Разработка урока по географии Австралия- страна-материк 7 класс
Тема урока: «Австралия – страна-материк»
Цель: сформировать общее представление о материке; познакомиться с особенностями географического положения и природы Австралия; развивать познавательный интерес средствами ИКТ.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать общее представление об особенностях земной поверхности, климата и водной системы Австралии; познакомить с новыми понятиями и определениями; продолжить формировать умения работать с различными видами карт; уметь находить и показывать предложенные географические объекты.
Развивающие:
Развивать навыки работы учащихся в группе через работу с текстом учебника и другими источниками информации; развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь; формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися; воспитывать чувство ответственности, воспитывать любовь к природе Земли, экологическую культуру учащихся; повышать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: овладение элементарными практическими умениями и знаниями, использование географических карт, ПК.
Тип урока: комбинированный. В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
Форма работы учащихся: коллективная
Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, персональный компьютер.
Основные этапы урока данного урока:
№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учителя, подготовка к уроку. 2 мин
2 Актуализация темы Формулировка темы урока «Австралия – страна-материк».
Постановка проблемного вопроса (Каковы особенности Австралии?)
Определение цели урока. Дают ответ на проблемный вопрос.
Формулируют основные цели урока. 2 мин
3 Повторение изученной темы : Северная Америка и Южная Америка Постановка вопросов учащимся.
Работают по группам и дают ответы на поставленные вопросы. 10 мин
4 Изучение нового материала Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.
Беседа с элементами самостоятельной деятельности. Выделяют информацию и фиксируют ее в своих «Маршрутных листах» 18 мин
5 Подведение итогов урока Подводит итоги урока.
Объясняет д/з (§ 51) Анализируют и закрепляют полученную информацию на уроке.
Записывают домашнее задание в дневник. 5 мин
6 Выставление оценок за урок Комментирует и выставляет оценки за урок. Выставляют оценки за урок в дневник. 3 мин
Основные методы, применяемые на уроке:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый, исследовательский.
Основные методики:
работа в группе (повторение изученной темы);
слайд-лекция.
Ход урока:
Перед уроком необходимо расставить парты так, чтобы учащиеся могли работать в группе (по 4-5 человек). На доске записаны дата и тема урока.
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.Только парус мечты вел по свету мои корабли,Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,Как кипит за кормой горький снег атлантических пенИ в начале весны голубеют фиалки в Париже. (Слайд 2).
Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация темы. Формулировка темы урока, постановка цели урока.
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Австралия – страна-материк». Исходя из темы нашего урока, давайте вместе определим цели урока:
- сформировать общее представление о материке;
- познакомиться с особенностями географического положения и природы Австралии. (Слайд 3).
Повторение изученной темы: «Северная Америка и Южная Америка»
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие к берегам самого маленького материка – к берегам Австралии. Но это путешествие будет не совсем обычным, его мы совершим на уроке, сидя за партами. (Слайд 4 ).
Для того чтобы вы смогли отправиться в путешествие, каждая команда должна приобрести билеты. Стоимость вашего билета (или другими словами, оценка) будет зависеть от количества правильных ответов: стоимостью 0-3 балла – оценка «3», стоимостью 4 балла – «4», стоимостью 5 баллов – «5».
Каждая группа получает вопросы, которые направлены на проверку знаний по изученной теме «Северная и Южная Америка». Учащиеся в течение 2-3 минут обсуждают полученное задание и отвечают на поставленные вопросы. Количество правильных ответов – это и есть «стоимость билета для путешествия», т.е. оценки, которые поучают все участники группы. (Слайд 5)
группа:
1. Как называется крайняя северная точка Северной Америки? (м. Мерчисон)
Какие горы расположены на западе Северной Америки? (Кордильеры)
Какой климатический пояс отсутствует в Северной Америке? (Экваториальный)
Как называется крупнейшее плоскогорье Южной Америки? (Бразильское)
Как называется крайняя западная точка Южной Америки? (м. 2 группа:
1. Как называется пролив, отделяющий Америку от Евразии? (Берингов пролив)
2. Как называется самая высокая точка Северной Америки? (г. Мак-Кинли)
3. Как называется крайняя южная точка Южной Америки? (м.Горн)
4. Как называется столица Мексики? (Мехико)
5. Как называется самое большое высокогорное озеро в Южной Америке? (оз.Титикака)
группа:
1. Как называется крайняя южная точка Северной Америки? (м. Марьято)
2. Как называется самая большая низменность в мире? (Амазонская низменность)
3. Как называется канал, отделяющий Северную Америку от Южной Америки? (Панамский канал)
4. Какой океан не омывает Северную Америку? (Индийский океан)
5. Какие горы расположены на востоке Северной Америки? (Аппалачи)
группа:
1. Как называется крайняя западная точка Северной Америки? (м. Принца Уэльского)
2. Северная Америка пересекается экватором? (нет)
3. Какой пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды? (пролив Дрейка)
4. Как называется столица США? (Вашингтон)
5. Как называется переходная зона между степями и лесами Северной Америки? (прерии)
группа:
1. Как называется крайняя восточная точка Северной Америки? (м. Сент-Чарльз)
2. Как называются горы, расположенные на западе Южной Америки? (Анды)
3. Как называется столица Бразилии? (Бразилиа)
4. Как называется залив на юго-востоке Северной Америки? (Мексиканский)
5. Как называется самое мощное холодное течение у берегов Южной Америки? (Течение Западных ветров)
Подведение итогов и вручение «билетов». (Слайд 6)
Билет
Дата: ___________
Маршрут «Австралия – страна – материк»
Стоимость билета: 0-3 балла
Билет
Дата: ___________
Маршрут «Австралия – страна – материк»
Стоимость билета: 4 балла
. Билет
Дата: ___________
Маршрут «Австралия – страна – материк»
Стоимость билета: 5 баллов
4. Изучение нового материала.
Учитель. Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там расцветают в октябре сады,Там протекают реки без воды(они в пустыне пропадают где-то).Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц,И там собаки лаять не умеют…(Слайд 7).
Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. О сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных – эндемики, так как встречаются, только здесь. (Слайд 8 ).
А помогут совершить нам путешествие ваши одноклассники, которые расскажут вам об особенностях Австралии.
Конечно же, как настоящие туристы в ходе нашего путешествия, вы должны заполнить маршрутные листы.(Слайд 9 ).
Маршрутный лист
ФИ ученика(цы) 1 В каких полушариях расположена Австралия? 2 Как называется океаны, омывающие материк на западе и на востоке? 3 Кто изучал Австралию? 4 Какими полезными ископаемыми богата Австралия? 5 В каких климатических поясах расположен материк? 6* Как называются пересыхающие реки? 7 Как называются крупнейшие реки Австралии? 8* Как называется крупнейшее соленое озеро материка? 9* Как называется заросли сухих кустарников? 10* Перечислить эндемиков Австралии Итак, начинаем наше путешествие (выступление учащихся)
Учащиеся заранее готовят выступление по отдельным темам. Во время выступления учащиеся заполняют «Маршрутные листы».
Географическое положение и история открытия материка. (Слайд 10 ).
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (Слайд 11 ).
Климат и внутренние воды. (Слайд 12).
Природные зоны Австралии. (Слайд 13).
5. Подведение итогов урока, сдача маршрутных листов (Слайд 14).
Итак, дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог наше увлекательного путешествия.
- Что вы узнали о географическом положении Австралии? (ответы учащихся)
- Какими особенностями природы отличается этот материк от других материков Земли? (ответы учащихся)
- А что вы можете сказать об особенностях растительного и животного мира? (ответы учащихся)
6. Запись домашнего задания: § 51
7. Выставление оценок за урок.
Методические рекомендации:
Каждый урок разрабатывается, как правило, применительно к определенным условиям, к конкретным детям. Один и тот же урок может пройти отлично в одном классе и не найти желаемого отклика у учащихся параллельного класса.
Тема урока «Австралия – страна - материк», из чего сразу предполагается, что на уроке дети познакомятся с одним из интереснейших материков на Земле. Заявленная тема урока, конечно, очень многопланова и интересна. Цель данного урока:
сформировать общее представление о материке;
познакомиться с особенностями географического положения и природы Австралия;
развивать познавательный интерес средствами ИКТ.
Тип урока: комбинированный. Это один из наиболее продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.
Представленный урок разработан для учащихся 7 класса, которые обладают хорошими показателями знаний, умений и навыков, высоким уровнем познавательного интереса.
Между учителем учениками в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства учащихся высокая, что позволяет задавать высокий темп работы и не снижать его на всех этапах урока.
Направление данной работы - страноведческое. Содержащиеся в ней тексты сопровождаются наглядными материалами.
Урок проведен в соответствии с требованиями программы и планом. Содержание урока полностью соответствует заявленной теме. Поставленная в начале урока цель полностью достигнута.
На данном уроке использовано сочетание различных методов: словесных, наглядных, практических; применяются различные формы работы на уроке – работа по группам, слайд – лекция с использованием мультимедийной презентации.
Работа, несомненно, будет полезна всем преподавателям и изучающим географию в различных учреждениях для изучения данной темы по курсу страноведения в 7 классе.