План работы учителя русского языка по подготовке учащихся 11 класса к ЕНТ
«Подготовка к ЕНТ. Русский язык»
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.
Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.
Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.
Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в вузах – уже много лет проходят в виде различного рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуры речи, то есть проверяют практическое знание языка.
Тесты ЕНТ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕНТ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
Наряду с тестированием в школе в качестве экзамена сохраняется сочинение, за которое выпускник получает две оценки – по литературе и русскому языку. На занятиях курсов речь пойдёт и о том, как лучше подготовиться к сочинению с точки зрения русского языка.
Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические знания, на которых десятиклассники повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
Программа рассчитана на 34 часа.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
ОРФОГРАФИЯ
1.
Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
1
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём
2.
Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках
2
Работа с перфокартами, мини-тестирование, практикум
3.
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий
1
Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения
4.
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
1
Оформление дидактических материалов, тестирование
5.
Согласные в корнях, приставках, суффиксах
1
Работа со словарём, практикум, тестирование
6.
Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
1
Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование
7.
Употребление -ь- и -ъ-
1
Тестирование, составление кроссвордов
8.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
1
Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование
9.
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
1
Тестирование, практикум
10.
Контрольный тест по разделу
1
КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ)
11.
Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
1
Конкурсы, встреча с телеведущей МТ, работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей
12.
Лексические и синтаксические нормы
1
Тестирование, работа с лингвистическими справочниками
13.
Зачёт по культуре речи
1
ПУНКТУАЦИЯ
14.
Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
1
Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование
15.
Обособленные члены предложения
2
Тестирование, работа с художественными текстами
16.
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
1
Составление таблиц, тестирование
17.
Знаки препинания при прямой речи
1
Тестирование, подготовка докладов, защита проектов
18.
Знаки препинания в ССП
1
Практикум, тестирование
19.
Знаки препинания в СПП
1
Практикум, тестирование
20.
Знаки препинания в БСП
1
Практикум, тестирование
21.
Контрольный текст по разделу
1
АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
(ЗАДАНИЕ ТИПА С)
22.
Определение функционального стиля текста
1
Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста
23.
Работа со смысловыми типами речи
1
Выполнение текстовых заданий, анализ текстов
24.
Основная мысль текста - рассуждение
1
Составление памяток, анализ художественных текстов
25.
Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)
1
Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать
26.
Языковые средства, обеспечивающие связность текста
1
Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений
27.
Анализ композиции научного и публицистического текстов
1
Выполнение тестовых заданий, анализ текстов
28.
Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов
1
Защита памяток, тестовые задания
29.
Рецензия на научный и публицистический тексты
1
Защита проектов рецензий
30.
Редактирование текста
1
Практикум по редактированию текстов
31.
Итоговая работа. Анализ текста
1
РЕЗЕРВ – 1 ЧАС
Содержание программы
Тема 1. Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,
-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
Корни-омофоны.
Тема 2. Соединительные гласные в сложных словах
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.
Тема 3. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,
-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Тема 4. Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).
Тема 5. Согласные в корнях, приставках, суффиксах
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очёчник).
Приставки на з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ; -к- и –ск- в именах прилагательных
Тема 6. Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Тема 7. Употребление -ь- и -ъ-
Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк, внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Тема 8. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Тема 9. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.
Тема 10. Контрольный тест по разделу «Орфография»
Тема 11. Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.
Тема 12.Лексические и синтаксические нормы
Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.
Тема 13. Зачёт по культуре речи
Тема 14. Простое предложение
Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.
Грамматические и интационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Тема 15. Обособленные члены предложения
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Тема 16. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Тема 17. Знаки препинания при прямой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Тема 18. Знаки препинания в ССП
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Тема 19. Знаки препинания в СПП
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Тема 20. Знаки препинания в БСП
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тема 21. Контрольный текст по разделу «Культура речи»
Тема 22. Определение функционального стиля текста.
Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Тема 23. Работа со смысловыми типами речи.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Тема 24. Основная мысль текста – рассуждение.
Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.
Тема 25. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Тема 26. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.
Тема 27. Анализ композиции научного и публицистического текстов.
Тема 28. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
Тема 29. Рецензия на научный и публицистический тексты.
Тема 30. Редактирование текста.
Литература
Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ . Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) – М.: Айрис-Пресс, 2005 год.
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995 год.
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 347 с.
А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2001. – 414с.
Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.
Изучение курса русского языка по стабильным учебникам / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И Кулибаба // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998 год. С. 3-36.
Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994 год. С. 73-105.
Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998 год. С. 68-92.
Экспертная оценка курса.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык.
Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования.
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.
Заголовок 2Заголовок 315