ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Лихачёва Т.А., методист, преподаватель английского языка,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж»
В условиях глобальной информатизации дидактические свойства Интернет-технологий основываются на двух самых важных функциях Интернета – информационной и коммуникативной (текстовая презентация информации; визуальная информация; звуковая презентация информации; интегрированная презентация информации; поиск информации; загрузка и передача информации; хранение информации; классификация и структурирования информации). Обучение с применением Интернет-технологий требует дидактической системы, основанной на личностно-ориентированном подходе к процессу обучения. Этот подход базируется на формировании критического и творческого мышления.
Для каждого преподавателя очень важным в его работе есть повышение эффективности занятия. Работая в колледже 21 год, я сделала для себя вывод, что занятие будет эффективным тогда, когда оно будет в первую очередь интересным как для преподавателя, так и для студентов. Оно должно иметь коммуникативную направленность, каждый студент должен ощущать себя непосредственным участником речевого процесса (иноязычной речевой деятельности). В последнее время я и мои студенты с удовольствием участвуют в проектировании наших занятий. Проект — целевой акт деятельности, в основе которого лежат интересы студентов.
Прежде всего я считаю, что проектная работа помогает всем студентам работать вместе и делиться своими умениями и опытом. Это очень хорошая возможность для студентов с недостаточным уровнем речевой подготовки проявить нелингвистические способности, потому что некоторые из них прекрасно рисуют, поют, делают замечательные мультимедийные презентации. Они имеют артистичные способности, безграничную фантазию. Поэтому в проектной работе они делают то, что им удается лучше всего. Это стимулирует к деятельности.
Главные цели введения в образовательный процесс метода проектов: показать умение отдельного студента или группы студентов использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знание о нем; продемонстрировать уровень владения иностранным языком; подняться на высшую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Опыт работы с методом проектов позволяет выделить основные требования к использованию метода проектов, а именно:
1. Наличие значущей в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, которая требует интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения разных праздников в англоязычных странах – St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother's Day, организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодёжи …);
2. Практическая, теоретическая значимость предвиденных результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов на занятии или дома;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы её решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректирование, выводы.
Преподаватель играет большую роль при подготовке презентаций проектов. Он должен выступать в роли руководителя и консультанта, а также подсказывать лексику и корректировать грамматические конструкции, если в этом есть необходимость. Оценку выполнения проекта могут осуществлять как сами участники группы путем голосования, так и преподаватель самостоятельно оценивает проекты студентов, при этом обязательно нужно указывать слабые и сильные стороны каждого проекта.
Виды проектов, периодичность проведения, специфика организации, способ привлечения студентов, тематика проектов и форма их презентации имеет как типовые, так специфические черты. Но привлечение студентов к работе над проектом происходит в определенной последовательности (выбор темы, постановка задач, обсуждение процесса выполнения, распределение обязанностей, обсуждение конечного практического результата, сбор информации, накопление материалов, поиск дополнительной информации, обсуждение первичных результатов, использование собранного материала в групповой коммуникации, оформление продукта проектной деятельности, подготовка презентации, презентация проектов, подведение итогов) создает реально-практическую потребность в использовании студентами иностранного языка: чтение иноязычной литературы, подготовка сценариев, альбомов, каталогов, видео-презентаций, переводов поэтических текстов.
При изучении темы «Деловая поездка за границу» студентам предлагается выполнить проект «Деловая поездка в Лондон» в виде мультимедийной презентации. Для успешной реализации мною создано «Мультимедийное сопровождение проектной деятельности», разработаны инструкционные карточки на каждое занятие с поэтапным выполнением проекта: описать цель поездки, описать вещи, необходимые для поездки, составить маршрут из Амвросиевки в Лондон разными видами транспорта, выбрать отель и описать условия проживания, подсчитать стоимость билетов, номера в отеле, подсчитать общую сумму затрат на поездку. При подготовке проекта студенты пользуются системой интернет для поиска необходимой информации на англоязычных сайтах, учатся анализировать, выбирать главное.
Отличительной чертой занятий иностранного языка является коммуникативность. Очень важно обеспечить речевую активность каждого студента на протяжении всего занятия . Для эффективного формирования навыков и умений речи необходимо использовать упражнения, которые помогают преодолеть языковой барьер в разных ситуациях речи. В своей педагогической деятельности я стараюсь решить эту проблему, используя дидактический материал. Это разнообразные таблицы, опорные схемы, коллажи, буклеты, мультимедийные сопровождения занятий. Для тренировки студентов в составлении собственных высказываний о своём отношении к проблеме использую опорные схемы:
Фрагмент изучения темы: Тема: Культурная программа
(Студентам предлагается прослушать три отрывка из музыкальных произведений, которые сопровождаются видео сюжетами, потом им необходимо высказаться о своих чувствах и эмоциях, используя опорную схему)
Очень большую роль в активизации познавательной деятельности студентов играет использование кинофильмов, мультфильмов, учебных фильмов, видеолекций на английском языке с субтитрами на занятиях.
Каждый из методов обучения имеет определенные преимущества и недостатки. Эффективность их применения определяется спецификой конкретного процесса обучения. Универсальных рекомендаций относительно состава и применения методов обучения не существует. Педагог самостоятельно принимает решение об использовании того или другого метода на основе своего собственного опыта, особенностей студенческой аудитории с целью максимальной эффективности процесса обучения.
Учебные занятия для меня и моих студентов — постоянный поиск, общая работа, в основе которой доверие и общее желание достичь желательный результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учебн. пособие. — К.: Вища школа, 1990. — С. 15.
Цимбал О. М. Проектна технологія в основній та старшій школі в процесі викладання англійської мови. Критичне мислення. Громадянська освіта.- Х.: Основа, 2008.