«Формирование УУД обучающихся начальной школы с использованием проблемно-диалогической технологии»


Тема «Формирование УУД обучающихся начальной школы с использованием проблемно-диалогической технологии»
22 марта 2016 год
Лебедева О.Б.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Цель : познакомить присутствующих с проблемно-диалогической технологией, способствующей формированию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.
Задачи:
раскрыть сущность технологии проблемного диалога, которая представляет собой современную образовательную технологию, посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость применения данной технологии , убедить педагогов в целесообразности применения в практической деятельности на уроках.
План :Вступление.
СЛАЙД 1
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию презентацию на тему:«Формирование УУД у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира» с использованием проблемно -диалогической технологии.
2. Данная технология используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием знаний». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете. Прежде чем подробно познакомить вас с этой технологий, хочу спросить: «Уважаемые коллеги, задумывались ли вы над вопросом, почему один урок пролетает как минута, а другой тянется как вечность?» Вывод прост: на одном уроке дети пассивные слушатели, а на другом –творцы и открыватели нового!
3. Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».
СЛАЙД 2 далее по щелчку
В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Основа школьного обучения – научное творчество.
СЛАЙД 3 далее по щелчку
4. Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации: с противоречия. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Потом запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез.Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей.
Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Исследователь выражает новое знание научным языком и представляет его аудитории через публикацию или в устном выступлении.
Всё заканчивается четвертым звеном- реализация продукта.
Таким образом, я рассказала о научном творчестве как процессе открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена:
постановка проблемы
поиск решения
выражение решения
реализация продукта.
Но подчеркну, что исследователь открывает знания сам, а ученикам помогает учитель. Думаю, вы уже поняли, что смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что именно педагог в ходе специально выстроенного диалога должен «пропустить» школьников через все звенья творчества, начиная с постановки учебной проблемы до реализации продукта.
Технология проблемного диалога предусматривает разные приемы создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приема собственный текст диалога.
СЛАЙД 4 ( по щелчку)
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».
Например, урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
Слайд 5 (по щелчку)
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. «Вопрос был один? А мнений сколько?» «Задание было одно?
А выполнили вы его как?». «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».
Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Слайд 6 ( по щелчку)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
Например: Урок окружающего мираКак вы думаете, много ли растений в пустыне?
Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.) Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Слайд 7 ( по щелчку)
Приём 4
Проблемная ситуация с затруднением, дать практическое задание, не выполнимое вообще.«Могут ли …?
- Посмотрите на картинки на с.6-7.Что здесь изображено?
-Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.- Запишите слова-названия предметов.
(Возникает затруднение)
- Вы смогли выполнить задание?
- Нет. Мы не умеем писать.
Что вызвало затруднение?
- Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?
Слайд 8 ( по щелчку)
Прием 5. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Например: Урок математики умножение на двузначное число
Слайд 9 ( по щелчку)
Прием 6. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Слайды с 10-11
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
Слайды 12-25
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
В основу урока положена проблемно- диалогическая технология формирующая универсальные учебные действия.
Слайды 26-27( по щелчку)
Ребята учились:
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.
Проблемный диалог- не новая технология: его давно и успешно используют педагоги страны. Хочется надеяться, что в пользу проблемного диалога будет и ваш выбор!
Слайд 26( последний)