Разработка урока по органической химии. Непредельные углеводороды. Алкены.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский индустриально-технологический техникум»
Одобрена
на заседании методической «Утверждаю»
комиссии дисциплин
общеобразовательного цикла Зам. директора по УМР
Протокол №___ от «___» __________2015г. Ковалева Н.С.
Председатель МК ______________
Мартюк Е.Н. _____________
Методическая разработка
урока теоретического обучения
Дисциплина: ОУД 09. Химия
Курс: 1
Тема: «Алкены»

Разработал
преподаватель химии
Шабунина
Мария Александровна

Новошахтинск, 2015
 
Тема урока: Алкены 
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме, осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов, создать на уроке атмосферу поиска и успешности.
ОК 3: решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
Задачи:
Обучающие:
        Проверить глубину, прочность и осознанность полученных знаний об алкенах.
        Повторить строение, изомерию и номенклатуру, свойства, получение и применение в промышленности.
        Закрепить представление о связи между строением, свойствами и областями применения
Развивающие:
        Развивать у обучающихся познавательный интерес и творческие способности.
        Способствовать развитию умений классифицировать и обобщать изучаемые строения и свойства.
        Иллюстрировать уравнения химических реакций.
        Приобщать обучающихся к исследовательской работе.
Воспитательные:
        Формировать интерес к изучению химии
        Содействовать развитию воли обучающихся, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации проблемности, занимательности, интереса.
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: урок-практикум
Методы обучения: объяснение, демонстрационный, метод самостоятельной работы, метод взаимопроверки, практический метод, исследовательский метод.
Оборудование: компьютер с мультимедийной системой, презентация к уроку, карточки-задания, раздаточный материал для рефлексии и оценки знаний, ватман со схемой.
Алкены — презентация
 
 
Этапы проведения урока
1. Организационный этап (актуализация знаний) – 2 мин
2. Систематизация и обобщение знаний – 32 мин
3. Закрепление материала – 5 мин
4. Этап подведения итогов (рефлексия) – 5 мин
5. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы– 1 мин
 
Ход урока
 
1. Актуализация знаний – 2 мин
Приветствие.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Алкены» в форме урока открытых мыслей.
В результате работы на уроке мы заполним кластер с блоками, являющиеся основными вопросами:
1.     Строение алкенов;
2.     Изомерия и номенклатура;
3.     Химические свойства;
4.     Получение;
5.     Применение алкенов.
 
По этим вопросам вы подготовились, и я думаю, что вы сегодня покажете:
        свои знания по теме урока,
        то, что вам неясно – поймёте,
        и самое главное – покажете свои умения обобщать, анализировать и систематизировать учебный материал.
И не случайно девиз урока: «Величие человека в его способности мыслить». (Слайд 1). У вас на столе лежит таблица, которую Вы будете заполнять в ходе урока. По результатам заполнения вы получите отметки за урок (приложение 1). Я надеюсь, что получится хороший конструктивный разговор, желающие отвечать – поднимают руки. Приветствуются дополнения, исправления к ответам.
 
2. Систематизация и обобщение знаний – 32 минуты
По результатам выполнения каждого задания обучающиеся обращаются к таблице рефлексии.
После разбора каждого пункта плана обращаемся к заполнению кластера.
1. Строение
А сейчас вы порадуете меня вашими открытыми мыслями по строению алкенов. Алкены, они же непредельные, они же этиленовые, они же олефины – многочисленный класс, который образует свой гомологический ряд.
Этот ряд имеет свою визитную карточку – общую формулу. (Слайд 2).
Задание 1.
По общей формуле алкенов составить молекулярную, структурную формулы, еслиn = 2 и n=3. Объяснить, что показывают эти формулы. Дать определение алкенам.
Обучающиеся выполняют задание в тетрадях, двое демонстрируют решение на доске.
 
Задание 2.
«Считалочка» – назвать по порядку формулы и названия гомологического ряда алкенов.
Обучающиеся по цепочке называют члены гомологического ряда алкенов.
 
Задание 3 . «Кто внимательнее?»
По формуле алкена составить название (слайд 3).
 Обучающиеся выполняют задания в тетради, один из обучающихся комментирует выполнение задания
 
Задание 4. Перечислить типы изомерии, характерные для алкенов.
 
2. Свойства
А сейчас переходим к свойствам. Если алканы – это химические ленивцы, которые вступают в реакции только в жёстких условиях (температура, катализатор, солнечный свет), т. к. до предела насытились атомами водорода, то алкены – прямая противоположность и слывут, как химические трудоголики, вступая в реакции присоединения и окисления.
 
Задание 5. Звуковой вопрос – сказка «О роде алкенов».
Внимательно выслушайте сказку и запишите в тетрадях её содержание в виде уравнений реакций (с водородом, кислородом, хлором, полимеризация).
H2C=CH2 + H2 → H3C-CH3
C2H4 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O
H2C=CH2 + Cl2 →Cl-H2C-CH2-Cl
nH2C=CH2 → -(H2C—CH2)-
 
В далёком государстве, в губернии химической
Жил – был род Алкенов гомологический,
Хочу сказать вам всем,
Что самым знаменитым был Этен.
Всё бы хорошо, да только стали
Разные вояки нападать
И алкенов притеснять,
Но сражаться с ними все страшились,
Только Этилены и решились.
 
Вот напал на них Водород – Кощей,
А за ним – вслед Галоген-Злодей,
А могучий Кислород Горыныч-Змей
Вовсе их не пожалел:
Бедный Этилен весь дотла сгорел.
Стали они думать и гадать,
Как им армию собрать –
На защиту рода встать.
 
И мудрец катализатор,
Ускоритель всех реакций,
Указал им путь полимеризации.
И когда соединился каждый мономер,
То образовался могучий полимер.
Теперь понятно вам, надеюсь всем,
Как появился там Полиэтилен.
 
Правильные ответы демонстрируются на экране (слайд 4), обучающиеся исправляют ошибки. На примере студентов демонстрируется реакция полимеризации.
 
3. Получение
Теория без практики ничего не значит.
Задание 6. «Оживи опыт» – видео вопрос.
К демонстрационному опыту составить уравнение реакций, если исходные продукты – этанол и серная кислота.
С2Н5ОНС2Н4 + Н2О
С2Н4 + Вr2 = С2Н4Вr2
Правильные ответы демонстрируются на экране (слайд 5), обучающиеся исправляют ошибки.
 
Задание 7. Блиц – турнир на знание химических понятий.
Дать определения: гомологи, изомеры, гибридизация.
Обучающиеся с места дают определения.
 
Задание 8. «Приятная неожиданность» – звуковой вопрос-загадка.
Ребята, перед уроком нам пришло неподписанное письмо. Нам нужно определить его автора.
Чтение письма.
Вам интересно узнать кто я, тогда слушайте. Я появился на земле путём синтеза всего лишь полвека назад. И за этот короткий срок успел завоевать весь мир. Я необходим в медицине, в машиностроении, в транспортной отрасли. Вхожу в состав товаров бытовой необходимости. Выигрываю в сравнении с природными материалами: дешёвый, лёгкий для переработки, безвредный для человека.
Есть у меня ещё одно достоинство, связанное с моим характером. Из-за жёсткости меня трудно повредить.
А ещё представьте длинную-длинную цепь из 5-6 тысяч звеньев, представили?! Так это, тоже я. Имея такую молекулу, я могу противостоять не только воде, но и кислотам.
Ну, а если дорогие друзья меня не правильно использовать, я выделяю токсичные вещества, и ваша нервная, кровеносная системы, печень обязательно пострадают.
Узнали, кто же я?
 
Чтобы перейти к индивидуальной работе, немного отдохнём и послушаем стихи о применении полимеров.
 
Поэтическая пауза (стихи о применении полимеров).
Выступление обучающегося.
 
Не знает нынче лишь невежда
Для книг обложки и одежда,
Линолеум, пенал, портфель
Игрушек ярких карусель.
 
Кожзаменитель и тефлон,
В диванах, креслах – паралонВ машинах– разные детали
В квартирах окна ими стали.
 
На стенах и на потолках
Панели, плитка – просто – ах!
И упаковкой людям служат
Имея их, врачи не тужат.
 
 
3. Закрепление материала – 5 мин
 
Химический диктант-утверждение (индивидуальная работа).
Обучающиеся получают карточки с заданиями, где, если согласен с утверждением, то рядом с порядковым номером ставят знак «+», если нет, то «-». Затем обмениваются карточками для самопроверки. Правильные ответы выводятся на экран. (Слайд 6).
Вариант 1.
1. Общая формула алкенов Сn Н2n +2.
2. В молекулах алкенов две двойные связи.
3. Этен – важнейший представитель алкенов.
4. Для алкенов характерны реакции замещения.
5. Алкены – ненасыщенные углеводороды.
6. Алкены – сырьё для получения полимеров.
7. Формула этена – C2H4.
8. Алкены применяют для сварки металлов.
9. Этен получают дегидратацией этанола.
 
Вариант 2.
1. Названия алкенов образуют с помощью суффикса – ан.
2. Для алкенов характерны реакции присоединения.
3. Алкены горят с образованием СО2 и H2O.
4. Общая формула алкенов СnН2n.
5. Формула этена C2H2.
6. Алкены – предельные углеводороды.
7. В молекулах алкенов одна двойная связь.
8. Алкены обесцвечивают раствор брома.
9. Атомы углерода в молекулах алкенов находятся в sр3 – гибридном состоянии.
 
Критерии оценок:
«5» – 1 ошибка
«4» – 2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
 
 
4. Подведение итогов, оценки за работу. Рефлексия – 5 мин.
Проводится совместное обобщение изученного материала виде составления синквейна.
 
 
5. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы – 1 мин.
Написание эссе «Настоящее и будущее полимеров».
В выполнении внеаудиторной самостоятельной работы вам помогут информационные листы о применении полимеров. (Приложение 2).
 
Большое спасибо за взаимопонимание и открытые мысли! Урок окончен.
 

Полный правильный ответ Неполный
ответ Неправильный ответ Дополнение
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Приложение 1
 
ФИО ________________________________
 
я познакомился с ______________________________________________было непросто _________________________________________________я добился ___________________________________________________у меня получилось _____________________________________________хотелось бы ____________________________________________________мне запомнилось _________________________________________________я попробую ______________________________________________________
Приложение 2
 
Полимеры в медицине
Половина производимого в мире этилена идет на получение полимеров. Области использования – машиностроение, электротехника, транспорт, медицина, строительство, текстильная промышленность. К 2015 году их доля в мировом производстве достигнет 90%. Если 50 лет назад в промышленности использовалось несколько десятков полимеров, то теперь их выпускается более 400 видов. В медицине успешно из полимеров изготовляют кровеносные сосуды, пищевод, клапаны сердца. На планете в 2005 году искусственные кости и суставы получили 15 000 человек, кровеносные сосуды – 240 000 человек, клапаны сердца – 900 000 человек, искусственные почки – 11 млн.
 
Полимеры в транспортной отрасли
В настоящее время очень перспективными стали композиты – это материалы, созданные на основе полимеров и сплавов. Они используются в самолёто- и машиностроении.
Например, в транспортном самолёте «Русла» работает 5,5 тонн разнообразных композитов, что позволило сэкономить 15 тонн металла. В мировом автомобиле строении средняя «пластмассоёмкость» в автомобиле составляет 75 кг. Применение 1 тонны пластмасс позволяет сэкономить 6 тонн металла.
 
Полимеры в текстильной промышленности
Изделия из синтетических волокон, кожзаменители – неотъемлемая часть гардероба для каждого из нас. Предполагается, что в 2011 году на каждого человека будет выпускаться 25 кг волокон, где на долю синтетики будет приходиться 70%. Искусственные материалы отличаются от натуральных своей долговечностью и надежностью. Например, стальная труба выходит из строя через 5 лет, а пластмассовые трубы служат 20-30 лет.