Роль юридических и лингвистических словарей в повышении интереса у учащихся к правовым дисциплинам

«РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Р.К. Нурканова

В современных социально-экономических условиях, в условиях ускоренного технического прогресса, овладение знаниями и профессиональными умениями специалистами, становится непреложным законом жизненной необходимости. Конкурентоспособная экономика требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности. Сегодня на рынке труда востребованы профессионалы, которые владеют не только объёмом информации, а умеющие творчески, самостоятельно находить, усваивать и пользоваться ею в практической деятельности. Важно не просто подготовить нужных специалистов, а сделать их востребованными и конкурентоспособными. Поэтому для педагогов средне - специальных учебных заведений важно обеспечить качество профессионального образования. Недостаточность профессиональных знаний и практических навыков, неумение творчески подходить к делу, использовать специальную терминологию в ходе своей профессиональной деятельности приводит к невостребованности выпускников учебных заведений.
Для повышения интереса к правовым дисциплинам, развития способностей студентов, как будущих специалистов, необходимо применять разнообразные методы обучения.
Так, в ходе изучения правовых дисциплин юристами и учащимися других специальностей, я использую юридические и лингвистические словари. Использование словарей в учебном процессе даёт учащимся:
Формируются знания, умения, навыки, т. е учащиеся, учатся применять свои знания.
Происходит подготовка к профессиональной деятельности.
Обсуждение способствует закреплению знаний.
Достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.
Успешное изучение права невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это требует ярких фактов и использование активных форм, в том числе использование не только учебников, нормативных правовых актов, а так же юридических и лингвистических словарей. Так как среднее специальное учебное заведение является связующим звеном: колледжуниверситет; колледжтрудовая деятельностьзаочная форма обучения; колледжтрудовая деятельность, качество приобретенных знаний по юридическим дисциплинам должно быть высоким. Почему? Дело в том, что выпускники средне - специальных учебных заведений могут в дальнейшей своей жизни не получить высшего образования и те знания, приобретенные в колледже, останутся реализованными в большей или меньшей степени. И осознанное профессиональное применение юридических терминов, понятий, позволит им качественно исполнять свои функциональные обязанности, работая сотрудниками канцелярии суда, помощниками нотариуса или сотрудниками органов внутренних дел.
Познавательная эффективность учащихся в работе с юридическими словарями позволяет углубить знания, усвоить профессиональные функции на личном уровне.
Воспитательная функция проявляется в том, что коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, уважение к иному мнению, внимание к той информации, которую излагают учащиеся.
При работе с юридическими словарями на различных этапах занятия фактически вся аудитория вовлекается в работу, даже самые ленивые и слабоуспевающие.
Так, например: при изучении спецкурса «Прокурорский надзор», учащиеся знакомятся со специфическими юридическими терминами, касающиеся именно данной сферы надзорной деятельности. Спецкурс предполагает изложение теоретического материала, а чтобы привлечь учащихся к совместной работе, я использую юридические словари. Перед изучением новой темы дается домашнее задание. Например: найти в юридическом словаре или толковом словаре русского языка определение слова, понятия, термина (Великая Хартия вольностей, прокурор, гражданин, принцип, задача, свобода, экстремизм, наркотики, прекурсоры). И при изложении нового материала, я обращаюсь к учащимся за помощью в расшифровке понятия, слова, термина. Учащиеся зачитывают подготовленную информацию и сопоставляют данные. Так как работают с различными словарями, то и информация бывает не одинаковой. А это заставляет учащихся внимательно прислушиваться к изложению подготовленного материала сокурсниками, находить единство и противоречия. Разнообразие позволяет расширить профессиональный и общий кругозор учащихся. Работа со словарями даёт возможность научиться работать самостоятельно каждому учащемуся, уметь «читать» словарь и анализировать собранный материал. Самостоятельная или парная работа со словарями в библиотеке повышает интерес к изучаемому материалу, дисциплине, заставляет «проснуться» духу соперничества (кто больше, а самое главное - интересную информацию «добудет» - тот и будет на занятиях в центре внимания у учащихся и преподавателя).
Так, например: при изучении дисциплины «Основы права» у учащихся специальности СЭГН (Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ) познают элементарные юридические нормы, а для этого нужно понимать лексическое значение слова, т.е. смысловую нагрузку несущее определенное слово. Для учащихся даётся домашнее задание: «Что означают слова: мораль, совесть, добродетель, порок, стыд, нравственность?» и как вы понимаете слова древнеримского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». И утверждение древнеримского оратора Цицерона: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели». Что несёт в себе высказывание французского писателя В. Гюго: «Высокий суд – суд совести». Это задание заставляет основательно поработать с учебниками и со словарями, даже со словарями по философии.
А также при изучении правоведами дисциплин: нотариат, судебное делопроизводство в тетрадях для семинарских занятий мы отводим несколько страниц для глоссария. Глоссарий - собрание глосс непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Данный глоссарий является оценочным итоговым материалом для учащихся, как после изучения определенной темы, так и после изучения определенной дисциплины.
Из изложенного выше можно сделать вывод: работа с юридическими и лингвистическими словарями позволяет пробудить интерес к правовым дисциплинам, развивать любознательность, стремление к пополнению знаний, расширить общий кругозор. Словари помогают понять юридические термины и лексическое значение слов, грамотно писать слова. А это важно для будущих сотрудников правоохранительных органов при оформлении протоколов, повесток и других документов, помогают формированию и расширению общего словарного запаса и специальных слов, применяемых в юридической практике.
Использование словарей в качестве справочника и учебного материала дает преподавателям возможность применять их как на различных уроках (лекциях, практических занятиях), так и на различных этапах урока.
А самое главное – выработать у учащихся потребность обращаться в работе к юридическим и лингвистическим словарям, научить самостоятельно, добывать знания, умело и уместно профессионально использовать юридические термины и слова в своей речи во время обучения, так и в своей дальнейшей профессиональной деятельности.











15