Технологическая карта урока по теме «Водород, общая характеристика, нахождение в природе. Получение и физические свойства»


Технологическая карта урока по теме
«Водород, общая характеристика, нахождение в природе. Получение и физические свойства»
8 класс
Дидактическая цель:  создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала  по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Задачи урока:  
1. изучить физические и химические свойства  водорода; описывать и различать изученные  газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в парах. (метапредметный результат); 
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер,  учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 8 класс ,
Тест Эмоциональное состояние

5080013589000
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные знания УУД Ресурсы
1.Организационный (1 мин.)
Здравствуйте ребята!
Для работы на уроке вам потребуется: учебник, тетрадь, ручка, а так же ваше желание получить новые знания.
ОПРЕДЕЛИ эмоциональное состояние Приветствуют учителя. Готовятся к уроку Личностные 
(смыслообразование) 2. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 3 мин.)
Готовы, тогда начнем! Вот какая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатром де Розьером(1756–1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть газ; до него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли газ в легкие. Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако вещество в легких экспериментатора смешался с воздухом, и произошел сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Впрочем, он остался очень доволен опытом, который чуть не стоил ему жизни.
Повторять такой эксперимент мы с вами не будем, а будем соблюдать все правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
О каком веществе идет речь? Посмотрите видеоряд – это вам поможет найти ответ.
Я, газ, легчайший и бесцветный,Неядовитый и безвредный,Соединяясь с кислородом,Я для питья даю вам воду!
«В нем вода течет спокойно,
Три буквы убери из слова,
Вещество получишь ты.
Вещество, то всем известно-
Газ легчайший на Земле»
Первый я на белом свете:Во вселенной, на планете.Превращаюсь в лёгкий гелий,Зажигаю Солнце в небе.Гость из космоса пришёл.В воде приют себе нашёл! Слушают
Смотрят видеоряд Личностные 
(смыслообразование)
Познавательные 
(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
Регулятивные(прогнозирование, оценка, саморегуляция) Какой это газ? Ответы: -кислород зот -гелий -водород -углекислый газ вода Молодцы! Вы правы! Это водород Ответы:- водород 3. Этап изучения нового материала (20 мин.) И соответственно тема нашего урока - ??? ВОДОРОД. Это тема на 2 урока, а что же именно сегодня мы будем изучать????
Но в начале давайте определим порядок изучения новой темы на уроке. А исходя из плана урока, я думаю, вы легко назовете и задачи нашего урока. (Учащиеся предлагают план изученияТаким образом, основные задачи урока: познакомиться с новым химическим элементом – водородом, узнать какое простое вещество он образует, как его можно получить и какими свойствами он обладает. А для этого вы должны быть внимательными, активными и наблюдательными. Личностные(самоопределение)
Познавательные(общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)
Регулятивные(прогнозирование, коррекция)
Коммуникативные(определение способов взаимодействия) 3.1
Общая характеристика « Когда Водороду исполнилось 14 лет, ему вручили первый документ, удостоверяющий его личность».
?? Как вы думаете, какой? Учащиеся фронтально работают с учителем, отвечают на вопросы.
?? А какую информацию обычно можно найти в паспорте?
? Как вы думаете, какая информация была в паспорте у водорода? (выслушиваем предположения учащихся)
На уроке нам необходимо будет создать полностью заполненный
ПАСПОРТ ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА водорода
Откройте первую Стр «паспорта» водорода.
Что здесь отражено?
Какую информацию можно извлечь из фотографиии(формулы)
- Верно! Паспорт.
- Ф.И.О, фотография;
- дата и место рождения; т.е. индивидуальные сведения о человеке
- пол, гражданство;
- адрес, прописка;
Ответ – НАШ ПЛАН УРОкаФото водорода – его химическая формула
Молекула двухатомная, на латыни водород - гидрогениум Далее в паспорте идет Ф.И.О. и т.д- т.е. общие сведения , общая характеристика
ЗАПОЛНИТЕ данную страничку паспорта, используя свои уже имеющиеся знания
Все ли поля ВЫ заполнили???? Что вызвало затруднения?
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО добавить????
САМОПРОВЕРКА
ПЕРЕВОД С латинского – ДОМА
КТО открыл водород и когда??? 3.2
Нахождение в природе Следующая страничка в паспорте, прелистываем – называется НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной? Учащиеся работают с раздаточным материалом, заполняют схему
Умение извлекать информацию из стихов, диаграмм, таблиц, текста и преобразовывать ее в схему
Учащиеся называют нахождение водорода в природе, сверяем с образцом
Учащиеся Делают ВЫВОД: Водород - самый распространенный химический элемент во вселенной – № 1 3.3
Физические свойства Следующая страница в паспорте
?? Как вы думаете, что обозначают загадочные буквы в паспорте у водорода?
Дописываем недостающие физические свойства(легче воздуха, Нетоксичный) - Верно, водород – это Г - газ, без Ц - цвета, без В - вкуса, без З - запаха.
Учащиеся изучают информацию в паспорте, задают вопросы, переводят информацию из знаковой системы в текстовую.
А знаете ли вы….в нижних слоях атмосферы содержится исключительно мало водорода, на высоте 50 км его содержится 3 % (по объёму), а на высоте 100 км примерно 95 %. Подумайте почему. Познавательные(общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) 3.4
Получение Психологическая пауза. Проводится под музыку, имитирующую звуки в лаборатории - кипение, бурление и т. д.
«Сядьте прямо, наклонитесь на спинку стула, опустите руки, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы оказались в 18 веке в химической лаборатории. Это старое здание, стены выложены светло-зеленым камнем, везде множество светильников. В центре – стол с различным оборудованием и склянками с реактивами. Это рабочая комната английского ученого Генри Кавендиша, который сидит за столом возле небольшого окна и пишет в своем дневнике: «Я знаю лишь три металла, а именно: цинк, железо и олово, которые производят «горючий воздух», при растворении их в серной и соляной кислоте»»
Демонстрационный эксперимент «Получение водорода в лаборатории».
На что обратить внимание при просмотре видео
1. Какие вещества используют для получения водорода
2. ?? Как необходимо расположить пробирку, в которой будем собирать водород? Почему?
3.?? А как же доказать, что газ в пробирке – водород
В паспорт записываем
В лаборатории
1) металлл(цинк, магний , железо) + кислота(соляная , серная)
Уравнение составляем
- Обратите внимание на реакцию взаимодействия водорода и кислорода. Если реакция в соотношении 1 О:2Н, то образуется «гремучий газ»,
Не шутите с Водородом!
Он горит , рождая воду,
В смеси с Кислородом- братом
Он взрывается , ребята!
Вам скажу на всякий случай –
Эту смесь зовут « гремучей».
Такая реакция сопровождается взрывом, вот и объяснение, что произошло с химиком Розьером. Записывают в паспорт
18 век Генри Кавендиш открыл водород
Кто желает подробнее узнать историю открытия водорода – Самостоятельно дома с использованием доп. лит-ры и на следующий урок нам поведаете
Смотрят видео
Цинк и соляная кислота
Отверстием вниз, так как водород легкий газ
Для того, чтобы доказать наличие водорода, необходимо поднести к отверстию пробирки зажженную лучину (опыт проводит один из учащихся). При этом, если водород - чистый, то раздается характерный хлопок (мини взрыв, вот почему водород - горючий воздух), а если водород содержит примеси других газов – то раздается «лающий» свист.Работа с алгоритмом № 1 Проблемный вопрос: Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода:
- Какое сырье вы бы выбрали и почему?
Учитель: Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно, в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода. Учащиеся: Воду! Она доступна, её много.
Составить уравнение реакции записать в паспорт
_ другие промышленные способы получения дома дописать 4.Первичное закрепление (3  мин.) ДА-НЕТ ( поставить против цифры + или -)I вариант II вариант
1. Ядовитый
2. Самый распространенный элемент космоса.
3. Входит в состав оксидов. 
4. Участвует в процессе горения
5. Собирают в пробирку дном вверх
6. Выделяется при фотосинтезе
7. Легче воздуха
8. Получают при разложении воды.
9.Хорошо растворим в воде
10.Определяют по характерному хлопку 1. Нетоксичный
2. Молекула одноатомная
3. Газ без цвета, вкуса, запаха.
4.Определяют по вспыхиванию тлеющей лучинки
5.Является органогеном
6.На Солнце на его долю приходится лишь 1 %
7. Выделяется при взаимодействии магния с соляной кислотой
8. Собирают в пробирку отверстием вверх
9.В свободном состоянии находится в кратерах вулканов
10. Валентность элемента - II
Ответ: I вариант – ДА - 2,5,7,8,10
II вариант: ДА – 1,3,5,7,9 ВЗАИМОПРОВЕРКА – оценивание Регулятивные (оценка, саморегуляция) 5. Домашнее задание 6. Рефлексия (1 мин.) Вы хорошо сегодня поработали
Подведите итог урока
Самооценка.
Регулятивные (оценка, саморегуляция)
5080013589000