Презентация к бинарному практическому занятию по дисциплине «Профессиональный язык и культура речи» и «Информатика» (2 курс)
Официально-деловой стиль речи. Оформление документов. Подготовка и вывод документов на печать Цели занятия: Закрепить знания об особенностях официально-делового стиля.Научиться правильно составлять и оформлять документы.Научиться выводить документы на печать.Соблюдать нормы делового речевого этикета. Структура занятия, критерий оценки Входной контроль - 1 балл (по 0,5 за русск.яз. и информатику)Изложение нового материала.Выполнение практической работы – 2 балла.Выходной контроль – 2 баллаПодведение итогов. Критерий оценки занятия: 4,5 – 5 баллов – оценка «5»4,4 – 3,9 балла – оценка «4»3,8 – 3 балла – оценка «3»менее 3 баллов – оценка «2» Ходатайство,Уведомить, Аннулировать,Порицание. Орфоэпическая разминка Официально-деловой стиль речи С какой целью говорим? (сообщение, информирование).В какой обстановке говорим? (в официальной обстановке: сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности).Речевые жанры (законы, приказы, постановления, резолюция, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги).Стилевые черты:точность,неличный характер,стандартизованность,предписательный характер.наличие реквизитов. Входной контроль.Найдите грамматические или стилевые ошибки: Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.Согласно сметы составлен план технического оснащения кабинета.Все студенты отправлены на уборку картошки.Предприятие обязуется выплачивать заработную плату в размере четыре тысячи пятьсот рублей. Доверенность: пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный, и, надеюсь, денег моих не растратит.Баллада Мицкевича близка к балладам Пушкина, и не случайно последний восторженно оценил их.Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей.Незнакомец подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?» Узкое значение:паспорт, удостоверение Переносное, расширенное:все то, что может свидетельствовать о чем-либо,подтверждать что-либо. Документ от лат. слова documentum – доказательство, свидетельство, это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве Служебные(исходят от имени учреждений, организаций,предприятий,должностных лиц) Личные (создаютсяотдельными гражданами):автобиография,заявление,доверенность,расписка. Виды документов Индивидуальные – составленныепо произвольному признаку Типовые- представляют собой текст-образец Трафаретные – часть документаотпечатана заранее (постояннаяинформация), а часть текставписывается при его составлении (переменная информация) По форме Управленческая (плановые, отчетные, организационно-распорядительные документы)- документ является инструментом Управления. Существует около 60 видов документов. Правовая: документ является средством закрепления и изменения правовых норм и взаимодействия в обществе (законодательные и правовые нормативные акты) Функция исторического источника: документ выступает в качестве источника исторических сведенийо развитии общества Специальные функции документа: Интернациональные требования к документу: Соблюдение норм официально-делового этикета.Лаконичность (1-2 страницы) и информативность содержания.Объективность информации (отражает реальное состояние дел и дает непредвзятую оценку событий).Структурированность изложения (последовательность расположения составных частей документов - реквизитов).Стандартизация и унификация языковых и текстовых средств Унификация – установление единообразного состава и форм документов, фиксирующих осуществление однотипных функций.Стандартизация – это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности (ГОСТ). Этикет – это установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.Деловой этикет – это порядок поведения, принятый в сфере делового общения. По нормам делового этикета: Не допустимы ирония, сарказм, оскорбления. Не рекомендуется побуждать адресата к срочному принятию решения. Не рекомендуется навязывать адресату решение вопроса в пользу адресанта. Не рекомендуется начинать послание с отказа . Для адресанта обязательным является оперативный и четкий ответ. Деловой этикет Реквизиты – обязательные признаки (информационный элемент документа), установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Состав реквизитов документов, принятой в Российской Федерации, определен ГОСТом 6.30. – 97 «Унифицированные системы документации.Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». (29 реквизитов).Основные реквизиты документов:1. Государственный герб РФ Эмблема организации Герб субъекта РФ.Код организации.Код документа.Наименование организации адресата.Справочные данные об организации (адрес, номера телефонов, электронной почты).Наименование документа.Регистрационный номер документа.Заголовок.Текст документа.Дата.Подпись. Совокупность реквизитов, из которых состоит документ, называетсяформуляром документа Предварительный просмотр Файл – Печать Резюме – (от лат. curriculum vitae – путь жизни) – документ, содержащий сведения биографического характера. Единого стандарта резюме не существует, есть общие принципы.Реквизиты резюме:НАЗВАНИЯ НЕ ПИШУТ!Ф.И.О. (саму номинацию писать не стоит)Адрес.Телефон.Дата рождения.Семейное положение.Цель.Образование (в обратном хронологическом порядке с указанием периода обучения, специальности по диплому).Опыт работы (в обратном хронологическом порядке).Дополнительные ведения. Реквизиты резюме: НАЗВАНИЯ НЕ ПИШУТ!Ф.И.О. (саму номинацию писать не стоит)Адрес.Телефон.Дата рождения.Семейное положение.Цель.Образование (в обратном хронологическом порядке с указанием периода обучения, специальности по диплому).Опыт работы (в обратном хронологическом порядке).Дополнительные ведения. Реквизиты заявления:Адресат (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О.).Адресант (Ф.И.О. в род.падеже).Заголовок.Текст документа.Дата (слева), подпись (справа).Адрес (дается или сверху после фамилии, или после указания даты снизу). Заявление – документ, адресованный организации или должностному лицу, с просьбой о приеме на работу, увольнении, переводе, предоставлении отпуска. ЗАЯВЛЕНИЕ Реквизиты заявления:Адресат (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О.).Адресант (Ф.И.О. в род.падеже).Заголовок.Текст документа.Дата (слева), подпись (справа).Адрес (дается или сверху после фамилии, или после указания даты снизу). Объяснительная записка, составляемая работником.Максимальный набор реквизитов:Наименование организации.Наименование вида документа – ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Дата.Регистрационный номер.Адресат.Заголовок к тексту.Текст.Подпись. Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета и т.д.) или объясняющий причины нарушения деловой дисциплины, невыполнения какого-либо поручения. Объяснительная записка Наименование организации. Адресат.Наименование вида документа Дата.Регистрационный номер.Заголовок к тексту.Текст.Подпись. Доверенность – документ, который свидетельствует о том, что одно лицо (доверитель) предоставляет право какому-либо другому лицу (доверенному) на совершение определенных действий или получение товарно-материальных ценностей. По своему характеру и назначению доверенности подразделяютсяна две группы: официальные (выдаются официальным лицам);личные (выдаваемые отдельным гражданам).Реквизиты личной доверенности:Наименование вида документа – ДОВЕРЕННОСТЬ.ФИО лица, выдавшего доверенность.ФИО лица, которому выдана доверенность.Содержание доверенности.Наименование организации, в которой должны быть произведены операции по доверенности.Подпись лица, выдавшего доверенность. Дата выдачи доверенности.Должность и подпись лица, удостоверившего подпись доверителя.Дата удостоверения подписи.Печать. Официальная доверенность Реквизиты личной доверенности:Наименование вида документа – ДОВЕРЕННОСТЬ.ФИО лица, выдавшего доверенность.ФИО лица, которому выдана доверенность.Содержание доверенности.Наименование организации, в которой должны быть произведены операции по доверенности.Подпись лица, выдавшего доверенность. Дата выдачи доверенности.Должность и подпись лица, удостоверившего подпись доверителя.Дата удостоверения подписи.Печать. Степанова Ирклиенко Зубарева Зимина Елисеева Власова Бородина Баукина Инф. Рус.яз Инф. Рус.яз Инф. Рус.яз Итог Выходной контроль Практическая работа Входной контроль Фамилии Итог занятия: 4,5 – 5 баллов – оценка «5»4,4 – 3,9 балла – оценка «4»3,8 – 3 балла – оценка «3»менее 3 баллов – оценка «2»