Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора


Управление образования
Администрации Тимского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Введенская основная общеобразовательная школа»
План-конспект урока химии по теме : "Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
(9 класс)
основного общего образования
2 ступень (базовый уровень)
Учитель - Голобокова Ольга Николаевна.
Курская область, Тимский район,
село Введенка, 2012 год
Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.
Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Оборудование:
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Видеодемонстрации».
Тип урока:
Комбинированный. Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
самостоятельная работа с текстом учебника;
фронтальная;
сообщения учащихся (индивидуальная);
работа в группах.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (коллекция, видеофрагмент)
на основе познавательной деятельности
частично-поисковый;
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Ход урока.
Организационный момент.
психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся.
Актуализация знаний (слайд 2.)
Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я".
Артур Конан-Дойл. "Собака Баскервилей"
Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент N 15
Итак, тема урока - «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» цель и задачи урока (слайды 3, 4)

III. Изучение нового материала.
1. Положение фосфора в периодической системе химических элементов (слайд 5, 6)
Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам фосфора и азота, заполните таблицу.
Вариант 1 – положение в ПСХЭ и строение атома азота.
Вариант 2 – положение в ПСХЭ и строение атома фосфора.
Найдите черты сходства, различия между строением атома азота и фосфора.
Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе V группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -3 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +5 в кислородсодержащих соединениях.
2. Валентное состояние атома фосфора (слайд 7) - объяснение учителя.
3. Нахождение в природе (слайд 8) –работа с учебником.
Задание классу:
В каком виде фосфор встречается в природе?
Лабораторный опыт № 1.
Рассмотрите образцы минералов, содержащих фосфор.
Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.
4. Физические свойства
Аллотропные модификации фосфора (слайд 9,10)-объяснения учителя
А) белый фосфор (слайд 11,12);
Б) красный фосфор (слайд 13,14);
В) черный фосфор (слайд 15,16);
Вывод: Три аллотропные модификации – белый, красный, черный.
6. Химические свойства фосфора (слад 17)
1) Взаимодействие фосфора с простыми веществами:
А) с металлами, образуя фосфиды.
Например, взаимодействие белого фосфора с кальцием.
Задание: Запишите уравнение реакции, составьте уравнение электронного баланса.
Б) Взаимодействие фосфора с неметаллами.
Например: Взаимодействие фосфора и кислорода (видеофрагмент).
Задание:
Запишите уравнения реакции, составьте уравнение электронного баланса.
Как горит фосфор на воздухе и в кислороде?
В) Взаимодействие фосфора со сложными веществами (хлоратом калия) (слайд 18)
6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2O5
7. Применение фосфора (слайд 19) – выступление учащегося.
Закрепление изученного материала (фронтальный опрос):
Охарактеризуйте положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
В каком соединении фосфор проявляет степень окисления -3? (слайд 20)
А) Н3РО4
Б) РН3
В) HРO3
3. В каком виде фосфор находится в природе? Охарактеризуйте физические свойства фосфора (красного, белого, черного).
С каким веществом реагирует фосфор образуя фосфид:
А) водой
Б) водородом
В) магнием
Домашнее задание (слайд 23): § 22, упр. 3
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Какой момент урока вам понравился?
Какое впечатление у вас осталось от урока?
VI. Подведение итогов и выводы урока.
Презентация к уроку. Приложение № 1.