, о чем рассказ с таким названием?
-Словарная работа
Давайте разберём некоторые слова, которые встретились в этом рассказе.
Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
- Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным.
-Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
- Следующее слово клевета – что оно обозначает?
-Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
-Подберите синонимы к этому слову.
-Какие слова мы называем синонимами? (Ложь, враньё, выдумка, наговор)
-И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)
-Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.
-Некоторые слова могли вызвать у вас трудности при чтении. Давайте
прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.
ми-ли-ци-о-нер – милиционер
пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет
ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный
му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом
фо-то-гра-фи-ро-вать-ся фотографироваться
VII. Закрепление нового материала
1. Вторичное восприятие – чтение по частям
1 часть до слов: «Сначала я съел яйцо».
«Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?
Хорошо читающие ученики
2 часть до слов: «А я остался с кашей наедине».
– Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?
- Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?
- Какое событие послужило завязкой части? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)
- Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Зачитайте.
3 часть до слов: «В это время вошла мама».
- Что говорит нам предложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?
-Задумал ли он это с самого начала?
- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).
-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?
-Что вы чувствовали в этот момент?
-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище.
- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».
- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
Физкультминутка
4 часть до конца.
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
-Как вы об этом узнали?
- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)
- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)-Хорошо ли Дениска знал свою маму?
-Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)
- Почему мама не ругала сына?
Что Дениска сказал маме? Прочитайте.
Почему она так долго на него смотрела?
Какие чувства она испытывала?
Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
VIII. Итог урока:
- Почему тайное стало явным?Заключение: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Домашнее задание: с. 159-165 прочитать, пересказ
Тема урока : В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (первый урок)
Цель урока : Познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
Развивать интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умение анализировать поступки героев;
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Психологический настрой
- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь с ним ладошками.
- Настроение поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.
2. Введение в тему
- О чём говорит эта запись на доске ?(Это название раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)
- У нас уже есть опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких произведений?
1) Биография о Викторе Юзефовиче Драгунском
Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию.
Трудиться Виктор Драгунский начал с 16 лет. Он освоил много профессий: работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал писать клоунады и веселые юмористические рассказы.
У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего было написано около 100 веселых рассказов.
Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы»
2) Проверка восприятия.
- О ком текст? – Что вас удивило?
- Кто является героем самых популярных рассказов В. Драгунского?
II. Сообщение темы
- Я думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам преподавать весёлый жизненный урок?
Будем читать рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным».
III. Изучение нового материала.
1. Словарная работа
- Прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать
«Тайное становится явным»
- Как понимаете слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)
«явное»? ( открытый, нескрываемый, очевидный)
(«Секрет становится открытым»)
– Попытаемся предугадать, о чём содержание рассказа.
- Кто-нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?
- Где? В какой ситуации?
- А Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте, как это было…
2. Чтение 1ой части учителем
Проверка восприятия
1) - Как мама объяснила смысл слов? (стр. 161)
- Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).
- Опираясь на текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.
(Думал перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)- Докажите, что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.
- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?
- Попробуйте заменить синонимом. (размял)
- Что меняется?
- Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?
2) -Вспомните диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?
- Почему мама уговаривает? ( из добрых побуждений)
- Перечитаем диалог (без слов автора стр. 162 верх)
- Почему мама предложила именно Кремль?
- Найдите объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)
- А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?
IV. ФизминуткаV. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)
VI. Работа с иллюстрацией
– Слова мамы я прочитаю ещё раз…( стр.162, конец 1 части)
- Подумайте, что может произойти дальше?
Только вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)
- О чем говорит иллюстрация?
VIII. Работа над 2 частью рассказа
1. Предугадывание 2ой части
2. Чтение 2ой части подготовленным учеником
3. Проверка восприятия
- Как вы относитесь к действиям Дениски?
- Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине»
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
- Почему же Дениска так говорит о каше?
- Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
- Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с кашей?
- Как вы относитесь к его действиям?
- Как понимаете выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту картину.
- Какой момент вы считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)
- Чем отличаются по смыслу слова «вылил и выплеснул»?
- Кто хочет перечитать этот отрывок, как Люба, выражая голосом состояние Дениски (стр. 164, конец 2 части- Чем Дениска оправдывает свой поступок?
- От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
- У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?
- Что вы чувствовали в этот момент?)- Почему же Дениска шел на такие мучения до последнего?
Работа над 3 частью продолжим на следующим уроке.
Итог урока
1. Закончите фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас
Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ
У меня появилось желание прочитать и другие рассказы Драгунского.
2. Заполните 2ую часть таблички «Мои достижения»
- Ваши ожидания оправдались?
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «И в шутку и в серьёз»
Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному разделу; развивать память , внимание , мышление, речь учащихся; воспитывать интерес к урокам чтения.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке вспомним произведения и авторов из прочитанного нами раздела «И в шутку, и всерьез». А еще мы поиграем в интересные игры, которые помогут нам вспомнить эти произведения.
3. Проверка домашнего задания
- Вам было задано на дом подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения, которое понравилось.
4. Работа по теме урока
Игра «Угадай произведение»
Учитель готовит для детей карточки с отрывками из прочитанных рассказов этого раздела. Ученики по очереди выходят к доске, выразительно читают отрывок и называют рассказ.
Карточка 1
«Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых 2 апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улёгся спать»
Карточка 2
«Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него»
Карточка 3
« А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу»
Игра «Доскажи словечко»
В карточках не дописаны некоторые строчки. Ученик читает отрывок из стихотворения и должен правильно отгадать, какое слово пропущено, если у него не получается, то тогда пробует другой ученик. Начинает игру учитель – читает стихотворение И. Токмаковой «Плим», не дочитывая в двустишии последнее слово:
Ложка - это ложка,
Ложкой суп ... (едят)
Кошка - это кошка,
У кошки семь ... (котят).
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру ... (стол).
Шапка - это шапка,
Оделся и … (пошел)
А я придумал слово,
Смешное слово - … (плим)
И повторяю снова -
Плим, плим, … ( плим)
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Игра «Найди ошибку»
- Найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.
«Всё тайное становится ясным» (явным)
«Товарищам взрослым» (детям)
«Если был бы я мальчишкой» (девчонкой)
«С нашей квартирой» (над нашей квартирой)
«В чуждой стране» (чудной)
Игра «Две группы» (работа в группах)
- Разделите на 2 группы эти слова и дайте название группе (можно использовать название произведения)
Мама, попугай, милиционер, мартышка, слонёнок, Денис, дяденька, удав
(Ответ: «Тайное становится явным», «Зарядка для хвоста»)Игра « Откуда я»
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети отвечают с помощью учебника, зачитывают название, автора и несколько строк из произведения.
Горшочек мёда и шарик, Апельсин, Кисточка, Попугай, Баночка с хреном или милицейская фуражка.
Игра «Найди лишнее»
- В каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один лишний.
Волк, лиса, мотылёк, медведь, сычи, дельфин. (медведь)
Медвежонок, кролик, ослик, поросёнок, слонёнок, сова. (слонёнок)
Гена, Чебурашка, Чандр, Тобик, Шапокляк, цветок. (цветок)
Ваня, груши, кактус, конь, старушка, окно, собачка. (груши)
Старков, Красильников, сушёные груши, лыжи, санки. (санки)
Суп, вилка, ложка, кошка, котята, тряпка, шапка. (вилка)
Попугай, удав, жираф, слон, мартышка. (удав)
Милиционер, мама, Дениска, дяденька,
7. Подведение итогов
- Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
- Какое произведение особенно запомнилось, стало любимым?
Домашнее задание
- Нарисуйте иллюстрацию к любимому произведению.