Проектная деятельность при обучении общественно-экономическим дисциплинам
ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»,
г. Рыльск, Курская область.
Тема: Проектная деятельность при обучении
общественно-экономическим дисциплинам
Зиновьев Павел Вячеславович, преподаватель общественных дисциплин.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Какую роль должно играть среднее специальное учебное заведение (далее – ССУЗ), и каким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни? Выпускник, который будет жить и трудится в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.
В «Концепции модернизации российского образования», отмечается, что основными целями образования являются:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме студент ССУЗ становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мной общественно-экономических учебных дисциплин, определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Способствовать формированию у студентов ключевых компетенций:
информационной - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативной - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальной - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметной - способность применять полученные знания на практике.
Но реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий.
Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
обеспечить высокий уровень знаний студентов, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
развивать каждого студента как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс;
формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.
На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность.
Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком.
В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.
Опираясь на эти работы, для себя я определил что из себя представляет учебный проект.
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
К важным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: студент стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с преподавателем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам студент.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Технология проектной деятельности
Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.
I. Проблемно-целевой этап:
На первом этапе мы со студентами выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.
II. Этап разработки сценария и технического задания
·
На данном этапе студенты отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.
III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Студенты дорабатывают продукт.
V. Этап презентации - публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проектной работы студентами проекта.
Классификация учебных проектов
Принято различать несколько классификаций учебных проектов.
1. Классификация проектов по доминирующей деятельности студентов.
2. Классификация по комплексности и характеру контактов.
3. Классификация проектов по продолжительности
Главная педагогическая цель любого проекта формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из общего списка, предложенного ниже. К ним относятся:
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования
умения взаимодействовать с любым партнером
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулся на своих уроках:
недостаточность и неравномерность общей подготовки студентов;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь мне пришла проектная технология.
Я пошёл по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей.
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений студентов. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Также метод проектов очень часто я использую и в кружковой работе. На сегодняшний день у меня несколько таких проектов, посвящённых памятным историческим событиям и государственным праздникам. Например, посвящённые Дню народного единства, государственным символам России и другие.
Указанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавании общественно-экономических дисциплин.
Результативность.
Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
Вывод.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень грамотности, внутреннюю мотивацию студентов, их уровень самостоятельности, толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
15