Урок: Сера. Аллотропия серы. Свойства и применение
Конспект урока по теме: «Сера. Аллотропия серы. Свойства и применение»,
9 класс. УМК Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман.
Учитель химии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета» Никитюк Любовь Федоровна.
Цель урока: рассмотреть строение атома серы на основании положения в таблице Менделеева, физические и химические свойства, аллотропию и применение серы.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть строение атома серы, на основании ее положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.
Изучить физические и химические свойства серы, ее окислительно-восстановительную двойственность, нахождение в природе, области применения.
Продолжить формирование умений учащихся работать с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, проводить эксперимент.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета.
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Формировать коммуникативные умения через работу учащихся в парах.
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Продолжить формирование таких качеств личности как ответственное отношение к порученному делу, умение оценивать результаты своего труда.
Понятийный аппарат: самородная сера, сульфидная, сульфатная, аллотропия, демеркуризация.
Оборудование: ПСХЭ, компьютер, коллекция «Минералы», компьютерная презентация в программе Power Point; сера; спиртовка; спички; держатель; штатив с пробирками, вода.
Для лабораторных опытов учащихся: коллекция «Минералы», образец серы, вода в стаканчике, стеклянная палочка.
Тип урока: комбинированный. Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
Самостоятельная работа с текстом учебника;
Фронтальная;
Работа в парах;
Лабораторная работа,
Сообщения учащихся.
Методы и методические приемы:
Частично-поисковый.
Словесный (эвристическая беседа);
Наглядный;
Выполнение лабораторного опыта;
Заслушивание сообщений;
Практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт)
Выполнение физкультминутки.
Педагогические приемы:
Учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
Учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
Учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Ход урока
Этапы урока, время Формы взаимодействия Методы и приемы Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика Слайд №
Организационный момент
1 мин. Фронтальная Беседа Приветствую учащихся, спрашиваю о наличие всех в классе, настраиваю на урок. Приветствуют учителя. Актуализация знаний
5 мин. Фронтальная Создание проблемной ситуации Ребята, отгадайте загадку.
Вещество золотистого цвета:
Виноград опыляют им летом.
Можно видеть такую картину:
Каучук превращает в резину.
«Сера» - тема нашего урока.
Какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
Заслушивают и отгадывают загадку. Это сера.
Записывают тему в тетрадь.
Приводят план работы над темой:
Положение серы в периодической таблице
Строение атома
Нахождение в природе
Физические свойства
Химические свойства
Применение
Значение для человека Слайд №1
Изучение нового материала
20-23 мин.
Фронтальная Беседа
Выдвижение проблемы
Практический метод Предлагаю рассмотреть положение серы в периодической системе.
Задание: составьте схемы строения атома серы, электронную и графическую формулу. Определите степени окисления серы.
Вопрос: как вы считаете, в каком виде находится сера в природе?
Сера относится к группе «халькогенов», что переводится как «рождающие руды».
Выполните Лабораторный опыт № 4 «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений» (учебник с. 43).
Задание: рассмотрите образец серы. Определите агрегатное состояние, цвет серы. Испытайте растворимость серы в воде. Работа с периодической таблицей
Ученик у доски составляет схему строения атома, электронную и графическую формулы,
Определяют степени окисления серы.
Ответ: в свободном виде и в виде химических соединений.
Учащиеся выполняют ЛО № 4, затем проводят проверку.
Работа в тетради: сера кристаллическое вещество, желтого цвета, нерастворимое в воде. Ток и тепло не проводит. Слайд №3
Фронтальная
Самостоятельная работа с учебником
Индивидуальная работа
Выдвижение проблемы
Демонстрационный опыт: превращение кристаллической серы в пластическую.
Физкультминутка
Словесный
Индивидуальная работа
Сообщение учащихся
Беседа:
Что называется, аллотропией?
Какие виды аллотропии характерны для серы?
(Рассмотрите рисунок «Аллотропия серы» и стр. 29 учебника)
Нагреваю серу и выливаю в холодную воду.
Вопрос. О какой модификации серы идет речь в стихотворении:
У какой серы есть корона,
Но нет ни подданных, ни трона.
Корону сера надевает, когда устойчивой бывает.
Приглашаю всех провести физкультминутку.
Химические свойства серы.
Вопросы:
Какими свойствами окислительными или восстановительными обладает сера?
(ответ найти в учебнике на стр.30)
Задание: закончить уравнения реакций:
S + H2 =
S + Na =
S + Fe =
S + Hg =
S + O2 =
S + F2 =
Вопрос: что называют демеркуризацией?
Несколько учащихся получают задание по карточке: осуществить превращение по схеме:
H2S→S→Al2S3→Al(OH)3
Нам осталось рассмотреть вопрос о применении серы.
Таким образом, в процессе урока мы рассмотрели свойства серы. Обратимся к теме урока, на все ли вопросы мы нашли с вами ответ?
Ответ: аллотропия – это явление существования простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом.
Аллотропные модификации серы – кристаллическая и пластическая сера.
Записывают свойства аллотропных модификаций в тетрадь.
Учащиеся выполняют упражнения под видеоролик.
Учащиеся высказывают свои предположения.
В реакциях с кислородом сера – восстановитель. Проявляет степень окисления +4 и +6.
В реакциях с водородом и металлами сера окислитель. Проявляет степень окисления -2.
Учащиеся пишут реакции:
S + H2 = H2S
S + 2Na = Na2S
S + Fe = FeS
S + Hg = HgS
S + O2 =SO2
S + 3F2 = SF6
Ответ: Очистка помещений и предметов от загрязнений металлической ртутью и источников ртутных паров называется демеркуризацией.
Задания выполняют у доски и на местах.
Рассказ учащегося о биологической роли и применении серы:
В древности серу применяли для изготовления красок, косметики и пороха. В современном мире сера имеет широчайшее применение. Без нее невозможна жизнь в прямом смысле слова. Сера входит в состав органических веществ – белков, из которых состоит все живое. Очень скромно применение серы можно представить в виде схемы (слайд №9)
Примерные ответы учащихся:
Мы рассмотрели свойства серы: физические и химические
Выяснили, где встречается сера в природе
Рассмотрели аллотропию серы
Рассмотрели применение серы Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
и №8
Слайд №9
Первичное закрепление знаний
5 мин. Групповая (парная) Самостоятельная работа
Взаимопроверка в паре Задание: выберите верные утверждения
(вопросы задания напечатаны на листочках)
1.Строение атома серы:
а) + 15 )2)8)5
б) + 17 )2)8)7
в) + 16 )2)8)6
г) + 18 )2)8)8
2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления:
а) -2; +2; +4; +6
б) -2; +4; +5; +6
в) -2; +1; +3; +6
г) -2; +2; +4; +5
3. Какой модификации не существует:
а) ромбической
б) тетраэдрической
в) моноклинной
г) пластической
4. Сера не растворяется в:
а) ацетоне
б) воде
в) сероуглероде
г) толуоле
5. При комнатной температуре сера реагирует с металлом:
а) железом
б) цинком
в) алюминием
г) ртутью Выполняют тест
Осуществляют процедуру само - и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке
по ключу:
1 – в
2 – а
3 – б
4 – б
5 – г Слайд №10
Рефлексия
3 мин. Фронтальная работа Предлагаю учащимся выбрать незаконченное предложение на экране и продолжить его.
(слайд № 11) Заканчивают предложение, выказывая свое отношение к уроку, теме.
Слайд №11
Домашнее задание, комментирование оценок за урок
3 мин.
Фронтальная Комментирую домашнее задание и оценки за урок
Урок закончен. Всем спасибо. До свидания!
Записывают домашнее задание в дневник.
Слайд №12
Слайд №13Литература: