Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Методические рекомендации для студентов
по выполнению практических работ
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
2016г.
Содержание
1 Пояснительная записка
4
2 Перечень практических занятий для студентов
5
3 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
54
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности среднего профессионального образования.
Организация практических занятий студентов регулируется учебным планом и федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
В соответствии с выше перечисленными нормативными документами определяется объем часов, отводимых на практические занятия, выполнение которого является обязательным для каждого студента.
Целью практических занятий является закрепление полученных знаний и овладение умениями и навыками по дисциплине Информатика и ИКТ, а также формирование общих и профессиональных компетенций.
В результате выполнения заданий для практических занятий формируются:
умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;
самостоятельность, ответственность;
творчество, инициативность, уверенность;
навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Оценивание работы студента производится по пятибалльной системе, полученные отметки выставляются в журнал и учитываются при выставлении общей оценки за семестр и курс обучения.
Перечень практических занятий
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc348603940"14Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление. 13 PAGEREF _Toc348603940 \h 1461515
13LINK \l "_Toc348603941"14Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. 13 PAGEREF _Toc348603941 \h 1481515
13LINK \l "_Toc348603942"14Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления 13 PAGEREF _Toc348603942 \h 14111515
13LINK \l "_Toc348603943"14Программная реализация несложного алгоритма 13 PAGEREF _Toc348603943 \h 14141515
13LINK \l "_Toc348603944"14Создание архива данных. Извлечение данных из архива. 13 PAGEREF _Toc348603944 \h 14161515
13LINK \l "_Toc348603945"14Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах 13 PAGEREF _Toc348603945 \h 14191515
13LINK \l "_Toc348603946"14Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. 13 PAGEREF _Toc348603946 \h 14211515
13LINK \l "_Toc348603947"14АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике 13 PAGEREF _Toc348603947 \h 14241515
13LINK \l "_Toc348603948"14Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 13 PAGEREF _Toc348603948 \h 14261515
13LINK \l "_Toc348603949"14Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств 13 PAGEREF _Toc348603949 \h 14281515
13LINK \l "_Toc348603950"14Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. 13 PAGEREF _Toc348603950 \h 14301515
13LINK \l "_Toc348603951"14Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту 13 PAGEREF _Toc348603951 \h 14331515
13LINK \l "_Toc348603952"14Работа среде MsWord: работа с текстом, изображением, использование систем проверки орфографии и грамматики. 13 PAGEREF _Toc348603952 \h 14361515
13LINK \l "_Toc348603953"14Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей) 13 PAGEREF _Toc348603953 \h 14391515
13LINK \l "_Toc348603954"14Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 13 PAGEREF _Toc348603954 \h 14411515
13LINK \l "_Toc348603955"14Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. 13 PAGEREF _Toc348603955 \h 14431515
13LINK \l "_Toc348603956"14Создание и редактирование графических объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 13 PAGEREF _Toc348603956 \h 14451515
13LINK \l "_Toc348603957"14Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования 13 PAGEREF _Toc348603957 \h 14461515
13LINK \l "_Toc348603958"14Демонстрация систем автоматизированного проектирования 13 PAGEREF _Toc348603958 \h 14471515
13LINK \l "_Toc348603959"14Построение графиков в системе MathCAD 13 PAGEREF _Toc348603959 \h 14491515
13LINK \l "_Toc348603960"14Браузер. Примеры работы с Интернет-СМИ. Поиск информации в сети Интернет 13 PAGEREF _Toc348603960 \h 14521515
15
Практические занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Тема 1.2 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
Цель занятия: изучить особенности установки ПО, способы получения программ с серверов данных.
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет, пакет офисных программ OpenOffice.org 3.3.0
Теоретическая часть:
Программное обеспечение - это совокупность программ, обеспечивающих работоспособность самой информационной системы и решение задач организации. Для его обозначения используется термин Software - программное обеспечение, подчеркивающее способность программного обеспечения модифицироваться, развиваться и приспосабливаться.
Инсталляция – процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя. Выполняется особой программой (пакетным менеджером), присутствующей в операционной системе (например, RPM и APT в Linux, Установщик Windows в Microsoft Windows), или же входящим в состав самого программного обеспечения средством установки.
Обновление – процесс, в ходе которого программа дополняет или заменяет свои исполняемые или вспомогательные файлы до новых версий. Обновление может происходить как посредством сети интернет, так и из локальных источников.
Свободное программное, свободный софт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в отношении которого права пользователя («свободы») на неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищены юридически [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при помощи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Выполнение работы:
Инсталляция свободно распространяемого приложения ОС Linux - пакета офисных программ OpenOffice.org
В локальной сети найти файл OpenOffice.org 3.3.0, установить на свой компьютер пакет офисных программ OpenOffice.org. Просмотреть каждую предлагаемую программу и найти 2 отличия от аналогичного офисного пакета Microsoft Office.
Инсталляция свободного программного обеспечения K-Lite Codec Pack.
В сети Интернет через поисковой сайт найти и установить на свой компьютер K-Lite Codec Pack универсальный набор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (декомпрессоров) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов. В пакет входит большое число свободных ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), либо бесплатных ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) кодеков и утилит. Дать ответ на вопрос: Что изменилось в работе компьютера после установке данной программы?
Показать преподавателю установленные программы, дать ответы на вопросы, удалить установленное ПО
Контрольные вопросы:
Что такое программное обеспечение?
Как происходит его инсталляция ПО?
Для чего выполняется обновление ПО?
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Цель занятия: выяснить отличия между различными видами ПО, изучить особенности обновления программ.
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет, бесплатная программа для работы с растровой графикой Paint.net 3.5.6
Теоретическая часть:
Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно - распространяемые.
Лицензионное программное обеспечение – программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей. Обычно лицензия на программное обеспечение разрешает получателю использовать одну или несколько копий программы, причём без лицензии такое использование рассматривалось бы в рамках закона как нарушение авторских прав издателя. По сути, лицензия выступает гарантией того, что издатель ПО, которому принадлежат исключительные права на программу, не подаст в суд на того, кто ею пользуется.
Свободно распространяемое программное обеспечение – программное обеспечение, в отношении которого права пользователя («свободы») на неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищены юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий.
Одним из наиболее актуальных на данный момент способов обновления ПО является обновление через сеть интернет. Такой тип обновления имеет несколько различных способов его проведения, таких как:
Автоматическое обновление – программное обеспечение периодически связывается с мастер - сервером для проверки появления новых версий. В случае их наличия, ПО автоматически начинает обновление, по завершении которого уведомляя об этом пользователя.
Полуавтоматическое обновление – сходно с автоматическим, при наличии новых версий ПО открывает диалоговое окно, в котором уведомляет пользователя о необходимости обновления и запрашивает его подтверждение.
Ручное обновление – в данном режиме ПО может вообще не связываться с сервером самостоятельно, либо при наличии новых версий уведомлять пользователя посредством всплывающей подсказки или непосредственно в окне программы. Однако сама процедура обновления должна быть принудительно запущена пользователем в соответствующем меню программы.
Выполнение работы:
Найти в сети Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:
информация
информационные
технологии
информационно-телекоммуникационная
сеть
доступ к информации
конфиденциальность
информации
электронное
сообщение
документированная
информация
Установка свободного программного обеспечения CPU-Z
Найти в сети Интернет через поисковые сайты программу CPU-Z. Выяснить основные функции этой программы, определить технические характеристики вашего компьютера.
Обновление графического редактора
Обновить через сеть Интернет Paint.NET 3.5.6. Создать в графическом редакторе произвольный рисунок.
Показать преподавателю установленные программы, дать ответы на вопросы, удалить установленное ПО
Контрольные вопросы:
В чем отличие лицензионного ПО от свободного?
Какие существуют способы обновления ПО через интернет? В чем их различие?
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.1 Информация, измерение информации.
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления
Цель занятия: выяснить особенности дискретного представления информации, научиться переводить числа в различные системы счисления
Теоретическая часть:
Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1.. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение.
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.
Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.
Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель– минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее). Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).
Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды. Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.
Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды, которая потом заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.
В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией.
Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок.
Существует множество различных форматов представления видеоданных.
В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave – чередование аудио и видео).
Существуют различные системы счисления – позиционные (двоичная, восьмиричная, десятичная, шестнадцатиричная и др.) и непозиционные (римская).
Выполнение работы:
Перевести в двоичную систему счисления следующие числа:
1413 EMBED Equation.3 1415,А1 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415
Перевести в восьмиричную систему счисления следующие числа:
7413 EMBED Equation.3 1415,ВС 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415
Перевести в десятичную систему счисления следующие числа:
110011013 EMBED Equation.3 1415,4С 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415
Перевести в шестнадцатиричную систему счисления следующие числа:
7413 EMBED Equation.3 1415,165 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415
Контрольные вопросы:
Что такое дискретное представление информации?
Что такое разрядность?
Что такое разрешение?
Перечислите алфавиты систем счисления
Тема 2.2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Программная реализация несложного алгоритма
Цель занятия: познакомиться с языком программирования Pascal, научиться писать простейшие программы с помощью операторов Pascal и компилировать их.
Оборудование: персональный компьютер, язык программирования Pascal
Теоретическая часть:
Алгоритм набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.
Существует три основных типа алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический. Все остальные алгоритмы строятся на основе этих основных.
Программа - это упорядоченная последовательность действий для ЭВМ, реализующая алгоритм решения какой-либо задачи
Структура программы Pascal имеет вид
Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN. Каждое предложение (инструкция) программы заканчивается точкой с запятой.
Текст программы заканчивается служебным словом END и точкой
Выполнение работы:
«Реализация алгоритма сложения двух чисел на языке Pascal»
Запустить Pascal
Создать и сохранить новый файл Summa.pas
Написать программу и запустить ее с помощью нажатия клавиш CTRL+F9
Program Summa_1;
Название программы
Var
A, B,C: real;
Раздел объявления переменных
Переменные А, В, С имеют вещественный тип (действительные числа)
Begin
Начало тела программы
Readln(A,B);
Ввод с клавиатуры двух чисел
C:=A+B;
Выполнение суммирования
Writeln(сумма = ’, c:6:2);
Вывод значение суммы на экран
Readln;
Пауза до начатия клавиши Enter
End.
Конец тела программы
Изменить данную программу так, чтобы получить еще и разность этих чисел.
Составить программу вычисления площади квадрата. Сторона квадрата задается пользователем с клавиатуры
Контрольные вопросы:
Что такое алгоритм?
Какие виды алгоритмов бывают?
Перечислите известные вам операторы языка программирования Pascal?
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Цель занятия: научиться работать с программой-архиватором, изучить различные способы архивации.
Оборудование: персональный компьютер, набор произвольных файлов различных типов, архиватор WinRar.
Теоретическая часть:
Архиваторы – это программы для создания архивов. Архивы предназначены для хранения данных в удобном компактном виде. В качестве данных обычно выступают файлы и папки. Эффективность сжатия является важнейшей характеристикой архиваторов. От нее зависит размер создаваемых архивов. Чем меньше архив, тем меньше места требуется для его хранения. Для передачи нужна меньшая пропускная способность канала передачи или затрачивается меньшее время. Преимущества архивов очевидны, если учесть, что данные уменьшаются в размере и в 2 раза, и в 5 раз.
Основным недостатком архивов является невозможность прямого доступа к данным. Их сначала необходимо извлечь из архива или распаковать. Операция распаковки, впрочем, как и упаковки, требует некоторых системных ресурсов. Это не мгновенная операция. Поэтому архивы в основном применяют со сравнительно редко используемыми данными. Например, для хранения резервных копий или установочных файлов.
Степень сжатия в основном зависит от исходных данных. Хорошо сжимаются почти все предварительно несжатые данные, например, исполняемые файлы (EXE), тексты (TXT , DOC), базы данных (DBF ), простые несжатые изображения ( BMP ). Ограниченно сжимаются несжатый звук ( WAV ), сложные несжатые изображения ( BMP ). Не сжимаются почти все уже сжатые данные, например, архивы ( ZIP , CAB ), сжатые документы ( PDF ), сжатая графика и видео ( JPG , GIF , AVI , MPG ), сжатый звук ( MP 3). Их сжатие находится в пределах пары процентов за счет служебных блоков и небольшой избыточности.
Выполнение работы:
Архивация различных типов файлов
Создайте в своей рабочей папке (папке с вашей группой) следующие папки: папку со своей фамилией, в ней папки Архивы.
Запустите программу WinRar.
Найдите на компьютере файлы трех типов .doc, .bmp, .exe. , и скопируйте их в папку Архивы.
Заархивируйте графический файл и сравните размеры обоих файлов (архива и архивируемого файла). Для этого выполните следующие действия:
Сравните размеры исходного файла и архивного. Данные внесите в таблицу 1.
Заархивируйте файл типа .doc и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу 1.
Заархивируйте файл типа .exe и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу 1.
Удалите исходные файлы.
Таблица 1
Формат архива
Имя файла и его расширение
Исходный размер
Размер после архивации
Процент качества.
Архивирование файлов с защитой паролем»
Найдите файл или группу файлов, которые вы хотите заархивировать с защитой паролем.
Обычно архиватор, установленный на компьютере, доступен через контекстное меню. Выделим найденные файлы и через контекстное меню вызовем архиватор WinRar.
Зададим параметры архивирования. На вкладке Дополнительно зададим пароль. Можно выбрать опцию Показывать пароль при вводе
Разархивируем файлы. Выполнить эту операцию можно двойным кликом по файлу архива, либо через контекстное меню - Извлечь файлы. При разархивации запаролированного архива от вас потребуются ввести пароль.
Создание самораспаковывающегося архива:
Выбрать файлы, который необходимо упаковать, и нажать на кнопку Добавить.
В появившемся окне "Имя и параметры архива" необходимо указать параметр Создать SFX-архив.
Нажать на клавишу ОК.
Показать работу преподавателю
Контрольные вопросы:
Что такое архив?
Какие архиваторы существуют?
Как происходит архивация?
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах
Цель занятия: закрепить навыки работы с поисковыми системами, систематизировать знания о поиске информации в сети Интернет, научиться осуществлять поиск информации на государственных образовательных порталах
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет
Теоретическая часть:
Поисковая система программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
Выполнение работы:
Поиск информации в сети интернет
Найдите каталог государственных образовательных порталов, на портале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] найти в рубрике Колледжи. Техникумы. Училища почтовый, электронный адрес и номер телефона нашего учебного заведения. Вписать эту информацию в текстовый документ
Заполнить таблицу
Выпишите электронные адреса пяти государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику.
№ п\п
Название портала
Электронный адрес
Описание
Работа с программой-переводчиком
Найдите с помощью поисковых систем программу-переводчика, используя ее, заполните таблицу
слово
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
Русско-французский словарь
Колледж
Информатика
Программист
Экзамен
Компьютер
Системный блок
Монитор
Контрольные вопросы:
Что такое поисковая система?
Каков принцип её работы и для чего она служит?
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
Цель занятия: научится создавать ящик электронной почты, отправлять письма, изучить особенности передачи данных через сеть
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет
Теоретическая часть:
Электронная почта технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.
Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.
Электронно-почтовый Internet-адрес имеет следующий формат
пользователь@машина
Пример адреса электронной почты: Ivanov@mail.ru
Ivanov– имя почтового ящика.
mail– название почтового сервера
ru– код Российской Федерации
Точки и символ @– разделительные знаки. Разделенные точками части электронного адреса называются доменами.
Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является доменным именем почтового сервера, содержащего ящик абонента. Главный принцип состоит в том, чтобы это имя отличалось от имен всех прочих серверов в компьютерной сети.
Модем устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения, где он не может существовать без адаптации.
Скорость передачи информации скорость передачи данных, выраженная в количестве бит, символов или блоков, передаваемых за единицу времени.
Бит в секунду базовая единица измерения скорости передачи информации, используемая на физическом уровне сетевой модели OSI или TCP/IP.
На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило, используется более крупная единица байт в секунду (Б/c или Bps, от англ. bytes per second) равная 8 бит/c.
Выполнение работы:
Регистрация почтового ящика электронной почты.
Откройте программу Internet Explorer.
В поле Адрес введите адрес поискового сервера http://www.mail.ru
На открывшейся Веб-странице выберите гиперссылку Регистрация в почте.
Заполните анкету, следуя рекомендациям, написанным справа от текстовых полей. Обязательно должны быть заполнены поля:
E-mail,
Пароль,
Если вы забудете пароль,
Дополнительная информация о пользователе (заполнить полностью).
Защита от авторегистрации (ввести зачеркнутые цифры).
Нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.
В случае необходимости исправьте ошибки и снова нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.
Ваш почтовый ящик считается зарегистрированным только после появления уведомления о том, что ваша регистрация успешно завершена.
Создание и отправка сообщения.
Для того, чтобы отправить письмо, Вам нужно выбрать нажать гиперссылку Написать письмо.
Напишите 2 письма своему одногруппнику, предварительно обменявшись с ним электронными адресами. Письма должны содержать не менее пяти предложений. Одно письмо сделайте в обычном формате, а второе в расширенном.
Контрольные вопросы:
Что такое электронная почта?
Для чего служит модем?
От чего зависит скорость передачи данных?
Тема 2.3 Управление процессами
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике
Цель занятия: изучить АСУ различного применения, выяснить особенности применения автоматизированных систем применения, систем с числовым программным обеспечением
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет, презентация «Автоматизированные системы управления», видеоролики «Конвейерная линия обработки металлопроката» и «Производство металлопроката труб»
Теоретическая часть:
Информационный процесс процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Информационные системы - системы, в которых происходят информационные процессы. Если поставляемая информация извлекается из какого-либо процесса (объекта), а выходная применяется для целенаправленного изменения того же самого объекта, то такую информационную систему называют системой управления.
Автоматизированная система управления или АСУ комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации
Числовое программное управление (ЧПУ) означает компьютеризованную систему управления, считывающую инструкции специализированного языка программирования (например, G-код) и управляющую приводами металло-, дерево- и пластмассообрабатывающих станков и станочной оснасткой. Станки, оборудованные числовым программным управлением, называются станками с ЧПУ. Помимо металлорежущих (например, фрезерные или токарные), существует оборудование для резки листовых заготовок, для обработки давлением. Система ЧПУ производит перевод программ из входного языка в команды управления главным приводом, приводами подач, контроллерами управления узлов станка (включить/выключить охлаждение, например). Для определения необходимой траектории движения рабочего органа (инструмента/заготовки) в соответствии с управляющей программой рассчитывается траектория обработки деталей.
Выполнение работы:
Просмотрите презентацию «Автоматизированные системы управления» (расположена на сетевом диске компьютера), в которой представлены виды АСУ. С помощью гиперссылок перейдите на web-страницы, в которых приведены примеры автоматизированных систем управления.
В качестве примера автоматизации на производстве просмотрите видеоролики «Конвейерная линия обработки металлопроката» и «Производство металлопроката труб».
Ответить на вопросы:
Что называется автоматизированной системой управления?
Какую задачу решают автоматизированные системы управления?
Какие цели преследуют АСУ?
Какие функции осуществляют АСУ?
Приведите примеры автоматизированных систем управления.
Контрольные вопросы:
В чем разница между автоматизированной и автоматической системами?
Как расшифровывается АСУ?
Для чего она служит?
Где используется?
Раздел 3 Средства ИКТ
Тема 3.1 .Архитектура компьютеров
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Цель занятия: закрепить и отработать навыки работы с мышью, научиться открывать, перемещать и закрывать окна, изменять их размеры, открывать и закрывать программы
Оборудование: персональный компьютер
Теоретическая часть:
Операционная система комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений.
Графический интерфейс пользователя разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений.
В отличие от интерфейса командной строки, в ГПИ пользователь имеет произвольный доступ (с помощью устройств ввода клавиатуры, мыши, джойстика и т. п.) ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими. Чаще всего элементы интерфейса в ГИ реализованы на основе метафор и отображают их назначение и свойства, что облегчает понимание и освоение программ неподготовленными пользователями.
Выполнение работы:
Настройка параметров Рабочего стола
Измените фон Рабочего стола
Переключите клавиатуру с одного языка на другой.
Выполните настройку меню Пуск (смените его на классическое или наоборот, затем верните назад) Открыв меню Пуск, убедитесь, что оно изменилось
Уберите с панели задач отображение часов
Управление окнами
Откройте четыре окна
Мой компьютер –
текстовый редактора Блокнот
калькулятор –
графический редактор Paint -
Изучите содержимое окна Мой компьютер (какие папки, какие информационные носители, какие устройства Вам доступны?)
Найдите все элементы управления окном
Сверните все окна на панель задач (кнопка ).
Разверните любые два, щелкнув по названию программы на панели задач (нижняя строка на рабочем столе)
Одно из них распахните на весь экран (кнопка ).
Восстановите размер окна (кнопка ).
Измените размеры окон и переместите их так, чтобы все открытые окна были видны полностью.
Открыв все окна, попробуйте разные способы расположения окон на экране (^ Каскадом, Слева направо, Сверху вниз). Для этого щелкните правой кнопкой мыши по панели задач, выберите нужное расположение окон.
Сделайте активным окно Блокнот, щелкнув по открытому окну или его заголовку на панели задач, введите пару фраз на русском языке.
Сделайте активным окно Калькулятор и вычислите произведение чисел 23, 45, 67.
Сделайте активным окно Мой компьютер. Попробуйте различные способы представления объектов этого окна (Эскизы страниц, Плитка, Таблица, Значки, Список). Для этого щелкните Вид в строке меню, в открывшемся меню выберите нужное представление объектов).
В том же окне скройте панель инструментов. Для этого щелкните Вид (Панели инструментов( Обычные кнопки
Закройте все окна
Контрольные вопросы:
Что такое операционная система?
Какие существуют операционные системы?
Что такое графический интерфейс? Какие виды интерфейса существуют?
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств
Цель занятия: изучить особенности работы планшетного сканера, научиться сканировать и распечатывать файлы, содержащие текст, рисунки
Оборудование: персональный компьютер, сканер, принтер, Adobe Fine Reader
Теоретическая часть:
Принтер периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы. Этим принтеры отличаются от полиграфического оборудования и ризографов, которое за счёт печатной формы быстрее и дешевле на крупных тиражах (сотни и более экземпляров).
Сканер устройство, выполняющее преобразование расположенного на плоском носителе (чаще всего бумаге) изображения в цифровой формат. Процесс получения такой цифровой копии называется сканированием. Во время сканирования при помощи АЦП создаётся цифровое описание изображения внешнего для ЭВМ образа объекта, которое затем передаётся посредством системы ввода/вывода в ЭВМ.
Копировальный аппарат устройство, предназначенное для получения копий документов, фотографий, рисунков и других двухмерных изображений на бумаге и других материалах. В отличие от полиграфических машин может использоваться для изготовления малых тиражей книг, брошюр и пр.
Выполнение работы:
Отсканировать предложенный материал про устройство планшетного сканера с помощью программы Adobe Fine Reader, затем распознать этот текст, исправить ошибки в текстовом редакторе и неточности рисунка в графическом редакторе.
Распечатать получившийся файл на принтере, сравнить с первоначальным документом
Контрольные вопросы:
Что такое внешние устройства?
Какие бывают внешние устройства и для чего они служат?
Какое существует ПО для внешних устройств? Каковы его задачи?
Устройство планшетного сканера
Плоскостные сканеры представлены двумя основными группами:
планшетные, в которых механизм сканирования перемещает оптическую систему относительно неподвижного оригинала;
роликовые (протяжные), в которых механизм сканирования перемещает однолистовой оригинал относительно неподвижной оптической системы.
На рис.1 представлена структурная схема планшетного сканера для сканирования непрозрачных изображений с цветоделением спектрозональными фильтрами, расположенными непосредственно на поверхности матричного фотоэлектрического преобразователя - прибора с зарядовой связью.
Современный планшетный сканер функционально состоит из трех частей:
собственно сканирующего механизма,
аппаратных средств, расположенных в самом сканере и на плате (карте) в компьютере,
программной части (TWAIN-модуль, программа управления цветом, градацией и т.д.).
Сканируемое изображение (оригинал) располагается на прозрачном неподвижном стекле, вдоль которого, в корпусе сканера, передвигается сканирующая головка с источником света, оптикой и фотоприемниками. На сканирующей головке располагаются также электронные элементы аналогового тракта и аналого-цифровой преобразователь (АЦП). Многие планшетные сканеры позволяют сканировать непрозрачные и прозрачные оригиналы (слайды), используя один сканируюший механизм. Переход к режиму сканирования слайда возможен при наличии в сканере слайд-модуля. Слайд-модуль располагается поверх стекла сканера, на месте прижимной крышки для непрозрачных оригиналов, и содержит дополнительный источник света для сканирования изображения на просвет.
Оптическая система сканера, состоящая из объектива и зеркал, проецирует световой поток от сканируемого оригинала на трехстрочную матрицу фотоэлектрических преобразователей, например, фотодиодов. Каждая строка матрицы имеет свой спектрозональный фильтр, установленный при ее изготовлении, а сама матрица оформлена в виде интегральной схемы с прозрачным окном на поверхности корпуса. Проходя через спектрозональные фильтры световой поток разделяется на базовые цветовые компоненты.
Рис. 1
Тема 3.2 Объединение компьютеров в локальную сеть Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
Цель занятия: научиться работать в локальной сети, изучить особенности администрирования локальной сети
Оборудование: персональный компьютер, локальная компьютерная сеть колледжа
Теоретическая часть:
Локальная вычислительная сеть - компьютерная сеть, покрывающая обычно относительно небольшую территорию или небольшую группу зданий (дом, офис, фирму, институт). Также существуют локальные сети, узлы которых разнесены географически на расстояния более 12 500 км (космические станции и орбитальные центры). Несмотря на такие расстояния, подобные сети всё равно относят к локальным.
Существует множество способов классификации сетей. Основным критерием классификации принято считать способ администрирования. То есть в зависимости от того, как организована сеть и как она управляется, её можно отнести к локальной, распределённой, городской или глобальной сети. Управляет сетью или её сегментом сетевой администратор. В случае сложных сетей их права и обязанности строго распределены, ведётся документация и журналирование действий команды администраторов.
Компьютеры могут соединяться между собой, используя различные среды доступа: медные проводники (витая пара), оптические проводники (оптические кабели) и через радиоканал (беспроводные технологии). Проводные, оптические связи устанавливаются через Ethernet, беспроводные через Wi-Fi, Bluetooth, GPRS и прочие средства. Отдельная локальная вычислительная сеть может иметь связь с другими локальными сетями через шлюзы, а также быть частью глобальной вычислительной сети (например, Интернет) или иметь подключение к ней.
Чаще всего локальные сети построены на технологиях Ethernet или Wi-Fi. Следует отметить, что ранее использовались протоколы Frame Relay, Token ring, которые на сегодняшний день встречаются всё реже, их можно увидеть лишь в специализированных лабораториях, учебных заведениях и службах. Для построения простой локальной сети используются маршрутизаторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа, беспроводные маршрутизаторы, модемы и сетевые адаптеры. Реже используются преобразователи (конвертеры) среды, усилители сигнала (повторители разного рода) и специальные антенны.
Маршрутизация в локальных сетях используется примитивная, если она вообще необходима. Чаще всего это статическая либо динамическая маршрутизация (основанная на протоколе RIP).
Иногда в локальной сети организуются рабочие группы формальное объединение нескольких компьютеров в группу с единым названием.
Выполнение работы:
Выход в локальную сеть и поиск нужного компьютера
Посмотрите на ярлык Сетевое окружение на рабочем столе
Щелкните по нему и попадете в перечень компьютеров, которые в данный момент подключены к сети
Если Вы щелкнете по ярлыку Вся сеть, то попадете в список групп. Пока это делать не нужно. Давайте выберем какой-нибудь компьютер. Например, пусть это будет Acer4
Что Вы видите? Компьютер Acer4 имеет три общих ресурса: дисковод а:, винчестер с: и сетевой принтер Canon.
Щелкните по ресурсу С. Вы сейчас видите содержимое винчестера Вашего коллеги. Найдите на нем документ Word и попробуйте его открыть.
Попробуйте переписать какой-нибудь файл с соседнего компьютера на Ваш компьютер. Получилось? А теперь попробуйте, наоборот, переписать файл с Вашего компьютера на соседский. Этот номер, возможно и не пройдет, если винчестер соседа открыт только для чтения.
Защита винчестера от вторжения по сети
Скорее всего, Вам придется защищать в основном винчестер или отдельные папки на нем.
Щелкните по ярлыку Мой компьютер, а потом щелкните правой клавишей по диску С, выберите Доступ в контекстном меню. Обычно, когда эта процедура делается в первый раз, то ресурс локален.
Это хорошо: по умолчанию считается, что Ваш диск С локальный. Это означает, что, даже если Вы слыхом не слыхивали ни про какие ресурсы, Ваш винчестер был закрыт от постороннего глаза. Теперь Вы откроете только то, что считаете нужным. Для этого щелкните по "Общий ресурс".
Теперь открылось окошко Тип доступа.
Установите доступ к диску С только для чтения. Ваши соседи - обучаемые должны сделать то же самое. Убедитесь, что они тоже сделали это - и попытайтесь скопировать какой-нибудь файл со своего компьютера на соседский. Не прошло? А если открыть документ на соседском компьютере, изменить его и попробовать сохранить измененный. Опять не прошло? Значит, сосед защитился хорошо: его винчестер - его крепость. А вот если Вам удалось это сделать, это означает, что Ваш сосед не справился с заданием. Помогите ему.
Определение общих ресурсов компьютера.
. В операционной системе Windows найдите на рабочем столе значок Сеть Откройте папку и вы увидите все компьютеры, которые подключены в одну сеть.В данном окне появятся все компьютеры, которые подключены к сети.Откройте один из них. Посмотрите ресурсы компьютера, которыми вы можете воспользоваться. Такие ресурсы называются общими.
Предоставление доступа для пользователей локальной сети к папке на своем компьютере, подключенном к локальной сети
В операционной системе Windows открыть окно папки Компьютер и на одном из дисков С: или D: создайте свою папку. Назовите ее по названию своей группы.Щелкните правой кнопкой мыши по значку папки и в контекстном меню папки выберите команду Общий доступ.
В появившемся диалоговом окне Дополнительный общий доступ установить флажок Открыть общий доступ к этой папке. Если все правильно сделано, то на диске (у вашей папки) появится значок, который показывает, что папка является общей. Щелкнуть по значку Сеть, в окне появится список компьютеров, подключенных к локальной сети (смотри задание 1.) Открой свой компьютер и внимательно посмотри: какие из ресурсов доступны пользователям. Если название твоей папки есть в перечне, то все сделано правильно.
Контрольные вопросы:
Что такое компьютерная сеть?
Чем отличается локальная сеть от глобальной?
Каким способом мы можем управлять локальной сетью?
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту
Цель занятия: познакомиться с теоретическими аспектами защиты информации от вредоносных программ: разновидности вирусов, способы заражения и методы борьбы, получить навыки работы с антивирусным пакетом. Познакомиться с эксплуатационными требованиями к рабочему месту
Оборудование: персональный компьютер, презентация «Защита информации. Виды компьютерных вирусов», программа-антивирус
Теоретическая часть:
Антивирусная программа (антивирус) любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
На данный момент антивирусное программное обеспечение разрабатывается, в основном, для ОС семейства Windows от компании Microsoft, что вызвано большим количеством вредоносных программ именно под эту платформу (а это, в свою очередь, вызвано большой популярностью этой ОС, так же, как и большим количеством средств разработки, в том числе бесплатных и даже «инструкций по написанию вирусов»). В настоящий момент на рынок выходят продукты и под другие платформы настольных компьютеров, такие, как Linux и Mac OS X. Это вызвано началом распространения вредоносных программ и под эти платформы, хотя UNIX-подобные системы всегда славились своей надежностью. Например, известное видео «Mac or PC» показывает шуточное преимущество Mac OS над Windows и большим антивирусным иммунитетом Mac OS по сравнению с Windows.
На рабочих местах пользователей персональных компьютеров должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПин 2.2.4.548-96. Согласно этому документу для категории тяжести работ 1а температура воздуха должна быть в холодный период года не более 22-24оС, в теплый период года 20-25оС. Относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с. Для поддержания оптимальных значений микроклимата используется система отопления и кондиционирования воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха или емкости с питьевой водой.
В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.
Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.
Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Выполнение работы:
Изучить презентацию «Защита информации. Виды вирусов», находящуюся в локальной сети колледжа
На основании презентации заполнить следующую таблицу
Виды вирусов
Методы защиты от компьютерных вирусов
Признаки заражения ПК
Виды программ для защиты от вирусов.
Сканирование папок на наличие вирусов:
С помощью антивирусной программы произвести сканирование папок и файлов. Выяснить, существуют ли безопасные файлы, зараженные файлы, вирусы, подозрительные файлы.
Выполнить проверку папки. По завершению сканирования, используя кнопку «Сохранить как», сохранить отчет с результатами проверки в папке Подозрительные файлы. Имя файла-отчета – Scan_Log.
Закройте окно Поиск вирусов.
Обновление антивирусной базы:
В главном меню программы выберете пункт Сервис.
Нажмите на пункт Обновление и, используя кнопку Обновить, осуществите обновление базы известных вирусов.
По завершению обновления, используя кнопку «Сохранить как», сохранить отчет об обновлении в папке Подозрительные файлы. Имя файла-отчета – Upd_Log.
Закройте окно Обновление, и обратите внимание на пункт Дата выпуска сигнатур.
Закройте окно программы-антивируса
Контрольные вопросы:
Что такое антивирус и для чего он нужен?
Как правильно организовать антивирусную защиту?
Какие правила должен соблюдать пользователь для этого?
Для чего нужно регулярное обновление антивирусной программы?
Какие требования предъявляются к рабочему месту пользователя ПК?
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Работа среде MsWord: работа с текстом, изображением, использование систем проверки орфографии и грамматики.
Цель занятия: отработать навыки работы с текстовым процессором MsWord, научиться редактировать текст и исправлять ошибки, научиться пользоваться панелью Рисование редактора MS Word
Оборудование: персональный компьютер, MsWord
Теоретическая часть:
Microsoft Word текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office.
MS WORD дает возможность выполнять все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные в современной компьютерной технологии:
набор и модификация неформатированной алфавитно-цифровой информации;
форматирование с применением множества шрифтов;
форматирование страниц (включая колонтитулы и сноски);
форматирование документа в целом (автоматическое составление оглавления и разнообразных указателей);
проверка правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов.
В процессоре MS WORD реализованы возможности новейшей технологии связывания и встраивания объектов, которая позволяет включать в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows. Встроенные объекты можно редактировать средствами этих приложений.
Выполнение работы:
Работа с таблицами .Создать следующую таблицу «Расписание занятий в среду»
Среда
Группа ПК
Группа ПО
Группа ОЭ
1
Информатика и ИКТ
1
Программирование
1
Обработка информации
2
Математика
2
Базы данных
2
физкультура
3
История
3
Численные методы
3
ПО и АО ПЭВМ
Создать таблицу вашего расписания занятий на неделю и применить различные режимы форматирования таблиц.
Набрать следующий текст:
Тесто рассыпчатое
400 г муки
200 г масла
0,5 стакана воды
Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов
Отредактировать его следующим образом
ТЕСТО РАССЫПЧАТОЕ
400 г муки
200 г масла
0,5 стакана воды
Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов.
Выполнить следующий рисунок с помощью панели рисования
Контрольные вопросы:
Для чего служит редактор MsWord, каковы его возможности?
Чем отличается текстовый процессор от текстового редактора?
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)
Цель занятия: научиться использовать программу Publisher для создания различных публикаций; показать возможность размещения текстовой и графической информации на макете
Оборудование: персональный компьютер, Microsoft Office Publisher
Теоретическая часть:
Microsoft Office Publisher настольная издательская система, разработанная корпорацией Microsoft. Это приложение начального уровня, отличающееся от Microsoft Office Word тем, что акцент в нём делается на проектирование разметки страницы, а не на оформление и проверку текста
Office Publisher 2007 содержит новые и усовершенствованные средства, помогающие эффективно создавать, настраивать и многократно использовать разнообразные маркетинговые материалы, адаптированные под конкретные потребности компании:
Быстрое начало работы при использовании библиотеки из сотен настраиваемых шаблонов оформления и незаполненных публикаций, включая информационные бюллетени, брошюры, рекламные листовки, открытки, веб-узлы, форматы почтовых сообщений и многое другое.
Создание для всех деловых и личных потребностей элементы фирменной символики, которые содержат название компании, контактную информацию и эмблему.
Перед выбором шаблона можно воспользоваться функцией динамического просмотра шаблонов Office Publisher 2007 с применением элементов фирменной символики, включая цвета, шрифты, эмблему и сведения о бизнесе.
Выполнение работы:
1. Создать открытку ко дню рождения друга
Для того, чтобы создать открытку ко дню рождения друга, нужно приложение Microsoft Publisher. После того, как приложение откроется, нужно выбрать папку «Открытки», а после выбрать более подходящую тематику нашего шаблона. В данном случае это «День рождения». Далее выбираем более понравившийся шаблон и нажимаем на него. Также можно задать необходимые параметры шаблона. Такие как: Цветовая схема. Шрифтовая схема Деловые данные Размер страницы Размер
Добавляем поздравительную надпись.
2. Создание визитной карточки
Для того чтобы создать визитную карточку, нужно выбрать папку «Визитные карточки» а далее выбрать более подходящий шаблон, задать необходимые параметры и нажать создать, после этого вводим данные в визитке. Первая сторона визитки готова.
Для того чтобы создать 2 сторону визитки нужно выбрать: Вставка/Страница и нажать «ОК». Далее выбираем необходимую область, в которой должен будет быть текст, это можно сделать в строке меню слева.
Создание студенческой газеты на произвольную тему (Праздники, поздравления, объявления и т.д.)
Контрольные вопросы:
Чем отличается Microsoft Office Publisher от других программ офисного пакета Microsoft Office ?
Что представляет собой шаблон?
Как он облегчает работу?
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Цель занятия: научиться применять табличный процессор в решении математических и логических задач, изучить основные возможности Microsoft Excel
Оборудование: персональный компьютер, Microsoft Excel
Теоретическая часть:
Электронная таблица компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двухмерных массивов, имитирующих бумажные таблицы. Некоторые программы организуют данные в "листы", предлагая, таким образом, третье измерение.
Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений. Многие расчёты, в частности в области бухгалтерского учёта, выполняются в табличной форме: балансы, расчётные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме. Использование математических формул в электронных таблицах позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Решения многих вычислительных задач, которые раньше можно было осуществить только с помощью программирования, стало возможно реализовать через математическое моделирование в электронной таблице.
Выполнение работы:
Построение графиков математических функций.
y = ax + b
у = еx
Реализация логических формул
Контрольные вопросы:
Какие возможности имеют табличные редакторы?
Как мы можем использовать их в повседневных задачах?
В каких областях мы можем использовать электронные таблицы?
Тема 4.2 Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Цель занятия: научиться создавать электронные базы данных, осуществлять поиск информации в них
Оборудование: персональный компьютер, СУБД Ms Access
Теоретическая часть:
База данных представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.
Система управления базами данных (СУБД) совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Выполнение работы:
Создайте таблицы «Автор» и «Книги».
Перейдите на вкладку «Таблицы».
Нажмите кнопку Создать в окне БД.
Выберите вариант «Конструктор».
В поле «Имя поля» введите имена полей.
В поле Тип данных введите типы данных согласно ниже приведенной таблицы. Свойства полей задайте в нижней части окна.Имя поля
Тип данных
Таблица «Книги»
Код книги
Счетчик
Наименование
Текстовый
Год издания
Дата/время
Код издательства
Числовой
Тема
Текстовый
Тип обложки
Текстовый
Формат
Текстовый
Цена
Денежный
Количество
Числовой
Наличие
Логический
Имя поля
Тип данных
Таблица «Автор»
Код автора
Счетчик
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Год рождения
Дата
Адрес
Текстовый
Примечание
Поле мемо
Заполните таблицу «Автор», «Книги»
Найдите книги в мягкой обложке.
Откройте таблицу «Книги».
Выберите меню Записи Фильтр - Изменить фильтр; поставьте курсор в поле Тип обложки и введите Мягкая.
Выберите меню Записи – Применить фильтр.
Выведите на экран данные о книге и издательстве.
Зайдите на вкладку Запросы.
Выберите пункт Создание запроса с помощью Мастера.
В открывшемся окне выберите таблицу Книги. Добавьте в запрос необходимые поля.
Выберите таблицу Издательство и добавьте нужные поля.
Контрольные вопросы:
Что такое база данных?
Что такое СУБД?
Для чего они служат?
Создание и редактирование графических объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Цель занятия: научиться создавать презентации, осуществлять отбор нужной информации
Оборудование: персональный компьютер, в Microsoft PowerPoint
Теоретическая часть:
Презентация документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
Выполнение работы:
Создать презентацию «Расписание занятий на 1 день», содержащую на первом слайде список занятий и гиперссылки на следующие слайды. На каждом последующем слайде должна содержаться информация о дисциплине и характеризующий ее рисунок, а также кнопку «назад»
Создать презентацию на свободную тему с использованием гиперссылок, рисунков, музыки, применить различные эффекты анимации
Контрольные вопросы:
Какие существуют виды презентаций?
Какой функционал они имеют?
В каких областях они используются?
Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования
Цель занятия: научиться применять презентации для представления математических моделей, фигур, закрепить навык изображения пространственных фигур
Оборудование: персональный компьютер, в Microsoft PowerPoint, графический редактор
Выполнение работы:
В графическом редакторе заранее создать геометрическое пространственные фигуры (8-10 фигур)
Создание презентации «Геометрические фигуры в пространстве». На первом слайде содержится перечень различных геометрических фигур (конус, пирамида, призма, шар, усеченная пирамида, параллелепипед и т.д.), представляющих собой гиперссылки на другие кадры презентации. О каждой фигуре содержится информация: изображение, определение, основные свойства.
Контрольные вопросы:
Что такое презентация?
Какие бывают графические редакторы?
Каким функционалом обладают редакторы презентаций?
Для чего они служат?
Демонстрация систем автоматизированного проектирования
Цель занятия: получить начальные сведения о системах автоматизированного проектирования, узнать области их применения и особенности их работы
Оборудование: персональный компьютер, видеоролик «Системы автоматизированного проектирования»
Теоретическая часть:
Система автоматизированного проектирования автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности. Также для обозначения подобных систем широко используется аббревиатура САПР.
Выполнение работы:
Просмотр видеоролика «Системы автоматизированного проектирования»
На основании сведений из видеоролика заполнить таблицу
Виды САПР
Функции САПР
Области применения САПР
Контрольные вопросы:
Что такое САПР?
Для чего она служит?
Где используется?
Приведите примеры САПР?
Построение графиков в системе MathCAD
Цель занятия: ознакомиться с возможностями, которые предоставляет математический пакет Mathcad при построении графиков функций
Оборудование: персональный компьютер, математический пакет Mathcad
Теоретическая часть:
Mathcad система компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования, ориентированная на подготовку интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением, отличается легкостью использования и применения для коллективной работы.
Работа осуществляется в пределах рабочего листа, на котором уравнения и выражения отображаются графически, в противовес текстовой записи в языках программирования. При создании документов-приложений используется принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get «что видишь, то и получаешь»).
Mathcad достаточно удобно использовать для обучения, вычислений и инженерных расчетов. Открытая архитектура приложения в сочетании с поддержкой технологий .NET и XML позволяют легко интегрировать Mathcad практически в любые ИТ-структуры и инженерные приложения.
Система MathCad позволяет легко строить двух- и трехмерные гистограммы, двухмерные графики в декартовых и полярных координатах, трехмерные графики поверхностей, линии уровня поверхностей, изображения векторных полей, пространственные кривые.
Существует три способа построения графиков в системе MathCad:
можно воспользоваться позицией Главного меню Insert, выбрав команду Graph и в раскрывающемся списке - тип графика;
выбрать тип графика из Graph Toolbar.
Рассмотрим более подробно команды меню Insert->Graph:
X-Y Plot (X-Y Зависимость) клавиша[@]/
Служит доля построения графика функции y=f(x) в виде связанных друг с другом пар координат (xi,yi) при заданном промежутке изменения для i.
Surface Plot (Поверхности) клавиши [Ctrl+2]
Служит для представления функции z=f(x,y) в виде поверхности в трехмерном пространстве. При этом должны быть заданы векторы значений xi и yj), а также определена матрица вида Ai,j=f(xi,yj). Имя матрицы A указывается при заполнении рамки-шаблона. С помощью этой команды можно строить параметрические графики.
Contour Plot (Контурный график) [Ctrl+5]
Строит диаграмму линий уровня функции вида z=f(x,y), т.е. отображает точки, в которых данная функция принимает фиксированное значение z=const.
Scatter Plot (3D Точечный)
Служит для точечного представления матрицы значений Ai,j или отображения значений функции z=f(x,y) в заданных точках. Эта команда может также использоваться для построения пространственных кривых.
3D Bar Plot (3D Диаграммы)
Служит для представления матрицы значений Ai,j или отображения значений функции z=f(x,y) в виде трехмерной столбчатой диаграммы.
Выполнение работы:
Двумерные графики в декартовой системе координат
График функции y = f(x)
Реализация в MathCad
Описание работы
При выполнении команды Inset -> Graph -> Plot в документ помещается рамка-шаблон с двумя незаполненными ячейками для построения графика. (Клавиша [@]).
В ячейке, расположенной под осью абсцисс, указывается независимая переменная x. Ее следует определить заранее как переменную, принимающую значения из промежутка (ранжированная переменная).
В ячейке рядом с осью ординат необходимо задать функцию f(x), график которой мы хотим построить. Если эта функция была определена заранее, то в ячейку достаточно ввести f(x), иначе следует ввести изображаемую функцию в явном виде (например, cos(x)).
После ввода x и f(x) в графической области появятся еще четыре ячейки, которые не обязательно заполнять. MathCad автоматически находит подходящие значения для xmin, xmax, ymin, ymax. Если же предлагаемые MathCad значения вас не устраивают, вы можете задать свои.
В MathCad существует возможность строить график функции, не задавая предварительно промежуток изменения независимой переменной. По умолчанию этот промежуток принимается равным [-10, 10].
Для представления на одной диаграмме графиков нескольких функций необходимо выделить ячейку рядом с осью ординат и через запятую ввести вторую функцию. По умолчанию график этой функции будет представлен пунктирной линией другого цвета.
Построить графики линейной, квадратной, логарифмической, тригонометрической функций
Контрольные вопросы:
Что такое Matchad?
Какие у неё существуют возможности?
В каких средах применяется?
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
Браузер. Примеры работы с Интернет-СМИ. Поиск информации в сети Интернет
Цель занятия: закрепить навыки поиска информации в Интернете, изучить отличия новых и предыдущих версий Microsoft Windows и Office
Оборудование: персональный компьютер, сеть Интернет
Теоретическая часть:
Браузер программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. Многие современные браузеры также могут загружать файлы с FTP-серверов.
Браузеры постоянно развивались со времени зарождения Всемирной паутины и с её ростом становились всё более востребованными программами. Ныне браузер комплексное приложение для обработки и вывода разных составляющих веб-страницы и для предоставления интерфейса между веб-сайтом и его посетителем. Практически все популярные браузеры распространяются бесплатно или «в комплекте» с другими приложениями: Internet Explorer (совместно с Microsoft Windows), Mozilla Firefox (бесплатно, свободное ПО, совместно с многими дистрибутивами Linux, например, Ubuntu), Safari (совместно с Mac OS X и бесплатно для Microsoft Windows), Google Chrome (бесплатно), Opera (бесплатно, начиная с версии 8.5).
Выполнение работы:
В сети Интернет с помощью поисковых систем найти электронную версию журнала «Наука и жизнь», далее отыскать статью от 30.11.2012 «Microsoft Windows и Office: что новенького?». На основании материала статьи заполнить таблицу «Отличия новых и предыдущих версий Microsoft Windows и Office»
Microsoft Windows XP
Microsoft Windows 8
Microsoft Office 2007
Microsoft Office 2013
Контрольные вопросы:
Что такое браузер?
Как осуществляется поиск в интернете?
Что из себя представляют интернет-сми?
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Виноградов Ю.Н., Гомола А.И., Потапов В.И., Соколова Е.В. Математика и информатика, – М.: Академия, 2010. – 272 с.
2. Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика – М.: Академия, 2010. – 416 с.
3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика – М.: Академия, 2010. – 352 с.
4. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. / Под ред. Л.Г. Гагариной. Практикум по информатике – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
5. Палтиевич А.Р., Соколов А.В. Основы информатики. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2005. – 80 с.
Дополнительные источники:
1. Михеева Е.В. Практикум по информатике – М.: Академия, 2010. – 192
2. Сборник задач и упражнений по информатике, Под ред. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
3. Федорова Г.Н. Информационные системы – М.: Академия, 2010. – 208 с.
Журналы:
«Информатика и образование»
Интернет-ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы: (Электронный ресурс( - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
A1
Y
B1
A
B
D
D1
C1
C
Z
Root Entry