Разаботка урока химии в 9 классе по теме: Углерод как простое вещество.
Урок химии в 9 классе по теме
«Общая характеристика элементов IV А группы. Углерод как простое вещество».
Цель урока: дать общую характеристику элементам IV А группы, показать аллотропные видоизменения углерода, строение его атома и химические свойства, дать понятие «адсорбции».
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация, раствор синего лакмуса, активированный уголь, химический стакан, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага.
Тип урока: объяснение нового материала.
План и ход урока.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать элементы 4 группы главной подгруппы периодической системы. Поможет нам в этом компьютер. Вы должны внимательно слушать, смотреть и записать увиденное, после чего мы обсудим с вами все вопросы урока.
Сообщение темы и цели урока учащимся (слайд 1)
План урока: (слайд 2)
Общая характеристика элементов IVА группы.
Изменение свойств в группе
Соединения, образованные этими элементами
Углерод в природе
Аллотропные модификации
Химические свойства углерода
Адсорбция
Применение
Круговорот углерода в природе.
I. Просмотр презентации (с краткой записью )
Общая характеристика элементов IVА группы.
Строение атомов (слайд 3)
Вопрос
- Что общего у элементов группы в строении атомов и в чём различие?
2. Изменение свойств в группе (слайд 4)
Вопрос
- Как изменяются свойства элементов от углерода к свинцу?
Окислительные и восстановительные свойства (слайд 5)
Вопрос
- Как изменяются окислительные и восстановительные свойства?
3. Соединения, образованные этими элементами (слайд 6)
Вопрос
- Как изменяются свойства этих соединений?
4. Углерод в природе (слайд 7)
5. Аллотропные модификации (слайды 8 – 21)
Алмаз, его строение, свойства, получение и применение (слайд 9 -11,17)
Графит, его строение, свойства, получение и применение (12 – 19)
Карбин, его строение, свойства, получение (слайд 20)
Фуллерен, его строение (слайд 21)
Вопрос
- Как вы думаете, почему столько много аллотропных модификаций углерода? (Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к строению атома углерода)
6. Строение атома и химические свойства углерода.
Электронная и графическая формула атома углерода.(написать на доске)
Вопрос
- Что же необычного в строении атома углерода?
Возможные степени окисления углерода (слайд 22)
Химические свойства углерода ( взаимодействие с металлами, неметаллами, оксидами) (слайд 23)
Вопросы
- Какие свойства проявляет углерод при взаимодействии с металлами и неметаллами?
- Какая степень окисления у него в карбидах?
Взаимодействие с сильными окислителями (написать уравнения окислительно-восстановительных реакций и составьте схемы электронного баланса) (слайд 23)
Вопрос
- Почему активированный уголь применяют в медицине и противогазах?
II. Лабораторная работа.
7. Адсорбция-это процесс поглощения поверхностью твёрдого тела жидкости (из-за пористого строения тела). Продемонстрировать это явление опытом.
ОПЫТ: К раствору синего лакмуса добавить размельчённый активированный уголь. Отфильтровать полученную смесь. (Фильтрат совершенно прозрачный.). Дайте объяснение данному явлению
III. Работа по учебнику. (Г.Е.Рудзитис. Химия 9 класс с.82,)
8. Применение углерода. (Рассмотреть рисунок 24) учебника и выяснить области применения углерода: угля, графита, сажи).
9. Круговорот углерода в природе. (Рассмотреть слайд № 24 и выяснить, какие процессы идут в природе с участием углерода: гниение, брожение, дыхание, гниение, фотосинтез).
IV. Закрепление изученного. Тест (слайд 25)
V. Проверка знаний, выставление оценок (слайд 26)
VI. Домашнее задание: п. 24,25, упр. 4-9 стр. 90., записи в тетради.
15