Междисциплинарный проект Олимпийская эстафета

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Междисциплинарный проект «Олимпийская эстафета»

В крупномасштабной всероссийской акции «Спортивный лонгмоб Сочи 20-14» приняли участие свыше 100 тыс. школьников России. Если сами забеги проходили практически одинаково, то предварительная подготовка к ним осуществлялась по-разному. В московской школе «Премьер» был проведен междисциплинарный проект «Олимпийская эстафета», который длился целый день.

Зажечь огонь
Познакомившись с идеей лонгмоба, я решил, что непременно проведу его у себя в школе в конце сентября. В это время по программе заканчиваются уроки легкой атлетики, организм детей готов к нагрузке на выносливость и погода, как правило, стоит очень теплая. Осталось только получить разрешение у директора.
К нашему удивлению, он, хоть и понял полезность этого мероприятия, не стал принимать решение самостоятельно, а предложил вынести идею на обсуждение коллектива. Дело в том, что ровно в 14 часов у нас в школе начинается шестой урок, и, естественно, он «пропадет», причем у всех классов, а у нас в частной школе каждый урок оплачивается родителями. Если понимание значимости мероприятия у детей не вызывало сомнения, то принятие идеи всеми педагогами школы, а главное – родителями, было под вопросом.
Инициативу не пропускают сверху? Значит, нужно идти другим путем. Я пообщался с заместителями директора по учебной и внеклассной работе, они поддержали идею, но остались сомнения в единодушной поддержке лонгмоба всеми педагогами. Затем я поговорил с учителями, которые много лет работают в школе. Они тут же начали придумывать варианты, как можно дать детям предварительную информацию. Учителя иностранного языка показали мне различные тексты об Олимпийских играх в учебниках, преподаватели математики стали придумывать задачи, решив которые, дети могут определить в процентах свой вклад – как личный, так и общешкольный – в суммарный километраж...
Постепенно сомнения отпадали. На заседании методического совета, куда приглашаются заместители директоров и председатели методических объединений, мы решили воплотить в жизнь междисциплинарный проект. На первых пяти уроках согласно расписанию расскажем детям об истории олимпийского движения, символике Игр, истории их возникновения. Не обязательно, чтобы этому был посвящен целый урок: достаточно 5–10 мин. На шестом уроке вся школа выйдет на лонгмоб, а в конце дня будет выпущена стенгазета в виде пяти переплетенных колец, в которой ребята представят, чему они научились в этот день. На каждом кольце – информация, полученная на уроках одного методического объединения: на синем – физической культуры, технологии и искусства, на черном – иностранных языков, на красном – истории и обществознания, на желтом – математики, на зеленом – русского языка и литературы.
Холода и дожди, которые обрушились на Москву в начале осени, сильно подпортили школьный беговой круг, а дети и взрослые были заняты подготовкой к празднованию Дня учителя. Поэтому мы решили провести лонгмоб на следующей после праздника неделе – 10 октября.

Донести до детей
На общешкольном совещании мы довели информацию о предстоящем мероприятии до всех учителей, познакомили с сайтом лонгмоба и дали задание – подготовиться к олимпийским урокам. В качестве примера предложили воспользоваться методическими материалами, которые представлены на официальном сайте Олимпийских игр в Сочи. Возражений не последовало. А 5 октября администрация школы сделала педагогам подарок – наградила поездкой в подмосковный дом отдыха, где мы решили провести учительский лонгмоб. По стечению обстоятельств сроки нашей поездки совпали со временем прибытия в Москву олимпийского огня. Обсуждая эту тему, мы придумали название для междисциплинарного проекта – «Олимпийская эстафета», на котором будем передавать детям знания от предмета к предмету, а наш учительский лонгмоб передаст эстафетную палочку основному забегу. Дети с радостью восприняли идею двигаться ради общей цели – внести свой вклад в развитие олимпийского движения.
Затем было решено провести тренировочный забег в одном классе, чтобы проверить, сможем ли мы через несколько дней организовать мероприятие с учащимися всей школы, и определить возможные проблемы. Первое, что бросилось в глаза, – время, которое затратили ребята на переодевание, а следовательно, одной перемены для всех учащихся не хватит. Мы решили, что будем проводить забег по кругу протяженностью 250 м на территории школы. Для подсчета количества преодоленных кругов использовали жетоны, которые выдавали участникам по завершении круга. Помочь мне в этом вызвалась коллега – учительница математики. Так как мы не могли предположить, сколько кругов пробегут школьники, жетонов на последний круг не хватило.
Во время предварительного забега выяснилось, что в среднем ученик может пробежать 10 кругов. Зная примерное количество участников, мы подсчитали, сколько жетонов нужно заготовить. Учитель информатики, который вызвался фотографировать участников лонгмоба, во время тренировочного забега искал наиболее удачные точки и ракурсы для съемки.
В школе есть переносное табло с функцией обратного отсчета времени, однако я никогда не использовал его на улице. Мне было интересно, будет ли оно работать при холодной температуре. Протянув удлинитель и установив табло на теннисном столе, и дети смогли получать информацию о том, сколько времени остается до окончания забега. По истечении 20 мин. раздался звук сирены, который было слышно почти на всем кругу.
Неожиданно на территорию школы заехала машина. Мы предупредили заместителя директора, чтобы во время основного забега ворота не открывали. Обратили внимание и на тот факт, что на дистанции находились наши сотрудники. С ними тоже была проведена беседа о предстоящем мероприятии: трасса для массового забега должна быть по возможности свободной от посторонних.
По окончании тестового забега одна девочка неважно себя почувствовала. Я бежал вместе с детьми и не смог вовремя заметить, когда она устала. Мы поняли, что подобные мероприятия без медицинского работника проводить нельзя. Еще я обратил внимание на то, что в ожидании подсчета результатов дети быстро мерзнут и начинают кашлять. Значит, нужно ускорить подсчет или сразу переодеть детей и напоить их горячим чаем.
Началась подготовка педагогов. Учителя математики указали мне на то, что на сайте Игр в Сочи нет разработок по их предмету, и стали готовить собственные задания. Преподаватели иностранных языков пересмотрели планирование занятий и перенесли тему об Олимпийских играх и Пьере де Кубертене на текущую неделю; учащиеся 11-го класса решили пригласить на урок маму одной из учениц – Мастера спорта по прыжкам в воду. Различные идеи предлагали и другие учителя-предметники.

Разделить радость
Настал долгожданный день. На переменах по школьному радио играли спортивные песни разных лет, на занятия приходил фотограф, чтобы запечатлеть все происходящее. Чем же занимались ученики?
Учитель технологии предложила ребятам из 5–7-х классов сделать аппликацию – олимпийский символ или талисман. Старшеклассники узнали, что в подготовке к Играм участвуют не только спортсмены, но и художники и дизайнеры одежды, лучшие портные стран шьют форму для олимпийцев. Детям рассказывали, как отражена олимпийская тема в живописи и скульптуре.
На уроках иностранных языков читали и обсуждали рассказы об известных олимпийцах и паралимпийцах, знакомились с историей возникновения талисманов Олимпийских игр, биографией Пьера де Кубертена и об Играх, проходивших в странах изучаемого языка.
На уроках русского языка пятиклассникам было дано задание написать небольшое сочинение о том, почему они любят заниматься тем или иным зимним видом спорта. В шестом классе ребята объясняли значения заимствованных слов, таких как фристайл, сноуборд. Больше всех повезло семиклассникам: им был предложен диктант по олимпийской тематике, слова для которого на предыдущем уроке подобрали десятиклассники.
На уроках физической культуры при изучении баскетбола ребята узнали, когда этот вид спорта был впервые представлен на Олимпийских играх и каких успехов в нем добились советские спортсмены.
На уроках истории ребята знакомились с историей возникновения Олимпийских игр в Древней Греции и возрождения Игр.
И вот настал час забега. Учителя отпустили детей чуть раньше с пятого урока, чтобы никто не опоздал на старт. Выход на улицу послужил своеобразной тренировкой по эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации.
На старте все участники были распределены на три стартовых кармана в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности. Напротив линии старта каждой располагался ответственный для подсчета результатов и выдачи жетонов, назначенный из числа педагогов, имеющих проблемы со здоровьем.
Перед началом забега всем были даны инструкции по проведению забега, методике подсчета кругов, правилам поведения на дистанции. Особое внимание обратили на то, чтобы участники, которые будут идти пешком, держались правой стороны и не мешали бегущим, которые могут обгонять их по нескольку раз.
Один мальчик пожелал плыть в течение 20 мин. и стартовал в школьном бассейне. Отрадно, что в забеге приняла участие и директор школы, а ход забега комментировал заместитель директора по внеклассной работе.
После забега все собрались на площадке перед школой. Пока производился подсчет результатов, ребята пили чай из термосов, а затем выстроились, изображая олимпийский символ, для совместного фотографирования. Лонгмоб завершился объявлением результатов и радостным ликованием.

Не дать потухнуть
После забега, который стал своеобразным апогеем, олимпийские уроки продолжались. Учителя математики предложили детям решить следующие задачи:

1. Определите среднюю скорость каждого класса – участника лонгмоба, если длина круга составила 250 м, а 9 учеников 5-го класса в сумме пробежали 93 круга, 5 учеников 6-го класса – 68 кругов, 5 учеников 7-го класса – 62 круга, 17 учеников 8-го класса – 175 кругов, 4 ученика 9-го класса – 39 кругов, 6 учеников 10-го класса – 72 круга, 7 учеников 11-го класса – 55 кругов.
2. Длина экватора составляет 40 075 км. Участники пробега преодолели расстояние 178 168 м. Какую часть экватора это составляет?

В завершение детям было предложено заполнить электронную форму – своеобразную рефлексию мероприятия. Многие отметили, что в этот день узнали много нового об Олимпийских играх, а междисциплинарный проект позволил им глубже и с разных сторон погрузиться в изучаемую тему.
На следующей неделе в школе было проведено награждение всех участников лонгмоба. Каждый вышедший на дистанцию получил свидетельство. По дополнительному свидетельству получили еще и те ребята, которые участвовали в тестовом забеге, а также учителя, которые участвовали в учительском лонгмобе.

15