Методическая разработка практического урока по органике:ПРАКТИЧЕСКАЯ №1. Техника безопасности в лаборатории органической химии.


ПРАКТИЧЕСКАЯ №1. Техника безопасности в лаборатории органической химии.
При работе в лаборатории органической химии ученик должен ясно представлять специфику органических соединений, их ядовитость, огнеопасность, что требует особо осторожного обращения с ними и соблюдения определенных правил.
В лаборатории ученик работает в халате, застегивающийся спереди (халат легко снять в случае воспламенения). На рабочем месте кроме штатива с пробирками и реактивов, находится только рабочий дневник и мягкая салфетка.
Прежде чем приступить к выполнению работы, нужно внимательно изучить ее описание, знать свойства получаемых веществ.
При выполнении работы необходимо соблюдать аккуратность и осторожность. Невнимательность, незнание свойств веществ, с которыми ученик будет работать, могут привести к несчастному случаю.
При нагревании химических веществ в пробирке необходимо закреплять её в наклонном состоянии так, чтобы отверстие ее было направлено в сторону, противоположную от себя и не в сторону работающих рядом товарищей. Нагревают пробирку постепенно, передвигая пламя горелки по пробирке сверху вниз.
При работе с газоотводной трубкой нагревание пробирки можно прекращать, только предварительно удалив конец трубки из приемника с жидкостью. Если убрать источник нагрева преждевременно, жидкость из приемника может засосать в реакционную пробирку и она может лопнуть, а реакционная смесь попасть на лицо и руки.
Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус.
При определении запаха пары из пробирки или склянки направляют к себе движением руки.
Все опыты с веществами, обладающими резким раздражающим запахом, следует производить только под тягой.
Металлический натрий разрезают острым, сухим ножом на фильтровальной бумаге. Обрезки, остатки сразу же убирают в специальные склянки, наполненные сухим керосином или вазелиновым маслом. Реакцию с металлическим натрием следует проводить в совершенно сухой посуде.
Горючие и легко воспламеняющиеся жидкости (эфир, бензол, спирт) наливают вдали от огня, пробирки и колбы с ними нагревают на водяной или песчаной бане.
При воспламенении жидкости в сосуде, необходимо, прежде всего, погасить источник нагрева, а затем накрыть пламя салфеткой или чашкой. Если горящая жидкость разлилась на столе или на полу, тушат её только песком или закрывают плотным куском ткани. Не рекомендуется для тушения применять воду, так как органические вещества, как правило, не смешиваются с водой и растекаются вместе с нею, распространяя пламя.
При загорании одежды необходимо сразу накрыть горящего одеялом или верхней плотной одеждой.
При разбавлении серной кислоты водой, следует серную кислоту тонкой струей добавлять в воду (а не наоборот) при непрерывном помешивании раствора.
Воспрещается брать голыми руками щелочные металлы (калий, натрий, их гидроксиды), а также засасывать ртом кислоты, щелочи и растворители.
Склянки с реактивами общего пользования должны всегда находиться на общих полках.
Остатки горючих жидкостей, кислот, щелочей следует выливать не в раковину, а в специальные склянки.
После окончания работы и сдачи её преподавателю практикума ученик обязан привести в порядок свое рабочее место, проверить отключены ли электроприборы, вода, газ.
Опыт №1. Алканы ,получение метана,свойства
Р е а к т и в ы: натрия ацетат, натронная известь (смесь NаОН и СаО)
Выполнение работы:
В сухую пробирку на высоту 10 мм помещаем тщательно растертую в ступке смесь ацетата натрия и натронной извести в соотношении 1:2. Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой, устанавливаем в штатив и нагреваем в пламени горелки. Выделяется газ - метан:
t0
22517104444900 СН3СOONa + NaOH CH4 + Na2CO3
Данный способ является удобным лабораторным методом получения метана.