Модуль Ацетилен и его гомологи — органическая химия 10 класс
Модуль: «Ацетилен и его гомологи» - 10 класс (парные уроки - 2 часа)
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ (УЭ) СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ
УЭ - 0 Используйте для усвоения модуля следующую литературу:
Учебник Л.А.Цветков «Органическая химия 10-11»
Дополнительная литература: «Книга для чтения по органической химии» УЭ – 1
2 мин ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
Знать общую формулу алкинов, способы получения, физические и химические свойства, применение их.
Усвоить основные понятия: «тройная связь», « sp – гибридизация».
УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
Уметь объяснить строение ацетилена и его гомологов.
Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, давать им названия.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена, а также способы его получение в промышленности и в лаборатории.
Учиться распределять время работы над модулем.
Учиться осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Уметь соотносить результат своей работы с поставленными целями. Внимательно прочитать, осмыслить, настроиться на выполнение заданий учебных элементов (УЭ)
УЭ – 2
10 мин. ЦЕЛЬ: запомнить разные формулы ацетилена, изучить пространственное строение его молекулы, выучить определение алкинов и их общую формулу.
Работайте индивидуально.
- Используя текст учебника, запишите молекулярную и полную структурную формулу ацетилена в тетрадь;
- выясните строение молекулы ацетилена: вид гибридизации и ее характеристики - валентный угол, длина связи, δ (сигма) и π (пи) связи, пространственная форма молекулы;
- сформулируйте и запишите определение «Алкины», выведите общую формулу гомологического ряда «Ацетиленовые углеводороды или Алкины».
Работайте в парах.
ЗАДАНИЕ 1.
- Что называется алкинами, их общая формула.
- Молекулярная формула ацетилена (этина).
- Полная структурная формула ацетилена.
- Сколько в ней δ (сигма) связей? Сколько в ней π (пи) связей?
- Назовите основные характеристики sp-гибридизации: валентный угол, длина связи, форма молекулы
КОНТРОЛЬ: Взаимоконтроль. Сосед по парте оценит ваш ответ. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл – максимально 5 баллов. Работа с учебником «Органическая химия 10-11» Л.А.Цветкова § 16, стр. 68-69.
Не забывайте о составлении конспекта в тетради: записывайте только самое главное.
Только когда вы будете уверены, что поняли и запомнили материал, приступайте к выполнению задания, отвечая на вопросы соседу по парте.
При разногласии обращайтесь к учителю.
Проставьте баллы в оценочный лист соседа по парте.
УЭ – 3
10 мин.
ЦЕЛЬ: Познакомиться с гомологами ацетилена, научиться составлять структурные формулы гомологов и давать им названия.
Самостоятельно работайте в тетради!
ЗАДАНИЕ 2.
А) Дайте названия по систематической номенклатуре следующим веществам:
CH3
І
1)CH3 –CΞ C – CH – CH3 2) CH Ξ C – C – CH3
І І
CH3 CH3 CH3
І
3)CH3 – CH 2 – CH – C ΞCH 4)H3C – C – CΞ C – CH – CH3
І І І CH3 C2H5 CH3
Б) Составьте структурные формулы алкинов по названию:
1) 2,5 – демитил – 5 – этилгептин – 3
2) 4,4 – диметилгексин – 1
КОНТРОЛЬ: Самоконтроль. Сверь свой ответ со шпаргалкой учителя. За каждое правильно написанное название и составленную формулу вы получаете 1 балл -максимально 6 баллов. Работа с текстом учебника
«Органическая химия – 10-11».
Л.А.Цветкова стр.69-70. Прочитайте статью «Гомологи ацетилена».
Делайте записи в тетради.
Проставьте баллы в свой оценочный лист.
УЭ – 4
10 мин. ЦЕЛЬ: Познакомиться с видами изомерии, характерными для гомологического ряда ацетилена.
Информация!!!
У алкинов выделяют три вида изомерии:
изомерия углеродного скелета,
изомерия по положению краткой (тройной ) связи,
межклассовая изомерия (изомерия по принадлежности к различным классам).
Самостоятельно работайте в тетради!
ЗАДАНИЕ 3.
Составьте структурные формулы возможных изомеров состава С5 Н8. Дайте им названия.
КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Сверьте свой ответ со шпаргалкой учителя и объективно оцените выполненное задание. За каждую правильно написанную формулу вы получаете 1 балл – максимально 8 баллов. Работа с текстом учебника «Органическая химия» 10 кл. Л.А. Цветкова стр.69-70. Прочитайте статью «Гомологи ацетилена»
Проставьте баллы в свой оценочный лист.
УЭ – 5
20 мин. ЦЕЛЬ: Познакомиться со способами получения ацетилена и его гомологов в лаборатории и промышленности. Знать и уметь составлять уравнения данных реакций. Изучить физические свойства ацетилена.
ЗАДАНИЕ 4.
Работайте в группе.
1. Получите ацетилен.
- Соберите прибор для получения ацетилена, используя рис.63 с 263 учебника). - Работайте осторожно, соблюдая правила техники безопасности (бурное выделение ацетилена)!
- Пропустите газ-ацетилен через раствор перманганата калия КМпО4 . Что наблюдаете?
- Почему изменился цвет раствора КМпО4 ? - Как называется данный способ получения ацетилена в лаборатории?
2. Запишите уравнение данной реакции.
- Какими способами получают ацетилен в промышленности?
3. Запишите уравнение реакций.
4. Каковы физические свойства ацетилена?
КОНТРОЛЬ: Групповая оценка. Группа оценит участие каждого в выполнении данного УЭ, определит, сколько баллов вы заработали и каждый внесет эти баллы в свой оценочный лист – максимально 6 баллов. Работа с текстом учебника
Л.А.Цветкова
«Органическая химия» 10 кл. стр. 72-74
НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ! ВРЕМЕНИ МАЛО!
Обращайтесь за консультацией к учителю. По окончании практической части работы наведите порядок на рабочем месте, сообщите лаборанту об окончании работы.
Не забудьте проставить баллы в свой оценочный лист.
УЭ – 6
15 мин ЦЕЛЬ: Изучить химические свойства ацетилена и его гомологов.
ЗАДАНИЕ 5.
Работайте индивидуально.
Информация!!!
Для ацетилена и его гомологов характерны реакции присоединения, окисления и полимеризации.
Все уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена, запишите в тетрадь.
Примечание!!!
Для ацетилена также характерны реакции замещения. Поскольку в молекуле ацетилена электронная плотность сосредоточена на углеродных атомах, электроотрицательность их повышается до 2,75 и атомы водорода в молекуле способны замещаться на металлы с образованием ацетиленидов. Примеры данных реакций допишите к химическим свойствам алкинов.
H – CΞC – H+ NaNH2 →H – CΞC – Na+NH3
амид ацетиленид натрия натрия р-р NH3
H – CΞC – H+Ag2O - - -→ Ag-CΞC – Ag+H2O
желтая
окраска,
ацетиленид серебра
р-р NH3
CH3 – CΞC – H+CuCl - - -→CH3 – CΞC – Cu +HCl
КОНТРОЛЬ: Проверяет учитель у того, кто первым в группе выполнит задание. Сверь свой ответ с проверенным заданием. За каждое правильно написанное уравнение вы получаете 1 балл – максимально 5 баллов. Работа с текстом учебника
Л.А.Цветкова
«Органическая химия 10-11» с 70-72. Прочитайте статью «Химические свойства».
УЭ – 7
5 мин. Цель: Познакомиться с применением ацетилена и его гомологов.
ЗАДАНИЕ 6.
Заполните таблицу:
Вещество Применение
КОНТРОЛЬ: Взаимоконтроль. Сосед по парте оценит ваш ответ 1 балл за пример – максимально 5 баллов.
Используйте текст учебника
Л.А.Цветкова
«Органическая химия 10-11» стр.72. Прочитайте статью «Применение ацетилена».
УЭ -8
5 мин. РЕЗЮМЕ: А теперь самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие цели стояли перед вами. Подсчитайте общее количество баллов, занесите в графу «Итог». УЭ – 9
10 мин.
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ:
ЗАДАНИЕ 1. Тест - обязательного уровня-
5 баллов
1 вариант 2 вариант
1.Общая формула непредельных углеводородов ряда ацетилена:
А) СnН2п+2
Б) СnН2п
В) СnН2п-6
Г) СnН2п-2
2. Укажите формулы изомеров вещества, имеющего формулу:
НСΞС – СН2 – СН2 – СН3
А) Н2С=СН – СН2 -СН=СН2
Б) Н3С – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
В) Н3С – СΞС – СН2 – СН3
Г) Н2С – СН2
Н2С СН2 \ /
СН23. Дана цепочка превращений:
СаС2→С2Н2→Х→( - СН2 – СН - )n –
СІ
какая из формул соответствует веществу Х ?а) СНСl – СНСl
б) СН2=СНСl
в) СН2Сl – СН2Сl
Лабораторный способ получения ацетилена:
А) 2СН 4→С2Н2+3Н2
Б) СаС2+2НОН→
→Са(ОН)2+С2Н2
Какие типы химических реакций характерны для ацетиленовых углеводородов?
А) окисления
Б) присоединения
В) замещения
Г) поликонденсации
Д) полимеризации 1. Химическая формула ацетилена:
А) С2Н4
Б) С2Н2
В) С2Н6
2. Укажите формулы гомологов:
А) НСΞС – СН3
Б) НСΞСН
В) Н2С=СН – СН3
Г) Н2С=С=СН23. С какими из перечисленных веществ взаимодействует ацетилен?
А) бромная вода
Б) вода
В) аммиачный раствор оксида серебра.
Г) кислород
Д) серебро
4. Физические свойства ацетилена:
А) жидкость
Б) газ
В) малорастворим в воде
Г) с резким запахом
Д) легче воздуха
Е) тяжелее воздуха
5. Дана цепочка превращений:
СН2=СН2→Х→СНΞСН
Какая из формул соответствует веществу Х?
А) СНСl=СНСl
Б) СН3 – СН2Сl
В) СН3 – СН3
Г) СН2Сl – СН2Сl
ЗАДАНИЕ 2. Уровень выше обязательного - 3 балла.
*Имеется смесь газов пропана, бутадиена и ацетилена. Какими веществами и в какой последовательности нужно действовать на эту смесь, чтобы разделить газы? Напишите уравнения реакций.
ЗАДАНИЕ 3. Высокого уровня сложности - 4 балла.
*Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
1 2 3 4
СаСО3→СаС2→НСΞСН→СН2=СНСl
(- СН2 – СН - )n
СlКОНТРОЛЬ: Проверяет учитель, подводит итог и выставляет отметку. Все закрыть!
Задание выполняйте на обратной стороне оценочного листа. Запишите номер варианта. В зависимости от степени усвоения нового материала выполняете задания выходного контроля.
Учебниками не пользоваться!
Задание выполнять самостоятельно в тетради.
УЭ – 10
3 мин. РЕФЛЕКСИЯ:
- Чем мне понравился урок?
- Чем не понравился?
- Как я оцениваю свою работу?
- Как оцениваю работу своих товарищей? Можно использовать рисунок, цветовую гамму или просто написать.
Оценочный лист
ФИ учащегося класс
УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 Итог УЭ-9 Общее число баллов Отметка
Отметка: «5» - 40-47 баллов, «4» - 39-30 баллов, «3» - 29-20 баллов, «2» - меньше 20 баллов.