урок по химии (10 класс) на тему Получение и применение предельных одноатомных спиртов
Урок по теме: 10 класс
«Получение и применение
предельных одноатомных спиртов»
Хабибярова А.А.
Цель урока: познакомить со способами получения и применения спиртов.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучить способы получения спиртов и области их применения;
- углубить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
2. Развивающие:
- развитие умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,
- навык взаимного сотрудничества при работе в паре;
- навык рефлексии;
- логико-смыслового мышления.
3. Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию научного мировоззрения,
- интереса к химии
- формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению.
Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос).
Средства обучения: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютеры.
Оборудование на столах учащихся: водный раствор яичного белка, азотная кислота, этанол, вода, пробирки, штатив для пробирок.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос (по цепочке).
Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.
- какие соединения называют кислородосодержащими?
- перечислить кислородосодержащие группы (-ОН гидроксильная, -СООН карбоксильная, -С=О карбонильная).
- по числу гидроксильных групп на какие группы делятся спирты? (одноатомные, многоатомные).
- по характеру углеводородного радикала? (предельные, непредельные, ароматические)
- по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). Четвертичных не бывает, так как атом углерода связан с 4мя другими атомами углерода, поэтому на связь с – ОН нет больше валентности.
Мотивация.
Учитель: что вы знаете о спиртах? Какими способами получают, и где применяют спирты?
Из материала сегодняшнего урока вы найдете ответы на эти вопросы.
Знать:
- способы получения,
- области применения,
- вредное воздействие этанола на организм человека.
Уметь:
- составлять уравнения химических реакций,
- опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,
- делать выводы.
И так, запишите число и тему нашего урока. Сейчас вместе с вами сформулируем цель урока: познакомиться со способами получения и применения спиртов.
Изучение нового материала
3.1. Учитель: В природе спирты в чистом виде встречаются очень редко, в основном в виде производных – сложные эфиры.
Хотя спирты можно рассматривать как производные углеводородов, получить их непосредственным окислением алканов очень трудно.
Поэтому вначале из предельного углеводорода получают
галогенопроизводное, затем гидролизом получают спирт.
Рассмотрим схему превращений: СnH2n+2 ---- СnH2n+1 Hal ---- СnH2n+1 OH.
Эта схема указывает на генетическую связь между углеводородами и спиртами.
А сейчас рассмотрим на примере уравнений реакций:
C2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl
C2H5Cl + NaOH -HO -- C2H5OH + NaCl + Н2О
Однако на практике этот способ не применяется.
Учитель: А сейчас рассмотрим основные способы получения спиртов.
Цель: познакомиться с этими способами получения.
1. Гидратация алкенов – присоединение воды по пи-связи молекулы алкена.
СН2 = СН2 + Н2О ----- C2H5OH , такой спирт называется синтетическим.
Метанол – древесный спирт – указывает на способ его получения – сухая перегонка древесины.
В промышленности получают при взаимодействии водорода с угарным газом при повышенной температуре, давлении и в присутствии катализатора.
СО + 2Н2 -------- СН3 –ОН
Брожение пищевого сырья (зерновых культур, картофеля, ягод, отходов сахарного производства).
C6H12О6 --------- 2 C2H5OH + 2 СО2
Спирт, полученный таким способом, называют пищевым или винным.
3.2. Применение спиртов.
Учитель: переходим к сфере применения спиртов.
Цель: выявить области применения спиртов на примере этанола.
Вам предстоит самостоятельно выявить области применения спиртов на примере этанола. Выпишите, пожалуйста, в тетради области применения этанола используя схему №7 на стр.153 учебника.
Учитель: Применение этанола обширно. Он используется в производстве:
( учащиеся перечисляют):
- синтетического каучука,
- лекарственных препаратов,
- как растворитель,
- лаки, краски, парфюмерные средства,
- в медицине – как дезинфицирующее средство ( так как убивает все микробы),
- для приготовления алкогольных напитков.
Остановимся на последнем пункте.
Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и воздействию на организм человека. Но среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный яд, который человек употребляет в ущерб своему здоровью – это этиловый спирт.
Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.
Статистика:
Учитель: А сейчас, ребята, у вас есть возможность почувствовать себя в роли исследователя, и на практике узнать о процессах разрушения белков в организме под влиянием этанола.
Практическая работа: «Влияние этанола на молекулы белков».
Учитель: Проведем небольшое исследование. Вы должны проверить опытным путем влияние этанола на молекулы белков.
Работа будет проходить в парах. Перед тем, как приступить к эксперименту, необходимо повторить Правила техники безопасности при проведении практических работ.
Инструктивная карта № 1.
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания.
Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.
Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом.
Цель эксперимента:
Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.
Ход эксперимента:
Добавьте в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Инструктивная карта № 2.
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания.
В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма.
Цель эксперимента:
Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса.
Ход эксперимента:
Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Инструктивная карта № 3.
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания.
Бактерии имею очень малые размеры и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков.
Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.
Цель эксперимента:
Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами ( вызывает гибель бактериальных клеток)
Ход эксперимента:
Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Учитель: Ребята, давайте подведем итог по практической частью нашего урока:
- как влияет этанол на ферменты клетки?
- что происходит с эритроцитами под влиянием этанола?
- как влияет этанол на живые клетки?
Вывод: этиловый спирт вызывает гибель белковых молекул. Опасен для живого организма.
Сведения из области медицины.
Цель: расширить кругозор учащихся по данной теме.
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно –кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая клеточные мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма.
Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток головного мозга, 100 грамм вина -5000 клеток, 100 грамм водки -7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
В одной бутылке пива содержится 100 грамм водки.
Учитель: а теперь, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и слайды презентации о вредном воздействии этилового спирта на организм человека.
Вывод:
- этанол незаменим в медицине, т.к. обладает множеством полезных свойств.
- частое потребление этанола может вызвать алкогольную зависимость.
- при злоупотреблении человек может нанести непоправимый вред своему организму, т.к. этанол оказывает негативное влияние на все системы органов.
Знать:
- способы получения,
- области применения,
- вредное воздействие этанола на организм человека.
Уметь:
- составлять уравнения химических реакций,
- опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,
- делать выводы.
Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: а теперь, для закрепления изученного материала, выполним следующее задание.
Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).
* - задание на «3».
Закончите уравнение реакции.
СН2 = СН2 + Н2О = - первый вариант
СО + 2Н2 = - второй вариант
** -задание на «4»
Закончите следующие уравнения реакций:
C2H6 + Cl2 =
C2H5Cl + NaOH -HO --
*** - задание на «5»
Осуществите следующее превращение для соединения с тремя атомами углерода.
СnH2n+2 ---- СnH2n+1 Hal ---- СnH2n+1 OH.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинение – рассуждение «Спирт: друг или враг?»
Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.
Рефлексия
Усвоил(а) ли ты материал урока?
Что этому способствовало?
Было ли тебе интересно?
Сумел(а) ли ты получить новые знания?
Ты сумел(а) показать свои знания?
Спасибо за урок !