Активные методы обучения на уроках информатики при изучении темы Растровое кодирование графической информации (6 класс)
Тема: Растровое кодирование графической информации.
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 6
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации, усвоить понятие пиксель, освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера.
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, усидчивости, самостоятельности.
Воспитывающая: повышать и развивать интерес к предмету «информатика», развивать воображение, уметь анализировать, сравнивать, строить по аналогии.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (MS PowerPoint), компьютерный ролик, ватман.
Этапы урока Содержание урока/Деятельность учителя Наглядность Деятельность учащихся
1. Инициация АМО: Пусть говорят
«Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок» Слайд с эпиграфом Обсуждают эпиграф, высказывают свое мнение
2. Вхождение или погружение АМО: Шаг за шагом
Презентация с темой урока Двое учеников, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, связанное с данной темой.
Побеждает тот, кто сделает больше шагов.
3. Формирование ожиданий учеников АМО: До, после
Предлагает учащимся по очереди выйти к доске и заполнить столбец «До» На доске таблица из 2-х столбцов: «До», «После» Учащиеся в часть «До» записывают свои предположения о теме урока, понятиях. Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал
4. Интерактивная лекция (теоретическая часть) АМО: Инфо - угадайкаУчитель называет тему своего сообщения.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы «Кодирование черно-белых изображений». Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь: для рассуждений учитель выдает ученикам черно-белый рисунок на листе в клетку.
Далее возможно развитие событий в 2-х вариантах:
1) Ученики сами догадываются, что если клетка закрашена, то в память компьютера записывается 1 бит, а если нет – 0 бит.
2) Если учащиеся на догадаются или не предложат свой вариант ответа, нужно вывести их на то, что, так как мы в память компьютера записываем данные в виде последовательности 0 и 1, то нужно придумать, как обозначить наличие или отсутствие краски в клетке рисунка (если у нас есть краска, то мы обозначаем это 1, а если нет, то 0). Далее учащиеся фиксируют у себя в тетрадях особенности кодирования черно-белых растровых изображений, а учитель заполняет сектор 1.
Закончив изложение материала по 1 разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы «Формирование цветного изображения».
Затем учитель предлагает ученикам вспомнить, краски каких цветов они используют, например, на уроках изобразительного искусства (нужно перечислить). Учащиеся дают ответ на этот вопрос (перечисляют).
Учитель ставит перед классом задачу: предложите способ сохранения цветного изображения в памяти компьютера.
Здесь возникает дискуссия: одни учащиеся могут предложить вариант, что каждому цвету ставится в соответствие какое-то число, и оно заносится в память компьютера (опровергнуть тем, что цветов в компьютерных палитрах множество и, следовательно, числа будут большие, а работаем мы только с 0 и 1); другие могут сказать, что всё зависит от насыщенности цвета, количества оттенков, и трудно будет их различать, обрабатывать компьютером.
Тогда учитель задает вопрос: какие цвета вы считаете основными, при помощи которых можно получить множество других цветов?
Далее учитель предлагает просмотреть видеоролик о формировании цвета в палитре компьютера, тем самым учащиеся убедятся в правоте своих суждений или же увидят ошибки в них.
Закончив изложение материала по 2 разделу темы, учитель вписывает в 3 сектор название 3 раздела темы «Восстановление изображения по его коду». На доске (или слайде) прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на 3 сектора, пронумерованные, но пока не заполненные.
Презентация или ролик о формировании цвета Предложите способ, который позволит черно-белое растровое изображение записать в память компьютера.
Запишите в тетрадь особенности кодирования черно-белых растровых изображений.
Предложите способ, позволяющий цветное растровое изображение записать в память компьютера.
Найдите способ, позволяющий формировать цвета изображения на базе основных цветов.
Приведите пример того, как вы можете получить новый цвет, имея стандартный набор цветов.
Посмотрите ролик о палитре цветных растровых изображений и выявите принципы, лежащие в основе формирования цвета пикселя в разных цветовых моделях.
Придумайте собственное растровое изображение и запишите его код.
Предложите код своего изображения другим ученикам.
Предложите иной вариант (более компактный) записи кода изображения.
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы по десятичному коду восстановить растровое изображение.
Разработайте план, позволяющий восстановить изображение, зная его десятичный код.
Изобразите растровый рисунок, соответствующий полученному двоичному коду.
5. Эмоциональная разрядка АМО: Электрическая цепь
Весь класс делится на две равные группы, и становится друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки.
В начале двух равных цепей, на равном расстоянии стоит учитель и держит за руку последнего участника из каждой цепи.
Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних учеников из каждой цепи. Получив сигнал от учителя, ученик должен сжать руку своему соседу. Таким образом, сигнал передаётся по всей цепи. Задача, чтобы сигнал быстрее был передан в начало цепи и первый, стоящий около стола ученик, получив сигнал, должен ухватить, лежащий на столе предмет. Та цепь (команда), которая более слаженно и быстрее передаёт сигнал, побеждает Весь класс делится на две равные группы и становится друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки.
6. Проработка содержания (практическая часть) Учащимся предлагается каждому создать свое собственное черно-белое изображение (размеры рисунка оговорить заранее перед началом работы), а затем предложить одноклассникам восстановить изображение по его коду (так как рисунков будет придумано достаточное количество, самые интересные из них можно разобрать у доски). При выполнении данного задания ребята столкнутся с моментом, что не всегда удобно записывать код рисунка двоичным числом (записи не всегда компактны).
Предложить ученикам найти способ, позволяющий компактнее записывать код изображения. Учащиеся пытаются длинные двоичные коды представить короче. Если возникают затруднения, то вывести их на мысль о том, что в каких системах счисления они умеют работать (десятичной и двоичной), а как связаны между собой числа в этих системах (возможен перевод из одной системы счисления в другую). После беседы учащиеся составляют компактную запись кода растрового изображения (выполняют 1-2 перевода, чтобы понять идею)
Далее предложить учащимся разработать план, в ходе выполнения которого по представленному десятичному коду изображения можно будет восстановить само изображение.
Ученики пытаются сформулировать последовательность своих действий, приходят к тому, что если в память компьютера записываются биты, то нужно перевести числа из десятичной системы в двоичную систему счисления. Учащиеся выполняют предложенное задание. (Причем можно дать десятичный код уже известного им изображения с целью проверки результатов деятельности) 7. Подведение итогов урока АМО: До, после Таблица из 2-х столбцов: «До», «После». Заполнить часть «После» из таблицы в конце урока, когда изучен новый материал