Урок по химии по теме Сера. Аллотропия. Свойства и применение


«Сера. Аллотропия. Свойства и применение».
Канаев С.И. учитель химии МБОУ ДХСОШ.
Упорный и терпеливый увидит
благоприятный конец начатого дела.
В.Г. Ян «Чингисхан»
Цели урока - изучить простое вещество серу и применять полученные знания на практике.
Задачи урока
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания об элементе и простом веществе – сера, её аллотропных модификациях и свойствах, применять знания о сере и её свойствах для решения практических задач.
- изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
- продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
- совершенствовать умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций
Развивающие: - создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные:
- показать значимость химических знаний  для современного человека.
- формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе, способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.Примечание: учащиеся выполняют работу на рабочих листах с указанием заданий, рекомендациями по усвоению учебного материала и домашним заданием.
Ожидаемые личностные результаты.
Ученик должен:
- воспринимать себя, как человека способного и компетентного;
- быть готовым к сотрудничеству и взаимопомощи, показывать «командный дух»;
- накапливать опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни.
Ожидаемые метапредметные результаты.
Ученик должен научиться:
- осуществлять деятельность УЧЕНИЯ;
- ставить учебные цели;
- искать и использовать необходимые средства и способы достижения;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Ожидаемые предметные результаты.
Ученик должен:
- знать строение серы, давать характеристику серы, писать уравнения, характеризующие химические свойства серы
- понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения.
- -уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ- 1 5 мин Входной контроль: проверить свою готовность к изучению нового материала.
1)Беседа.
С этим веществом человечество знакомо с глубокой древности. В переводе с древнеиндусского означает светло-желтая. Еще древние греки и римляне нашли ей разнообразное применение. Это вещество использовали в религиозных обрядах, этим веществом чернили оружие. Применялось в древнем Египте для приготовления красок, беление тканей, изготовление косметических средств. для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции, изготовлении пороха. У алхимиков это вещество было основной составляющей «философского камня». Это жизненно важный элемент. Входит в состав белков, ферментов, витаминов, гормонов. При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость костей, выпадение волос. На древнеиндусском звучит как СИРА.
О каком веществе был рассказ? (слайд № 2 ).
формулировка темы (слайд № 3 )урока в учебном листе:
2) Заполнить пропуски. (слайд № 4 ).
Характеристика серы
Сера - элемент … периода, … группы, … подгруппы.
Заряд ядра атома серы равен ….
В ядре атома серы … протонов, … нейтронов.
В атоме серы … электронов.
Электронное строение атома серы …..
На внешнем уровне в атоме … электронов.
Степень окисления атома серы низшая равна … , высшая равна ….
Простое вещество сера являетcя …..
Формула высшего оксида серы …. , его характер ….. .
Формула гидроксида серы …. , его характер …..
Проверьте правильность решения.
Самопроверка
Сера - элемент III периода, VI группы, главной подгруппы.
Заряд ядра атома серы равен +16.
В ядре атома серы 16 протонов, 16 нейтронов.
В атоме серы 16 электронов.
Электронное строение атома серы 1s2 2s2 2p6 3s23p4 .
На внешнем уровне в атоме 6 электронов.
Степень окисления атома серы низшая равна -2 , высшая равна +6
Простое вещество сера являетcя неметаллом.
Формула высшего оксида серы SO3 , его характер кислотный . Формула гидроксида серы H2SO4 , его характер кислотный .3) Определение уровня своей химической компетенции по изучаемой теме до изучения нового материала («лестница успеха» – поставить отметку)
В словаре Ожегова этот термин означает «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
Актуализация знаний учащихся.
Индивидуальная работа
Самопроверка.
Самооценка.


УЭ – 2
4 мин Изучение нового материала.
Степени окисления серы.
Цель: выявить возможные степени окисления серы.
Проблемная ситуация: почему у кислорода высшая степень окисления только +2, а у серы +6?
1) составление схемы размещения электронов по орбиталям атома серы в основном и возбужденном состоянии. (слайд № 5, ).
2) определение степени окисления серы в следующих соединениях: S, H2S, Na2S, SO2, SO3, H2SO3, H2SO4, Na2SO3, Na2SO4. (слайд № 6 ).

Заполнение таблицы
Характерная степень окисления серы Примеры веществ
-2 H2S, Na2S
0 S
+4 SO2, H2SO3, Na2SO3
+6 SO3, H2SO4, Na2SO4
Обсуждается с учащимися.
Работа в парах.
Работа с учебником.
Самостоятельная работа.
Самоконтроль
УЭ – 3
6 мин Изучение нового материала.
Нахождение серы в природе. (слайд № 7,8,9.10 ).
Цель: познакомиться с природными соединения серы.
Проблемная ситуация: почему сера встречается в природе, как в свободном виде, так и в виде соединений?
1) лабораторная работа «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
2) заполните таблицу «Сера и ее соединения»
Название Химическая формула Цвет Степень окисления серы в соединении
Самородная сера Пирит
Цинковая обманка Гипс
Глауберовая соль Обсуждается с учащимися.
Коллективное обсуждение проблемы.
Работа в группах.
Самостоятельная работа.
УЭ – 4
5 мин Изучение нового материала.
Аллотропные модификации серы. (слайд № 11,12).
Цель: выявить причины аллотропии серы, изучить их свойства
Правило-вывод: причины аллотропии серы: разное строение кристаллической решетки, разное количество атомов в молекуле.
Демонстрация: физические свойства серы (флотация)
Видеодемонстрация: превращение кристаллической серы в пластическую.
Заполни таблицу (слайд №13).:
Аллотропная модификация Строение молекулы Формула Физические свойства
Кристаллическая сера Пластическая сера Обсуждается с учащимися.
Просмотр эксперимента.
Выполнение задания.
Коллективное обсуждение
проблемы.
УЭ -5
12 мин Изучение нового материала.
Химические свойства серы (слайд №14).
Цель: изучить химические свойства серы, научиться составлять уравнения химических реакций.
Правило-вывод: окислительные свойства сера проявляет при взаимодействии с металлами и водородом, восстановительные свойства при взаимодействии с более электроотрицательными неметаллами
1)Задание.
1 группа – взаимодействие серы с металлами;
1) Какие свойства окислительные или восстановительные проявляет сера при взаимодействии с металлами? Почему?
2) Можно ли использовать серу для обеззараживания помещений от пролитой ртути? Запиши уравнения реакции
2 группа – взаимодействие серы с водородом;
Какие свойства окислительные или восстановительные проявляет сера при взаимодействии с водородом?
3 группа – взаимодействие серы с кислородом;
1) Какие свойства окислительные или восстановительные проявляет сера при взаимодействии с кислородом?
2) Какой вред окружающей среде может привести содержащаяся в угле и нефти сера?
Cравнение с эталоном (слайд №15, 16, 17). Обсуждается с учащимися.
Работа в группах
Выступление групп.
.
Коллективное обсуждение
проблемы.
УЭ -6
4 мин Изучение нового материала.
Применение серы. (слайд №18).
Цель: изучить практическое применение серы по схеме учебника и слайду, устно составить перечень профессий, представители которых или работают серой, или их изучают.
Задание. Заполнить таблицу.
В промышленности В медицине В сельском хозяйстве
Обсуждается с
учащимися.
Самостоятельная работа со схемой слайда и учебником.
УЭ -7
6 мин
Закрепление знаний
Интерактивный тест. (слайд №19).
УЭ – 8
1 мин Домашнее задание.
§9, 10
Задание 1: Относительная молекулярная масса кристаллической серы 256. Сколько атомов серы входит в состав молекулы этого вещества.
Задание 2: В каких соединениях сера может выступать в качестве:
только восстановителя
только окислителя
и восстановителя и окислителя.
УЭ - 9
2 мин Рефлексия
Давайте снова возвратимся к «лестнице успеха» и оценим еще раз свой уровень. Если вы считаете, что продвинулись, хотя бы на шаг, вперед, отметьте это на шкале самооценки. Это и есть ваш успех.
Всегда двигайтесь вперед и добивайтесь поставленных целей!
Оцените свою работу на уроке, ответив два вопроса:
1) Как я усвоил материал?
Получил прочные знания 9-10 баллов
Усвоил учебный материал частично 7-8 баллов
Мало что понял, надо поработать еще 4-6 баллов
2)Как я работал?
Сам справился с заданиями 9-10баллов
Допускал ошибки - 7-8 баллов
Не справился с частью заданий 4-6 баллов
Самооценка.
18-20 баллов - 5
14-17 баллов - 4
8-13 баллов - 3