ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФИСНОГО ПАКЕТА MICROSOFT OFFICE НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОФИСНОГО ПАКЕТА MICROSOFT OFFICE
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Лознян А.В., учитель математики I дидактической степени теоретического лицея имени Н.В. Гоголя мун. Бэлць. e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Повсеместное распространение новейших информационных технологий, в том числе Интернета, в Республике позволяет говорить о вхождении современной Молдовы в глобальное информационное общество. А открытость государства по отношению к внешнему миру заставляет всё больше подчиняться глобальным тенденциям развития общества в целом и системы образования в частности. Это касается, в первую очередь, индустриализации обучения, т.е. его компьютеризации и сопровождающей ее технологизации. Тенденция является закономерной, так как использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность обучения и его мотивацию, тем самым делая компьютер неотъемлемой частью современного урока.
О целесообразности использования компьютера на уроках математики говорит тот факт, что изначально он назывался ЭВМ – электронно-вычислительная машина, предназначвенная для вычисления, для работы с числами. Прочие функции компьютера появились позже.
На современном этапе в каждом учебном заведении Республики Молдова компьютерные технологии прочно вошли в школьную жизнь. Они применяются при подготовке к урокам как учителями (это и поиск информации к уроку, подготовка дидактических материалов, презентаций, самообразование и т.д.), так и учениками (подготовка сообщений и рефератов к уроку, подготовка презентаций, общение между собой или учениками из других учебных заведений или стран по той или иной теме через Интернет). К сожалению, компьютерные технологии применяются дискретно. Следовательно, о значительном повышении эффективности преподавания говорить особо не приходится. Причины дискретности в применении известны и их можно разбить на две группы: экономические и информационные.
Экономические причины.
1. Рыночная модель экономики приводит к социальному неравенству, следовательно, не приходится говорить о наличии домашних компьютеров и тем более доступа к ресурсам Интернета у всех преподавателей и учащихся, что сильно ограничивает возможности применение компьютерных технологий во внеурочное время.
2. Хроническое недофинансирование образования приводит:
а) к низкому уровню оснащения школы современным оборудованием: большинство образовательных учреждений оснащены одним компьютерным классом, в редких случаях имеется проектор и/или «мобильный» компьютер (для использования возможностей компьютерной техники в других кабинетах);
б) к слабой оснащённости образовательным программным обеспечением: в лучшем случае установлена программа AEL.
Всё это сильно ограничивает возможности применения компьютерных технологий на уроках математики.
Информационные причины.
1. Неподготовленность преподавательского состава, что или полностью исключает применение тех или иных возможностей компьютерных технологий, или делает этот процесс очень трудоёмким.
2. Существование разнообразного программного обеспечения, которое можно использовать в образовательных целях, и его количество постоянно увеличивается, что затрудняет выбор подходящего продукта и централизованному обучению по его использованию.
Если предположить, что некоторые причины устранены хотя бы частично, то становится возможным преподавание дисциплины с использованием компьютеров. Так, у преподавателя появится доступ к компьютеру для подготовки к уроку, а также возможность провести урок в компьютерном классе (случай, когда используется на уроке просто проектор – не рассматривается, т.к. использование презентаций, в которых наглядно и поэтапно демонстрируется учебный материал уже явно недостаточно). Стоимость компьютерной техники постоянно падает (особенно подержанной), что позволяет увеличить количество машин. Не представляется сложным спланировать расписание уроков информатики в школе так, чтобы имелась возможность проводить в компьютерном классе и другие дисциплины, и в первую очередь математику. При соблюдении вышеизложенных условий достаточно будет обеспечить доступное в материальном плане (желательно бесплатное) обучения по его использованию (как преподавателем, так и учеником) и переподготовку, в случае выхода новой версии - программное обеспечение, чтобы применение компьютерных технологий на уроках математики стало системным.
В стабильном функционировании и развитии корпорации Microsoft уже давно никто не сомневается, и это позволяет предположить дальнейшее развитие, при соблюдении преемственности, офисного пакета Microsoft Office. А учитывая тот факт, что программы этого офисного пакета изучаются на уроках информатики в школе, студентами в высших учебных заведениях, и то, что учителя в своей деятельности давно используют презентации, созданные в PowerPoint, становится очевидным, что найти более подходящее программное обеспечение, чем офисный пакет Microsoft Office, будет очень сложно, и даже если оно будет найдено, то его функционирование в любом случае будет опираться на продукты офисного пакета Microsoft Office. Ярким примером является внедряемый в Республике в учебный процесс продукт румынской компании Siveco Romania - программа AEL. Следовательно, перед преподавателем, желающим применять компьютерные технологии на уроке систематически, встаёт выбор:
1) либо постоянно находиться в поиске нового программного обеспечения, постоянно тратить время на то, чтобы научиться работать с ним самому и обучать этому учащихся;
2) либо остановиться на офисном пакете Microsoft Office, только один раз потратив время, для того чтобы разобраться в его возможностях (тем более что кое-что он уже умеет – создавать презентации в PowerPoint) и потом только раз в несколько лет актуализировать свои знания при выходе новой версии;
3) либо удачно сочетать первые два условия.
Что выберет преподаватель математики, учитывая постоянный дефицит свободного времени? Ответ вроде бы очевиден, учитывая наличие в пакете программы Microsoft Excel, предназначенной в первую очередь для выполнения вычислений – пункт 2 или 3. Почему «вроде бы»? Потому что, несмотря на то что уже почти десять лет говорят о возможности использования программы Microsoft Excel на уроке математики, она практически не используется. Причины кроются в следующем:
у преподавателя нет уверенности, что эта программа обладает достаточными ресурсами, для эффективного использования на уроках математики;
учитель не обладает достаточными знаниями для её использования.
Все причины связанны с отсутствием информации. Вторую причину ещё можно успешно решить - первичные знания можно получить даже из учебника информатики за 8 класс. Первая же до сих пор остаётся до конца не разрешённой. Вся информация по применению программы Microsoft Excel на уроке математики находится в сети Интернета, её мало и явно недостаточно, чтобы спровоцировать преподавателя на работу по изучению возможностей этой программы, но достаточно, чтобы предположить возможность использования при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении и контроле.
Поэтому любая работа, направленная на систематизацию установленных фактов по применению программы Microsoft Excel на уроке математики и/или тем более разработка новых способов применения будет являться актуальной. Но важнейшей задачей все же останется работа по определению соответствия MS Excel требованиям, выдвигаемым к программному обеспечению, использованному на уроке. Наиболее эффективно программное обеспечение может быть использованно для:
компьютерной визуализации учебной информации: изучаемого объекта (наглядное представление на экране монитора объекта, его составных частей или их моделей; при необходимости во всевозможных ракурсах, деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей);
осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой (констатация причин ошибочных действий обучаемого) и оценкой результатов учебной деятельности, самоконтроля и самокоррекции;
обеспечения возможности тренировки и осуществления самоподготовки учащихся;
усиления мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
индивидуализации и дифференциации процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);
высвобождения учебного времени за счет выполнения при помощи компьютера трудоемких вычислительных работ;
создания и использования баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечения доступа к сети информации;
вооружения обучаемого стратегией усвоения, учебного материала;
формирования компонентов определенного вида мышления (например, логического, за счет систематического выполнения логической последовательности всех операций, заложенных в программе),
формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;
формирования информационной культуры.
И если показать, что выполняется хоть часть из вышеизложенного, то этого будет достаточно, чтобы спровоцировать преподавателя на работу по изучению возможностей этой программы.
Вашему вниманию предлагается файл (Решение уравнений на множестве С.xls), созданный при помощи приложения MS Excel. На базе данного файла можно выстроить урок по математике в XI классе, по теме: «Решение уравнений на множестве комплексных чисел» или этот файл может быть предложен для актуализации знаний и/или самооценки учащимся. Файл содержит необходимый теоретический материал для решения некоторых уравнений на множестве комплексных чисел, к каждому типу уравнений прилагается пример с поэтапным решением. Кроме этого, файл содержит кроссворд, задания с выборочным и с кратким ответом. Предусмотрена возможность, которая позволяет учащимся следить за успешностью заполнения кроссворда и выполнения заданий.
Литература:
1. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%D0%EE%E1%E5%F0%F2_%C8_%C2_0_1994.htm
Александр Лознян [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]