Разработка урока-практикума Получение и свойства этилена


Тема: Получение и свойства этилена.
Образовательные цели:
закрепление, применение и оценивание знаний учащихся о практическом способе получения алкенов;
создание условий для формирования и развития экспериментальных умений учащихся;
формирование целостной системы знаний.
Воспитательные цели:
формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
формировать черты социально направленной личности учащихся.
Развивающие цели:
продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
способствовать развитию творческого подхода к учению.
Задачи:
знать лабораторный способ получения этилена, правила по технике безопасности при работе с органическими веществами и концентрированной серной кислотой;
уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями;
уметь составлять уравнения реакций, доказывающие свойства этилена, проводить наблюдения, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Тип урока: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.
Основные единицы знаний: лабораторный способ получения этилена; качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
Методы обучения:
словесные;
наглядные;
практические;
применение знаний;
формирование умений и навыков;
творческая деятельность;
инструктивно-практические.
Средства обучения:
учебник Нурахметов Н.Н.(11 класс)
электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс);
вопросы для повторения техники безопасности ;проектор;
карточка-путеводитель для 4-х групп, ( Приложение №1 )
плакат: «Осторожно работайте с химическим оборудованием! Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H2SO4!»;
концентрированная серная кислота – H2SO4;
раствор перманганата калия – KMnO4
штатив;
мерный цилиндр;
пробирки;
мерная ложка;
пробиркодержатель;
спиртовка;
прокаленный речной песок;
этиловый спирт – С2Н5ОН;
бромная вода Br2 (aq);
газоотводная трубка;
спички;
Ход урока:
 Дома ребята изучали самостоятельно Практическую работу №2 по учебнику с. 328-328.
На уроке практическую работу учащиеся выполняют экспериментально в группах (4 группы по 4 человека).
Подготовка к проведению практической работы (организационный этап).
Вопросы (актуализация знаний) о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и поведении в кабинете химии (можно использовать электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс).Вопрос 1.
Следует ли конец газоотводной трубки вынимать из пробирки с раствором, например перманганата калия, не прекращая нагревания смеси H2SO4 и С2Н5ОН?
нет соблюдать это правило необязательно;
так делать не следует, т.к. возрастает опасность разрушения пробирки- реактора;
да, т.к. при охлаждении пробирки- реактора создается разряжение и холодный раствор, попав в горячую пробирку, приведет к ее разрушению;
да, потому, что смесь в пробирке-реакторе должна остывать постепенно, иначе возможен взрыв.
Вопрос 2.
Для чего в смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты добавляют кипятильные камешки?
для более равномерного кипения;
кипятильные камешки предохраняют смесь от перегрева;
для увеличения объема смеси;
кипятильные камешки играют роль катализатора.
Вопрос 3.
Как правильно приготовить реакционную смесь (смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты)?
Вопрос 4.
Прокомментируйте изображение «нагревание жидкости в пробирке».
Повторение основных правил техники безопасности.
3. Беседа о ходе проведения работы, с использованием карточек-путеводителей, запись цели работы (проверка домашнего задания, постановка цели).
Цель работы: научиться получать этилен в лаборатории и проводить качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
4. Проведение практической работы (оперирование знаниями, умениями и навыками).
4 группы учащихся получили карточку-путеводитель и приступили к выполнению
( карточка-путеводитель ) Приложение №1
5. Составление и оформление отчёта о выполнении работы индивидульно .Приложение №2
6. Домашнее задание:§ 4.2 стр.92
Задача. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.
Практическая работа закончена, учащиеся сдают тетради для практических работ на проверку,
Приложение №1

Приложение № 2
Получение этилена и опыты с ним 
Ход работы Рисунок и наблюдения Уравнения реакций(орг. в-ва назвать) Вывод
1. ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА.
Поместить в пробирку кипятильники (битое стекло или фарфор) для равномерного кипения жидкости и налить 2-4мл смеси этилового спирта и конц. серной кислоты в объёмных соотношениях 1:3. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепить её в лапке штатива.Осторожно нагревать смесь. НАБЛЮДЕНИЯ:1) ........................  CH3-CH2-OH  ....... 1) Каким способом в лаборатории получают этилен?2) Какую роль при этом играет серная кислота?
2. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ЭТИЛЕН.
1) Когда начнётся реакция, пропустить газ в пробирку с 2-3мл подкисленного раствора перманганата калия, опустив газоотводную трубку до дна пробирки (нагревание не прекращат;2) Пропустить газ в пробирку с таким же кол-ом бромной воды. НАБЛЮДЕНИЯ:1) ........................  1) CH2=CH2 + [O] + HOH ....... 2) CH2=CH2 + Br2(aq)  ....... 1) Какие вещества являются реактивами на двойную связь?2) О чём свидетельствует изменение окраски растворов перманганата калия и бромной воды?
3. ГОРЕНИЕ ЭТИЛЕНА.
Повернуть газоотводную трубку отверстием вверх и поджечь выделяющийся газ. Наблюдения: светящиеся или несветящиеся пламя? С2H4 + O2  .... Что можно сказать о содержании углерода в этилене? (ответ подтвердите рассчётом мас.доли С%)
6. Домашнее задание:
§ 4.2 ст. 91
Задача. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.
Практическая работа закончена, учащиеся сдают тетради для практических работ на проверку,
Правила техники безопасности в кабинете химии
 
 
1. Проводите опыты, предусмотренные учителем, соблюдая правила техники безопасности. 2. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами. 3. В химическом кабинете не ешьте, не пейте, не пробуйте вещества на вкус. Не наклоняйтесь над склянкой. 4. Определяя вещество по запаху, не делайте глубокого вдоха. Осторожно направляйте к себе газ или пар рукой. 5. Наливайте или насыпайте реактивы над столом. Пролитые или рассыпанные реактивы немедленно удалите по указанию учителя. Не оставляйте открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими реактивами. 6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте водой, затем нейтрализующим веществом. 7. Для опытов берите вещества в количестве, указанном учителем. 8. Оставшиеся вещества не ссыпайте и не сливайте в сосуд, из ко орого они взяты, а собирайте только в специально предназначенную посуду. 9. Убирайте свое рабочее место, не оставляйте грязной посуду. 10. Правильно пользуйтесь нагревательными приборами и строго соблюдайте правила безопасности: • зажигайте спиртовку  спичкой или лучиной, гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком; • отверстие открытого сосуда направляйте в сторону от себя и от своих товарищей; • нельзя нагревать вещества в толстостенной посуде; • в пробирке нагревайте небольшое количество вещества, жидкость должна занимать не более 1/3 объема пробирки; • пробирку с веществом сначала нагрейте всю, а затем нагревайте в нужном месте; • нагревайте пробирку ниже уровня жидкости; • поджигайте испытуемый газ или пар после проверки их на чистоту; • после нагревания немедленно гасите пламя.